(Диалог запросто с Эазмом Фоммсокатом 64)
В самой постановке вопроса о тождестве бытия и мышления уже есть что-то шизофреническое. Вот, например, бревно, или слово "бревно", написанное на бумаге, или произнесенное, или понятие, находящееся у нас в голове. Какое между ними может быть тождество? Бревно - из дерева, слово из чернил или звуков, а понятие в нашей голове из электрических импульсов. Абсурд какой-то.
Но Гегель выкрутился так: то бревно, которое из дерева - оно не настоящее бревно. А настоящее "бревно" как раз то, которое в голове. И в том бревне, которое из дерева, оно где-то спрятано, внутри. И если покопаться как следует, то мы там его найдем - в точности такое, как в нашей голове.
Вот как-то так, если грубо.
- Замечательно!
А мне вот что видится в соображениях ГВФХ:
возможность и древесины, и чернил, и восприятия чего-либо - обусловлена
преобразованиями "абсолютного духа" - той субстанции,
силами которой только и может быть что-то осуществлено.
От себя уточняю, что при этом:
мышление "формируется" посредством менее взаимосвязанных
(следовательно - более свободных) движений субстанции,
а в древесине и чернилах - эти же движения "уплотнены",
то есть - заторможены...
- "абсолютный дух" - это вы правильно отметили. И наш разум (конечный дух), и наши мысли, и понятия вещей - все это частицы абсолютного духа (бога). Поэтому-то 1) мы можем познать бога, 2) сравнивать предметы с понятиями и, следовательно, познавать мир. Так, мне представляется, думал Гегель.
По поводу движения субстанций, ничего не могу сказать...
- Вот "по поводу движения субстанций" - в компании Спинозы, Ляйбница, Канта и ГВФХ не обойтись без Аристотеля, потому как он в своё время упоминал энергию в роли движущей силы человека, а по всему выходит, что эта самая энергия, проявляющая себя в единственном свойстве - движении, как раз субстанцией и оказывается...
...а "Бог" - это всего лишь впечатление человеческого рассудка, представляющее собой проецирование тех или иных атрибутов общественного уклада жизни человеков на их представления о природных процессах.
http://philosophystorm.org/gegel-metafizik#comment-453454