Волшебная сила каши. Глава первая

Макар Кофеин
Пролог

- А вы когда-нибудь пробовали «Суворовскую кашу»? А знаете, из чего состоит каша «По-монастырски»? Или почему кашу называют «Гурьевской»? Кому известно, что такое глазуха, семенуха или кутья?

    Этими вопросами я озадачил малышей, которые сидя за столом, смотрели на меня большими удивлёнными глазами.
    - Мне всё ясно, дорогие мои ребятушки. Понимаю, что вам ничего не известно о любимом народном кушанье. Следовательно, вы ничего не ведаете о секретах каши. Скажите мне честно, вы желаете узнать об этих секретах?
   - Конечно! Желаем! Расскажите, дедушка Макар! – вразнобой зашумела детвора.
   - Хорошо. Только у меня есть одно условие. Все секреты станут вам известны только после того, когда мы с бабушкой увидим дно ваших тарелок, - указал я на гречневую кашу, стоящую перед детьми. – Договорились?
   Детвора грустно смотрела на тарелки. В каждом из них боролось два чувства: нелюбовь к кашам и желание узнать секреты. Второе чувство победило первое и малыши, молча и нехотя стали стучать ложками о расписные тарелки.
   Но давайте посмотрим, как начиналась вся эта история…
 

Часть первая для детей.
Каши разные нужны, каши всякие важны!


Глава 1. Как юных футболистов приучить есть кашу.

Без каши обед не в обед.
Пословица


  Мы с бабушкой Тамарой подарили внуку Максиму на день рождения игру «Футбол». Игра была большая на высоких ножках. Игровое поле было на уровне плеч внука. Но данный факт его нисколько не напугал. Малыш любил футбол и любимым зрелищем, которое он обожает смотреть по телевидению, является именно этот вид спорта. А ещё он с друзьями обожал гонять мяч по зелёной траве нашего двора. Для мальчишек я установил небольшие ворота, в которые то и дело влетал разноцветный детский мяч. В такие дни во дворе стоял гам, словно на стадионе, как минимум, во время чемпионата Европы. Поэтому игра подаренная внуку принесла ему неописуемую радость. Счастью малыша не было предела.
 
На следующий день он пригласил друзей, чтобы похвастаться подарком. К внуку утром пришли  в гости друзья, Лёша, Коля и Аня. Я вынес игру в сад, где дети, разделившись на две команды, стали азартно сражаться на «зелёном поле».
Предварительно я предложил ребятам проводить летний товарищеский турнир по настольному футболу, создавая команды из разных игроков.
Например, в сегодняшней игре встречается команда Коли и Алёши с командой Ани и внука. На вторую игру создаются команды Коли с Аней и Алёши с внуком. Третью игру проводят команда Коли и внука с командой Алёши и Ани. А по итогам турнира осуществим награждение лучших команд и игроков. Таким образом, дети сыграют в разных командах, что придаст настольной игре более интересный и увлекательный характер. А ожидаемые награды привнесут в турнир определённую состязательность и азарт.

- А что будет наградой для команд и игроков? – поинтересовался внук.
- Считаю, что игроков следует наградить медалями, а для лучшей команды накроем праздничный сладкий стол.
- А как мы определим лучшую команду? – задумчиво произнёс Николай. - Ведь мы все будем играть во всех командах?
- Определим это по выигранным матчам и количеству забитых голов в ворота соперников, как в настоящем футболе, - пояснил я. – Как вам такой вариант?
- Как в настоящем футболе – это хорошо! – согласился внук.
- Это правильно! – поддержали Алёша и Николай.
- Я тоже согласна, - присоединилась к мнению друзей Аня.
- Тогда формируйте команды и начинаем первый матч турнира. Играем два тайма по 30 минут с перерывом на 10 минут. Возражений нет?
Возражений не последовало. Сегодня команды сложились со следующими игроками: внук с Колей вошли в первую команду, а Алёша с Аней – играли во второй.

 Спустя полчаса игры, к разгорячённым ребятам, вышла бабушка и пригласила их отведать вкусный завтрак. Ребята убежали в дом мыть руки с мылом. Но узнав, что их ждёт гречневая каша – расстроились. Они ещё не ведали, что после каши они попробуют яблочный пирог и клубнику. Это был маленький сюрприз от бабушки Тамары, о котором она не стала говорить детям.
Внук первым высказал своё неудовлетворение увиденным блюдом. 
- Ладно бы вкусные пирожные или мороженое, а то каша, - надув губы выразил своё отношение к еде Максим.
Маленькие гости, как и наш внук, к ложкам не притрагивались.  Они молчали, ожидая, к какому результату приведёт протест друга.
   – Бабуля, мне надоели эти каши! Каждый день надо есть кашу!
   - А как же ты станешь сильным, если не будешь есть кашу? – пристально глядя в глаза внуку, поинтересовалась бабушка.
   - А что все силачи едят кашу? – недоверчиво глядя на меня, спросил внук. Я утвердительно закивал головой и напустил серьёзное выражение на лицо. Бабушка незамедлительно подтвердила свою предыдущую фразу:
   - Разве ты никогда не слышал, как говорят про хилых и слабых ребятишек?
   - Нет, а что говорят?
   - Так вот запомни на всю свою жизнь, если о ком-то говорят, что он мало каши ел, значит, он слабак. Ты хочешь быть слабаком?
   - Нет. Я хочу быть сильным, как дедуля.
   - А знаешь, почему он такой сильный?
   - Потому, что с детства занимался спортом, - уверенно ответил малыш.
   - Не только поэтому, - возразила бабушка. – Спроси у него сам.

