Он спокойный у меня

Римма Ефимкина
– Я готова. Единственное, мне ребёнка оставить не с кем. Но он спокойный у меня.
– Если этот вопрос нельзя решить, то давайте перенесём встречу на другое время, я могу в четверг или в пятницу.
– Лучше сегодня. Так как мне вообще не с кем его оставить и в четверг, и в пятницу, и в другие дни.
– Я не согласна работать при ребёнке. Отменим сессию, пришлите номер карты, я верну деньги.

Это диалог с клиенткой за четверть часа до начала психотерапевтической сессии. Я уже стреляный воробей и знаю, что соглашаться на такое категорически нельзя. Это как с владельцами собак, выгуливающих питомцев без поводка. "Она у меня не кусается!" Да мне не надо знать эту информацию, просто пристегни поводок и надень намордник. Это ТЕБЯ она не кусает. Собака неосознанное существо, не отвечает за свои поступки, а отвечаешь ты.

То же и с ребенком. Это в ОБЫЧНОЙ ситуации на руках у мамы младенец спокойный. Но на сессии мама начнет плакать, и ребенок с ней вместе, и вот я уже нянька, а не психотерапевт. Ребенок неосознанное существо, не отвечает за свои поступки, а отвечает мама. Но если и мама неосознанное существо, то пусть хотя бы психотерапевт соображает, что делает.

"ВХОДИТЬ В ПОЛОЖЕНИЕ"

Я не всегда была такая умная (клиенты считают "жесткая"). Я "входила в положение". Вот приходит на условленную встречу клиентка, а на руках кокон с завернутым младенцем. И куда ее? Понятно, что кругом и шагом марш, а деньги не возвращать, потому что она нарушила условия встречи. Но она же мааама, у нее бедный ребеночек, им нужны и помощь, и деньги. И я добрая. Что происходит дальше? Ребенок на пять минут замирает, потом у него включается ориентировочный инстинкт – и консультации конец. Попить, пописать, а кроме того разрушить обстановку моего кабинета, не будет же он играть своей надоевшей погремушкой.

Было много разных случаев. Приходили на психотерапевтическую группу кормящие участницы с ребенком и папой ("Пусть посидит в сторонке, он же не мешает"). Приходили с ребенком и мамой ("А что, разве нельзя в соседней комнате их поместить?"). Нет, нельзя.
 
Как-то родившая постоянная участница моих групп пишет перед очередным тренингом:

– Собираюсь на группу, но никак не могу решить вопрос с 7-месячной дочерью. Вопрос: если я возьму ее с собой на группу, это может на ней как-то негативно отразиться с точки зрения психического развития?
– Категорически нет.
– Смущаюсь от слова "категорически". Правильно ли я поняла, что на ребенке его пребывание на группе НЕ ОТРАЗИТСЯ ПЛОХО?
– Еще раз: группа для взрослых.

В этом диалоге я была недостаточно внятна, поэтому мою фразу "категорически нет" клиентка интерпретировала по-своему. Как видите, очевидные ДЛЯ ВАС вещи вовсе не очевидны для клиента. Поэтому предпочтительнее называть вещи своими именами, например "с ребенком приходить нельзя". Обиделась, и больше я ее не видела. Дети – это святое. Если манипуляция детьми не удалась, то психолог бездушный зверь, который не любит детей.

БИЛЕТ В ДЕТСТВО

Психотерапевт не сдает в субаренду комнат, не продает услуги няни. Но все это сдается и продается в других местах, точно не на вашей группе. Почему же мамочки на время своего отсутствия не наймут няню на своей или на ее территории?

А вот почему. Это был бы поступок взрослого ответственного человека, а мамочке так охота самой впасть в детство, чтобы позаботились о ней! Навалившиеся обязанности по уходу за ребенком для молодой неопытной женщины колоссальны, их невозможно было предвидеть заранее. И тогда ребенок функционально становится для мамы входным билетом в детство, где большие позаботятся о маленькой, и психолог входит в их число.
 
Ллойд Демоз, автор книги "Психоистория", называет такой тип отношений родителей с ребенком возвратной реакцией: "Он может использовать ребенка как заместителя фигуры взрослого, значимого для него в его собственном детстве (возвратная реакция)". Это означает, что ребенок существует для того, чтобы удовлетворять родительские потребности. В данном контексте клиентка, пришедшая на собственную психологическую консультацию с ребенком, рассчитывает на лояльность психолога к себе и одновременно на заботу о ее ребенке.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Во-первых, отказаться работать на таких условиях, и если клиентка согласна, то передоговориться о новой встрече без ребенка.

Во-вторых, независимо от запроса клиентки обсудить инцидент на сессии. Он отражает ее паттерн – перекладывать ответственность за свои взрослые выборы на другого и таким образом тормозить свое развитие. Взрослость включает в себя умение решать собственные проблемы и проблемы своего ребенка. Решив проблему того, как позаботиться о ребенке на время собственной консультации, женщина становится более зрелой и сильной. Если она справится с этой маленькой задачкой, то сможет справиться и с другими вопросами ее бытия.

                17.01.21