Изобретатели. Из записок конструктора

Рустам Ишмуратов
На фото: Идем на работу.
Фото Л.Б. Камчатка.
Впереди А.И.Абайдуллин, Р.Р.Ишмуратов, далее Н.А.Гришин, Н.Ф.Тайбинский, Ю.В.Алексюнин, остальных не узнаю.

В конструкторы я попал случайно и некоторое время полагал, что временно. Позднее оказалось - навсегда. Конечно, я умел стучать молотком, пилить, строгать, как-то рисовать, работать в саду. Но все это не профессия.
Профессия – это то, что тебя кормит. Собственно и конструктором я не был профессиональным, ведь у меня не было специального образования. Средняя школа, один курс института КАИ и все. Прошел путь от техника до ведущего конструктора, был даже начальником отдела, но меня вовремя оттуда «подвинули».
Происходило все это в удивительной организации, именуемой «Специальное конструкторское бюро по компрессоростроению» (СКБК, позднее НИИТК). У меня были блестящие учителя: В.Б.Шнепп, Н.Я.Солопов, А.И.Шварц, Н.Ф.Тайбинский, А.Б.Шитиков, В.М.Туруновский, О.П.Булычев. Все эти люди, каждый понемногу, учили меня профессии.  Вокруг работали замечательные коллеги: И.Д.Змей, Б.И.Рейнлиб, Н.П.Барабанова, Б.А.Ильин, В.П. Кувалдин, А.В.Блинков,  Н.Ш.Басыров, Р.К.Арсланова, Н.П.Никулина, Ю.В.Алексюнин, Н.А.Гришин, В.С. Лобарев. Простите, что я не перечислил еще многих других.
Работал я в группе зубчатых передач, в отделе винтовых компрессоров, в секторе технической эстетики и в других подразделениях.

Рассказ этот вообще-то не обо мне, а о моих друзьях конструкторах-изобретателях, людях отчаянного полета мысли. Их было немало в СКБК (НИИТК), примерно каждый двадцатый конструктор, и ничуть не умаляю их заслуг, но я расскажу только о некоторых. 

Где-то я прочитал, что в каждом изобретателе живет четыре человека с разными свойствами. Это - выдумка (генератор), развитие (резонатор), знание (эрудит), сомнение (критик). Конечно же, в каждом изобретателе в первую очередь живет изобретатель, иначе бы он так не назывался, но и остальные свойства ему просто необходимы.

Вот такая компания была и у нас в СКБК, встречайте: Альфред Ибрагимович Абайдуллин, Марс Файзиевич Муртазин, Тимур Бердыевич Мирзоев, Ильдар Вагизович Хамидуллин и я, ваш покорный слуга, с грустью пишущий эти строки. Надо сказать, что все мы, будучи друзьями, занимали разные должности, работали порой в разных отделах, и занимались разными задачами. Объединяла нас, при всей прагматичности конструкторской работы, неуемная страсть расползаться «мыслью по древу» и к «витанию в облаках». При этом, хотя мы постоянно решали конкретные задачи, и каждому из нас был присущ критический взгляд на решения, но «журавль в небе» нам всегда казался ближе, чем «синица в руке». Такое было у нас воспитание и так мы были устроены.
 
