88 год. Гл. 59. Выборы руководителей

Виктор Ааб
Глава 59. Выборы руководителей.

Перестройка шагает по стране, будоражит всё вокруг. После успешного отчёта на Бюро, в моральном плане, огромная ноша свалилась с плеч, но фактический ритм работы не стал менее напряжённым. До конца года необходимо опробовать на деле, и испытать на практике, новое модное новшество – следует, открыто и глас-но, коллективами, выбрать руководителей подразделений, в нашем случае  –  руководителей цехов.
Ускорение и перестройка экономики, новое мышление, – больше открытости, больше демократии во всех сферах жизни, – это всё не только лозунги. Пьянящей привлекательностью они притягивают к себе людей, подталкивают к действию и постепенно, людьми воплощаются в реальность. Под руководством партии, через всесоюзные, на всю страну разом, кампании и не всегда, как мне кажется, к месту.
Закон о госпредприятии предполагает обеспечение хозяйствующим субъектам большей экономической самостоятельности. Казалось бы, кто – против?  Но не приведёт ли их самостоятельность к неуправляемому хаосу в стране, и кто его знает, как выйдет? Всё может быть...

Нет, с помощью каких-то рычагов надо, всё-таки, направлять деятельность получивших самостоятельность предприятий в нужное русло.
Новое понятие появилось в обиходе – госзаказ. Вот через этот, обязательный для исполнения, госзаказ на важнейшие продукты и услуги, и будет управление. А остальную продукцию, предприятия планируют и выпускают, пусть, все как хотят, к большей своей прибыльности...
Мне не совсем понятно, что же для нашей ГТС является госзаказом, а что – нет? Ведь по большому счету – всё, чем занимается Городская телефонная сеть – важно.
Но, всё решили в высших плановых органах и как любому предприятию – ГТС довели госзаказ конкретными позициями. Их немного, – прирост телефонных аппаратов, прирост радиоточек…

Всё остальное – в руках предприятия. Повышай качество, вводи новое оборудование, другими способами увеличивай объем продукции, и через его рост, увеличивай фонд оплаты труда! Думай руководитель, думай и действуй, во благо коллектива.
Ростки хозрасчёта, и довольно действенные, появились на свет через производственные бригады, через коэффициент трудового участия, оценивающий рублём вклад каждого члена бригады в общий результат труда.
Роль бригадира, при таком раскладе, резко возросла и так как производственные хозрасчётные бригады – дело, в общем-то, добровольное, то и бригадиром должен стать человек, которому члены бригады доверяют, и, следовательно, его надо избрать всей бригадой. Либо самим из числа членов бригады определить, либо – утвердить голосованием человека, рекомендованного руководством. Понятно, бригадир – фигура ответственная, и компетентность свою должен завоёвывать не через примитивное панибратство…

Процесс образования хозрасчётных производственных бригад за этот год в моем коллективе уверенно набирает силу во всех цехах и благотворно влияет на ход работы, и на укрепление дисциплины, тоже, влияет.
Необходимость выборности руководителей более высокого ранга теоретически, тоже, вроде бы органически вписывается в логику Перестройки. Как же! Коли резко возрастает экономическая самостоятельность предприятия, а значит и прибыль, и, соответственно, заработная плата коллектива, в большей степени, зависит теперь, именно, от способности руководителя – выгодно организовать производство, от его компетентности, от его предприимчивости – вроде и логично, устроить конкурс претендентов на роль руководителя. Через выборы, – пусть станет у руля и руководит более достойный и талантливый человек, которому доверяет коллектив…
Но не всех, же грести под одну гребёнку.

По факту же, необходимость выборности руководителей приобретает всесоюзный масштаб, носит поголовный характер, – где надо и где – не надо.
В скором времени предстоит пройти через выборы и мне. На душе у меня не очень комфортно. Несколько лет назад, когда буквально разваливался коллектив, когда необходимо было выводить его из банально деморализованного состояния, возрождать в коллективе уверенность на возможность нормальной производственной жизни – достаточно было меня просто назначить. А вот теперь, когда коллектив прочно стал на ноги и многие считают за честь – в нем работать, можно и руководителя переизбрать…
Обидно это осознавать. Внутреннее чувство подсказывает, – нет мне пока конкурентов, а разум предостерегающе дёргает сознание через свои ниточки – а вдруг, всё-таки… И мимолётный холодок тревоги бередит душу.

А пока, черед выборов наступил для руководителей цехов. Я понимаю, что для ГТС – это простая формальность. По-прежнему – нет на предприятии реальных заметных работников, добровольно желающих занять очень хлопотные должности начальников цехов. Степень хлопотности у каждого из них конечно разная, но даже и при наименьшей – за ту разницу в заработной плате, которую они имеют перед своими подчинёнными – и днём со свечой не рассмотришь претендентов.
А ведь тоже, пожалуй, волнуются и Сторожилова и Шмидт и даже, Висящев. Всё-таки какой-никакой, а придётся им держать экзамен перед трудовой командой. И все-таки непросто чувствовать себя в центре внимания под пристальными взглядами подчинённых, в том числе и справедливо и несправедливо обиженных – чего не бывает на работе, и осознавать – вот, теперь, твоя судьба зависит от того, сколько из них поднимут руки в твою пользу. Вот, сейчас, у некоторых из них появилась возможность – отыграться.
Формальность?..

