Мемуары кормового стрелка. часть 2

Леонид Зикеев
   В  течение  дня,  изучая  город  Белгород,  мы ещё  чувствовали  себя  гражданскими  людьми,с  нами  не  было  даже  сержантов,  сопровождавших  нас.  Однако,  вечером  снова  зазвучали команды;  строем  мы  прибыли  на  вокзал,  где  нас  распределили  по  товарным  вагонам,в  которых  перевозили  животных.  Там  для  нас подготовили  двухярусные  нары,  на которых не  было  даже  соломы,  и  слава богу,  потому  что  курящих  среди  нас  было  много  и мог быть  пожар.Керосиновые  фонари  издавали  тусклый  свет,  и,  после  команды « отбой»,возбуждённая  компания, принявшая  в  городе  вина,  постепенно  успокоилась.

   Постель  из  не струганных  досок  не  была  причиной  моей  бессонницы.  Я  думал  о  том, как  круто  судьба  изменила  мою  жизнь.  У  меня  была  цель – стать  лётчиком.  Этому  я посвятил   всё  своё  свободное  время.  После  работы  на  заводе  ходил  в  аэроклуб,  учил матчасть  самолёта,  теорию  вождения  летательного  аппарата.  Не  забыть  свой  первый самостоятельный  полёт.  Это  было  настоящее  счастье,  чувствовал,  что  мечта  сбывается.
   
   Когда  взлетел,  настроение  было  такое,  что  запел: « Широка  страна  моя родная,  много в  ней  лесов,  полей и рек»… А  полёты  в  зону,  выполнение  фигур  высшего  пилотажа - дух захватывало.  Вспоминал  полёты  строем, когда  один  самолёт  сваливался  на  пикирование,как – будто  падал  в  бездну. Однажды инструктор  разрешил  мне  полёт на  спарке  с  таким же как и я  курсантом Гришей  Ивановым.  Наш  полёт  был  высоко  оценен  командованием клуба.А теперь,  в  этом  телятнике,  я  еду  и даже  не  знаю  куда.

   Вспоминал  и  первое  своё  знакомство  с  девчонкой.  Это было  уже  после  получения  удостоверения  пилота. Тёплым  осенним  вечером  в  компании  друзей  и  девчонок я поспорил на  американку  с  одной  мало  знакомой  мне  девушкой  и  выиграл,  то  есть  по  условию этого спора  она  должна была выполнить  любую  мою  просьбу. Но  это  своё  право  я  почему - то  отложил  на  потом .

   А  потом, как – то  после  просмотра фильма,  я проводил  её  до  дома  и под  впечатлением  кино  вместо  признания  в  чувствах  сказал:  Я  хочу, чтобы  мы с тобой стали  друзьями.  И  был  уверен,  что  она  согласится,  но  она  сказала -  Нет,  я  не  могу.  У  меня уже  есть  друг.  – Кто  он?  - Это  мой  одноклассник,  Гриша  Иванов.  Он  остался  в  Понырях, учится  там  в десятом  классе,  а  я приехала сюда,  в  Курск и  учусь  здесь  в  десятом классе.Я  был  ошарашен этим  известием,  но ей не  сказал,  что  этого  парня  я  знаю  хорошо.И  так мы  с ней  холодно  попрощались.  Её  отказ  породил  во  мне  какие – то  новые,  ещё не знакомые  для  меня  чувства.

   Как - то мы с ней оказались в  одной  компании  на  широком крылечке,  увитом               
 дикорастущим виноградником,  шутили  смеялись,  потом,  как - то незаметно, все  по  парам  разошлись  и  мы остались  с  ней  вдвоём. Немного помолчали, я  взял  её  руку,  приблизился  и  впервые  поцеловал  женщину .  Она  не возражала. Значит  передумала. До  ухода  в  армию  мы  с ней  встречались,  ходили   в кино, ели  мороженое. В общем, была школьная  любовь. Последний  вечер  мы  провели  на  проводах  такого  же  новобранца  как  я.  Мне  тогда  осознанно  и  в голову  не  приходило  то,  что ухожу  я на  четыре  года  срочной службы.  А  это  для  девушки – целая  вечность.