Альфред Ибрагимович Абайдуллин. 
Родом из Арска. Вспоминал иногда про своего деда Бабая, но, к сожалению других подробностей, я не запомнил. Альфред окончил КАИ, работал некоторое время в КБ на Авиазаводе, позднее поступил на работу к нам в СКБК.
Он, с его шутливых слов, всегда во всех списках был первым! Фамилия начиналась буквами Аба и имя тоже буквой А!
В СКБК он пришел в отдел винтовых компрессоров, мы работали в одной комнате и мне он сразу понравился. Стройный, собранный, скромный.
  Альфред прекрасный конструктор. Его чертежи безупречны, насыщены и красивы. Он их творил играючи. Сложнейшие задачи решал легко и изящно. Его конек – сборка, преодоление противоречий. Но он не боялся и рутинной работы. Однажды при мне он начертил восемь детальных чертежей формата А4 (в сумме один лист ватмана) за один час. Так устроен его мозг и руки. Карандаши на его столе всегда тщательно отточены, нож для заточки карандашей всегда предельно остер.
Альфред изобретал. Между принятием пищи, чисткой зубов и сном это было его постоянным состоянием. Ему было безразлично, на чем остановить острие своей мысли. Критическому анализу и обновлению подвергалось все, что попадало под органы его восприятия, будь то пробка бутылки или штопор. Важно было найти подходящий прототип, раскритиковать его, подыскать обладающие новизной признаки и придумать формальную полезность к ним. Изобретательство - игра. Игра со сложными правилами, с импровизацией, с долгой перепиской, но игра. 
  Жил он в общежитии при СКБК. Там обитали молодые специалисты. Позднее Альфред обзавелся семьей, получил квартиру, стал ведущим конструктором. В то время направление винтовых компрессоров в Советском Союзе было не развито и в нашем СКБК (под руководством А.И.Шварца) только поднималось.  Вот тут талант конструктора и изобретателя Альфреда проявился полностью. Он разрабатывал основную часть винтового компрессора, сам компрессор, и по ходу конструирования преодолевал многочисленные технические и технологические противоречия. Не буду утомлять читателя перечислением названий компрессоров, в которых принимал участие Абайдуллин, могу только сказать, что по количеству авторских свидетельств он был на первом месте среди изобретателей СКБК. Его фото всегда было на доске изобретателей. Я сидел недалеко от него и иногда принимал участие в его с Марсом обсуждениях возникающих проблем.
Я занимался туризмом и однажды уговорил Альфреда провести вместе отпуск. Снарядили две трехместные байдарки и сплавились по реке Большая Кокшага от моста у Санчурска до Звенигова на Волге. В одной байдарке Альфред с женой Альбиной и семилетним сыном Эдиком. В другой  байдарке я с женой Александрой и тоже семилетней дочерью Снежаной. Прекрасный был поход. Первые дни шли по заповеднику. Дикие места. Ощутимое течение несло нас по реке. Песчаные косы, бесчисленные коряги, нескончаемые повороты. С берега нависают кусты и деревья. Едва успеваем отмахиваться веслами. На реке вблизи утки, вдали цапли, высоко в воздухе ястребы. Стоянки, купания, беготня по пляжам!
Были и приключения. Как-то распороли о подводный сук нашу байдарку. Ловили рюкзаки, сушили вещи, клеили резину.  Шли две недели. Вышли на Волгу и вдоль берега добрались до Звенигова. Два часа на Метеоре и мы в Казани. Незабываемые дни!

К чему это я? Просто жизнь складывается из таких эпизодов. Много лет спустя, я написал небольшие воспоминания о нашей работе и нужны были деньги на издание книги. Альфред, ни слова не говоря, дал не достающую часть, и книга была издана.
И если говорить о свойствах Альфреда как изобретателя – это был, конечно, выдумщик (генератор).