Я намеренно не присутствую на выборных собраниях в цехах. Этим – демонстрирую твёрдую уверенность, что эксцессов с недоверием начальникам цехов не будет. По большому счету – все они достойно трудятся на порученных местах работы. И меня как их непосредственного руководителя, по большому счету, эти ответственные  труженики устраивают. Нет, не стоит за них волноваться.
Выборы Сторожиловой на радиоузле прослеживает Макарычев. Выборы на АТС – Журба Владимир Яковлевич. И прямо-таки рвётся поприсутствовать на выборах Висящева в линейно-кабельном цехе – Мурносова. Что, – там концерт ожидается?..
– Бога ради, Валентина Васильевна, – поддержите тонус. Не будет концерта. Кого-кого, а Висящева его мужики не сдадут…
И вот, на очередной планёрке каждый поочерёдно, заместители докладывают – все начальники цехов переизбраны единогласно.

Иначе – и быть не могло! Уверенно сдаёт моя команда экзамен перед людьми.
Что там предприятия, вся страна что-то выбирает. Выбирает открыто всё меньше и меньше опасаясь последствий выбора, опьянённая всё более и более обволакивающей дозволенностью – громко, никого не боясь, говорить, что вздумается. Кажется, что совсем немного и не останется вокруг недостижимых целей, даже самых невероятных, совсем недавно вообще ещё не поддающихся воображению.
Совсем ещё недавно, в студенческих аудиториях, будировали мы вопрос о праве наций на самоопределение, вписанном в Конституцию СССР. И предположение, а вдруг, одна из республик возьмёт и захочет реализовать это право? Куда там, у каждого, даже самого критически настроенного мыслителя так и слетало с языка
– Да что вы! Кто ж это захочет сам, вот так, добровольно, взять и отделиться от огромной и самодостаточной страны? Ведь всем нам в этой стране уютно и хорошо.
А может, кто и хотел?.. тайно…

А ведь теперь, и не скрывается это, в обстановке всеобъемлющей гласности.
Пока ещё смутно, наталкиваешься на непостижимое, – что-то неладное начинает происходить в прибалтийских республиках, республиках, которые в числе первых, стали базовой площадкой для отработки, так необходимых стране, новых методов хозяйствования и которые всей стране демонстрируют новое экономическое мышление.
И почему-то через Народные фронты всё больше и больше будоражат сознание граждан именно прибалты, вскрытыми фактами ну совсем омерзительных деяний страны, в которой они живут единой семьёй.
И вот, уже всё громче и громче озвучивается тезис, что живёт Прибалтика под жестоким гнетом русского старшего брата, что она оказывается, оккупирована и насильно присоединена к Союзу, во время позорного перекраивания границ восточной Европы, перед последней войной.
И вот, уже жаждущая равноправия и самостоятельности малюсенькая Эстония принимает Закон о праве Вето, о праве отклонять законы СССР на своей территории. И это, почему-то, не получает отпора…

И начинаешь сомневаться в своих студенческих заблуждениях, а может быть, всё-таки, найдётся желающий воспользоваться правом на самоопределение наций… И становится, пока ещё временами, не то чтобы страшно, а как-то, тревожно…
И вот, уже почти год происходит что-то невообразимое вокруг Нагорного Карабаха. Мало информации, но даже и из неё становится ясно, не гаснет там межнациональный конфликт, а наоборот – даже разрастается.
И вот, уже в двух районах Азербайджана вводится чрезвычайное положение. И способов погасить тревожащий душу конфликт, похоже, у руководства страны – нет… Зато, в плане международного сотрудничества, резко оживившегося с разрядкой – сплошная идиллия.
И вот, прямо как подарок к наступавшему Новому году – второго декабря, руководители двух самых мощных мировых, казалось бы, фатально соперничающих, держав обнародуют заявление об окончании холодной войны изматывающей их народы долгие годы!
В глобальном масштабе нескончаемая холодная война сходит на «нет».
 
Отрадно конечно. Но почему, именно сейчас, в локальных местах на территории моей страны возникают кровавые горячие точки, и грозный призрак межнациональных раздоров, пока ещё мимолётно, глухой неосознанной тревогой будоражит сознание?.. Шаги к катастрофе?..
И размягчается уверенность в благости абсолютно всех перестроечных намерений. Что-то – не так…
Уму непостижимо! Как быстро эти раздоры могут обернуться горячей войной между гражданами одной, собственной, своей   страны…