  На  следующее  утро  наш  эшелон  прибыл  на  Украину,  в  город  Нежин.  Нас  сводили в баню, выдали  солдатскую  авиационную форму  и  разместили  в палаточном  лагере,  рядом  с    аэродромом.  Военная  служба  началась  с  прохождения  курса  молодого  бойца.
Под  палящим  солнцем  мая
Проводилась  строевая.
Выше  ногу,  шире  шаг,
Нам  не  страшен  лютый  враг.
 
   Мы  сразу  обратили  внимание  на  летящий  вдали  самолёт  необыкновенных  размеров. Нам  сказали, что  это  самолёт  Ту – 4,  бомбардировщик  Дальней  Авиации  Советского  Союза.  По  окончании  курса  молодого бойца  мы все прошли  лётную  медицинскую  комиссию. Годных  к лётной работе отобрали и отправили  в  другой  город,  в центр  по подготовке  лётных кадров  для  самолёта  Ту – 4.  Я 
попал в  роту по подготовке  воздушных  стрелков.

   Учиться  было трудно. Все  схемы, плакаты были  на английском  языке,  а мы  в  школе изучали немецкий , особенно, когда развернули  на  всю  стену  схему  вычислительной  техники. А потом, когда  разобрали её  по блокам, по  узлам,  оказалось, что  всё  нам  по силам, всё  понятно. Чем  больше  мы  познавали, тем  больше  возникало  вопросов.  Когда – то,  пришло  время и  мы  узнали  историю  создания  самолёта  Ту – 4.  А было так.

   На  завершающем  этапе  войны  американские  ВВС приступили  к  массированным бомбардировкам  японских  войск,  находящихся  в  Маньчжурии.  Во  время  боевых  вылетов было  повреждено  несколько  самолётов  бомбардировщиков  Б – 29.  Четыре  из  них совершили посадку  на  дальневосточных  аэродромах.  Их  экипажи  были  интернированы,  а самолёты  Сталин  решил  оставить  себе.
   
   Авиаконструктор  Туполев был  вызван в  Кремль, где  состоялся обстоятельный  разговор  со  Сталиным. Конструктору  были  даны  широкие  полномочия,но Сталин  жёстко  ограничил  его  по  времени.  Он  хотел  увидеть новый  самолёт  уже к середине 1947 года.

   В  кратчайшие  сроки  три из четырёх  самолётов  были перегнаны с Дальнего  Востока в Москву. Один из них был полностью разобран,  второй использован  в качестве  эталона,  на  третьем проводились  испытательные  полёты.  Четвёртая  машина была отправлена  в  войска ВВС страны.

   К огромной радости  конструкторов в одном из самолётов был  обнаружен комплект с технической  документацией. Перед  конструкторами стояла задача  полностью  скопировать  американский самолёт и они выполняли  её  дословно.

   Доходило  до анекдотических  ситуаций.  На  левом крыле было обнаружено небольшое отверствие.  Ни  специалисты по аэродинамике, ни эксперты по прочности конструкции не могли сказать для чего оно нужно.  Вероятно, что  рабочий на заводе сделал его случайно, по ошибке, а затем его просто  забыли заделать.  Однако, на всех советских Ту – 4 на левом крыле появилась крошечная дырочка, сделанная  самым тонким  сверлом.

   Почти весь гермолаз  внутри самолёта был окрашен в зелёный цвет, лишь небольшая его часть в самом конце осталась белой. Возможно, что у американского солдата, который красил его, просто закончилась краска. Однако все гермолазы в советских самолётах были покрашены сходным образом.

   Весной  1947 года  первый  Ту – 4  был готов к полёту. Он впервые поднялся в воздух 9 мая 1947 года и сразу был запущен в серийное производство. Три первых самолёта участвовали в воздушном параде  1947 года, как изначально требовало руководство страны.  На вооружение частей ВВС Ту -4  начал поступать в 1949 году. За создание  Ту – 4 авиаконструктор Туполев  получил орден Ленина.