Марс Фазиевич Муртазин. 
Родом из Казани. У него было два брата, старший, не помню имени  и младший – Рафаэль. Мы с ним дружили, ходили в походы.
Марс учился в КХТИ, окончил компрессорный факультет и оттуда попал в СКБК.
Марс это отдельная песня.
Невысокого роста, взъерошенный, всегда рассеянный, он притягивал к себе своей скромностью, непритязательностью и самоиронией.  Будучи талантливым конструктором, он всегда был нацелен на выявление недостатков в проектах, сколько бы незначительными они не выглядели.  Его чертежи при всей их профессиональности не выглядели столь эстетичными как у Альфреда, много стираний,  поправок, пометок. В конструкторском бюро, более двадцати лет они сидели за соседними столами и постоянно оппонировали друг другу.  Вместе они команда. Альфред, обычно, рисует самый сложный узел в машине (компрессор), Марс - установочный чертеж машины, а затем весь отдел не один месяц занимается деталировкой.
 Надо сказать, что наши компрессоры решали важные народно хозяйственные проблемы. Например, по всей стране шла добыча нефти, которая сопровождалась выходом попутного газа. Первые годы газ этот никак не собирался и не перерабатывался, а просто сжигался на факелах. Брали только нефть! Представьте себе картину – в степи лес нефтяных вышек и на каждой газовый факел. Помимо, огромных потерь ценного природного сырья, страдала экология! Вот эти факелы и гасили наши винтовые компрессоры. Попутный газ собирался, сжимался в компрессорах и отправлялся по трубопроводам на НПЗ на переработку.
За решение этой задачи, группа специалистов  СКБК была удостоена премии Совета Министров СССР (1982 года). В числе лауреатов есть и мои друзья изобретатели – Марс Муртазин (ведущий конструктор) и Тимур Мирзоев (руководитель проекта)!
Ради справедливости надо назвать и других  участников этой премии: А.И. Шварц (общее руководство), Ф.С. Назмеев (начальник цеха), А.Л.Верный (заведующий лабораторией), А.П.Кувалдин (начальник  конструкторского отдела), И.Г.Галиахметов (начальник технологического отдела), Б.Н.Павлов (слесарь), А.В.Гофман (ведущий специалист отдела автоматики). Все они являлись специалистами высшей квалификации и были успешны.
У Марса на все были свои гипотезы и аргументы, с трудом воспринимаемые окружающими. Например, Марс утверждал, что нижние зубы быстрее выходят из строя потому, что остатки пищи с верхних зубов падают на нижние зубы и там загнивают. Шутка!  Как-то мы вместе оказались на базе отдыха СКБК и когда моя жена Александра, удивилась, что он пьет сладкий чай и закусывает конфетами, он ответил, что так вкуснее! Самоирония, вот качество характерное для Марса советского инженера, да и в целом для советского человека! Надеюсь, что и сейчас это качество в нас не утеряно.
И если говорить о свойствах Марса как изобретателя – это его постоянное сомнение (критик). Он очень цепко видел недостатки и конструктивно их обосновывал.

Тимур Бердыевич Мирзоев.
Как-то мы с ним сидели, пили чай и он (20.2.1999) рассказал мне свою историю.
Его прадед по материнской линии татарин, жил в Казани. Имел лавку на Булаке, торговал пушниной. Ездил в Астрахань на ярмарку. Там джигиты из Буйнака украли у него 15-ти летнюю дочь. Она стала женой лезгина, родила ему дюжину детей. Во время каких-то кровавых событий на Кавказе она с тремя младшими детьми бежит на пароме через Каспий в Туркмению. Перебирается в Ашхабад.
Ее дочь, мать Тимура, выходит замуж за туркмена Мавиева. Тот был членом ЦК ВКПБ Туркмении. В 1935 году его арестовывают за неурожай хлопка, но через год выпускают. Он, чувствуя надвигающиеся репрессии, чтобы не подставлять семью, уезжает в Таджикистан. Там вновь женится и живет простой жизнью. Тимур впоследствии бывал у него.
Мать Тимура, спасая детей, разводится, дает им свою фамилию и увозит их из Ашхабада в Чарджоу. Заведует аптекой. Она врач, в войну военврач. Возит с фронта в эшелонах раненых в тыл.
Тимур, после окончания школы едет в Казань, заканчивает КАИ, работает на авиазаводе, и позднее поступает на работу в СКБК.
Дальше  рассказываю о том, в чем сам участвовал.

В СКБК Тимур ведет тему (1967 год), связанную с компрессорами, собирающими попутный нефтяной газ. Влезает в чертежи, в конструкцию, что-то предлагает, с чем-то не соглашается. Объехал все нефтяные месторождения Пермской области, Татарии, Башкирии. Преодолел, конструктивные просчеты, ошибки изготовления и эксплуатационные неполадки. Однажды он и меня привлек в командировку в Альметьевск. Что-то там не ладилось с мультипликатором или шестернями связи. Это был год столетия В.И.Ленина - год повышенных социалистических обязательств. Помню, в Альметьевске мы с Тимуром смотрели фильм «Шестое июля» и там Ленин достает из стола револьвер и кладет его в карман. Мы потом обсуждали это в гостинице.
По работе тогда хватило всем, но как-то Тимур одолел и это! Эпопея длилась несколько лет.
Результат - премия Совета Министров СССР (1982 года), та самая, где они отмечены вместе Марсом.
Тимур Бердыевич был крупной личностью: конструктор, изобретатель, исследователь, организатор, боец. Он всегда выискивал и применял в конструировании какие-либо физические эффекты, или принципы. Не все доходило до реализации, но мозг его работал как отбойный молоток – пробивал любое техническое противоречие. Если, например, ротор прогибается в подшипниках, он этот подшипник вставляет внутрь ротора, если компрессор шумит, он его помещает внутрь маслоотделителя!
По духу это был человек полета! Сила убеждения была в нем невероятная. Его  фантазии опережали время, и прорывали пространство. До последних дней он стоял дома у кульмана и сочинял поезд, на воздушной подушке мчащийся по монорельсу через всю Россию от Архангельска до Анадыря со скоростью 400 км в час.
Бескорыстный и честный, он был вспыльчив, и при малейшем сомнении в искренности оппонента или коллеги прерывал с ним всякие отношения. 
Когда наступили перемены в стране, он возглавил отдел, затем направление винтовых компрессоров. Конструировал дожимающий компрессор высокого давления. Создал его, запатентовал, испытал, внедрил. К сожалению, стихия перестройки поглотила этот компрессор где-то в Карачаганаке, в хаосе именуемом «лихие 90-е».
Тогда же Тимур ушел на Казанский компрессорный завод (ККЗ, позднее ККМ), создал там КБ - альтернативу НИИТК, и за три года был готов на равных конкурировать с ним. Когда пришлось уйти и с завода, он создал самостоятельную фирму ВИКОМ, затем ВИКОМ-М.
Одна из последних его машин была газовая винтовая компрессорная установка  производительностью 10 м3. Она безотказно работала много лет. Особенностью ее было то, что сам компрессор находился внутри маслоотделителя, что и гасило шум, а вместо торцевого концевого уплотнения стояла манжета из какой-то особой резины. Установка работала без остановок на ревизию по два года. Все попытки Тимура перевести эту установку на серию, оканчивались безрезультатно. Кому нужна в России своя простая надежная недорогая машина?!  Газпрому что ли? Что с нее возьмешь? Ни булки, ни масла!
Другое дело иностранные компрессоры. Встречи, переговоры, договора, монтаж, приемка, запчасти! Вот на ремонт, иностранных специалистов наше начальство, к сожалению, не любит приглашать – дорого.
По предлагаемым свойствам изобретательства, Тимур был, несомненно, знаток (эрудит).

Ильдар Вагизович Хамидуллин.
Родом из Юдино, что под Казанью. Ильдар учился в КХТИ, окончил компрессорный факультет и оттуда попал в СКБК. Работал в отделе подшипников и уплотнений. На работе он всегда выдержан, общителен, скромен.
Мы с ним сблизились в Красноармейске в 1974 году, где участвовали в  доводке первого газоперекачивающий агрегат ГПА-Ц-6,3.
Вот один эпизод о тех событиях:
Дело не шло.  Провели выездное совещание трех министров. Попало всем.
После совещания В.Б.Шнепп, отыскал нас с Ильдаром и сказал:
- Я послезавтра еду в Казань, а вы к этому времени нарисуйте масляный фильтр производительностью в три раза больше существующего, с возможностью резервирования и замены элементов во время работы. Мы его запустим в производство и через неделю установим здесь.   Он  тут же позвонил в Самару к нашим соисполнителям проекта, и наутро нам привезли все необходимое, чертежные доски, готовальни, ватман, справочную литературу, а также  прикомандировали двух техников в ранге начальников отдела. У тех хватило такта не влезать в детали, а исполнять детальные чертежи со старанием молодых специалистов. Установочный и сборочный чертежи мы  выполнили сами.
В понедельник В.Б.Шнепп забрал чертежи, отдал мне свою телогрейку (наступали холода), и уехал.
За себя он оставил Н.Я.Солопова, незадолго до этого прибывшего из Бурдыгино – населенного пункта в ста пятидесяти километрах от нас, где находился аналогичный объект, запускаемый со сходным неуспехом.
На другой  день, мы с Ильдаром в конце дня пошли отпрашиваться у Николая Яковлевича, чтобы уйти пораньше с работы и успеть в книжный магазин, давно нами облюбованный для посещения.
-  Выпить, наверное, надумали? - Уличил нас тот.
Отпираться было бесполезно, и мы безропотно кивнули головами.
- Тогда заберите с собой слесарей, все подготовьте и ждите меня. Я скоро приду.
Так и сделали. Предупредили наших слесарей, сходили в книжный магазин, затем в продмаг. Правда, водка оказалась «Старая»,  да и Солопов пришел поздно, так что пришлось начинать без него, но  все получилось  замечательно…
Наутро, к полудню, мы оказались на объекте, а через неделю был привезен и фильтр, который без промедления наши славные слесаря втиснули  куда надо.
Ильдар дорос до начальника отдела, защитил кандидатскую диссертацию. Подшипники, уплотнения, маслосистемы, расчеты, конструкции – его стихия.
Помогал В.Б.Шнеппу в оформлении его докторской диссертации.
В трудные годы перешел на завод к Тимуру Мирзоеву. Создал комплект программ по расчету геометрии и прочности  винтовых компрессоров.  В какой-то момент возглавил два КБ – Евгеньева и Мирзоева, и был готов на равных конкурировать с НИИТК.
Помог директору завода А.М.Галееву в написании его докторской диссертации.
Еще, мы с ним еще были заядлыми туристами-спелеологами. Почему были, мы еще и сейчас ого-го! Однажды поехали на Урал в Кутукское урочище. Всей командой добрели до места, расположились, а Наталья Смирнова задержалась в Казани на два дня. Мы с Ильдаром пошли ее встречать. Заночевали в Ташэльгяне и на утро двинули в Нугуш к автобусу, 25 км туда и 35 обратно. К автобусу мы успели, но пришли раньше. Сели у магазина в тенечке и задремали. Спохватились когда автобус уже пришел. Мы туда-сюда нет Натальи. Огорчились и пошли обратно. Приходим в Сергушкино и там случайно увидели Наталью. Вот было радости. А ведь дальше надо было идти лесом километров 30. Мы и сами то, еле нашли дорогу. Так что удача нам сопутствовала!
По предлагаемым свойствам изобретательства, Ильдар, конечно же, знаток (эрудит).

И немного о себе.
Родом я из Казани. По образованию географ, окончил заочно Казанский Государственный Университет (КГУ). По призванию путешественник - альпинист, турист и спелеолог. Объехал, в командировках, турпоходах и альплагерях пол Союза - от Кохтла-Ярве до Иркутска, от Норильска до Кушки.
В СКБК с 1961 года.  Конструктор-самоучка.
В общем: конструирую, изобретаю, пишу.  Между делом занимаюсь разработкой головоломок и настольных игр. Кому интересно, расскажу.
По предлагаемым свойствам изобретательства, я скорее подхватываю, развиваю, расширяю чью-то мысль (резонатор).

Рустам Ишмуратов
ishmuratovr@mail.ru