Аня, Лёша и Максим, внимательно слушали диалог бабушки и внука. По их лицам было видно, что затронутая тема для них представляет немалый интерес.
   - Дедуля, ты такой сильный, потому что занимался спортом?
   - В определённой степени да, - подтвердил я предположения внука. – Но есть и другие важные факторы, которые помогли мне стать таким, какой я есть.
   - Я знаю, ты сейчас скажешь, что в детстве любил кашу, - прищурив глаза, произнёс внук.
   - И не только в детстве, но и в армии, когда был солдатом, и в военном училище, когда был курсантом. Не говоря уже о службе офицером. Ты думаешь, почему наша армия такая сильная? Потому, что солдаты и офицеры каждый день едят кашу.
   - А что, кроме каши их больше ничем не кормят? – испуганно спросила Анечка.
   - Что ты, Анюта! Дневной рацион солдат богат витаминами, углеводами, белками, жирами и минералами… - бабушка, перехватив у меня инициативу, оседлала своего любимого конька. По своей специальности она у нас врач-диетолог. – В солдатском меню есть первые, вторые и третьи блюда. Конечно, на первое солдатам варят борщи, различные супы. Вторые блюда готовят из разнообразных круп и макаронных изделий.
   - А картошку жареную дают? – поинтересовался Алёшка. – Я люблю жареную картошку.
   - Жареную картошку, к сожалению, солдатам не дают. Я тоже люблю жареный картофель. А когда был солдатом – мечтал поесть картошечку, поджаренную на сливочном маслице… Вкуснятинка! – причмокивая губами, высказался я. – А если ещё и с лучком…
   - А почему же солдатам не дают картошку? – удивился внук. – Что, в армии картошки нет?
   - В армии повара готовят картофельное пюре и тушёный картофель с мясом. А отгадайте загадку, почему солдат не кормят жареным картофелем? – задал я каверзный вопрос ребятам.
   - Её очень долго нужно нарезать, - высказал догадку внук.
Я отрицательно покачал головой.
– Ответ неправильный. Кто ещё как думает?
   - Её очень трудно чистить, - высказался Максим.
   - Ты, дружок, так же, неправ. Для чистки картофеля существуют специальные картофелечистки. В них загружают картофель. Под напором воды он моется, а после этого очищается от кожуры. Из аппарата картофель высыпается вымытый и очищенный. Очень быстро и удобно. Нужно только выковырять «глазки» из некоторых картофелин. Какие ещё есть мнения относительно того, почему солдат не кормят жареной картошкой?

   Ребята молчали, озадаченно переглядываясь, словно искали ответа друг у друга.
   - Даю подсказку. Какая посуда нужна для того, чтобы поджарить картошку?
   - Сковородка! – радостно воскликнула Анечка.
   - Молодец! – похвалил я девочку. – А сколько человек можно накормить картошкой с одной сковороды?
    Девочка растерянно посмотрела на бабушку Тамару, ища у неё поддержки.
   - Сказочник, ты совсем замучил ребят своими загадками, - заступилась бабушка за малышей. – Сейчас я вам всё объясню. Из одной сковородки можно накормить три-четыре человека, в лучшем случае. Представьте себе, сколько сковородок картофеля нужно нажарить, чтобы накормить сотни солдат.
   - А если жарить в одной большой сковородке? – хитро улыбаясь, спросил внук.
   - Такой сковородки не существует, - ответил я. - Поэтому о жареной картошке солдаты только мечтают. А кто из вас может мне сказать, когда на Руси появился картофель? Что скажет любитель жареной картошки?
Но Алёша молчал и только непонимающе смотрел на меня. Ни он, ни его маленькие друзья ответа на мой вопрос не знали. Выручила их бабушка.
- Картофель в Россию завёз Пётр Первый. А до него никто не знал о существовании этого продукта.
- Лёш, а твой папа Пётр какой по счёту? – спросил внук у друга.
- Я не знаю. Он не по счёту, а по фамилии. Она у нас Потапенки, - часто моргая длинными ресницами, ответил Алёша.
- Дорогой, - бабушка обняла внука, - Пётр Первый или Пётр Великий был из рода Романовых. Это фамилия царской династии. В их роду были и другие императоры – Пётр II и Пётр III.
- А почему дедуля мне ничего о царях не рассказывал?
- Когда я рассказывал тебе о королях и королевах, то упоминал и о царях и в каких странах они правили.
- А почему ты не рассказал о Петре Первом? – внук смотрел на меня обиженным взглядом. – Ведь он ещё и картошку к нам привёз.
- Хорошо, любознательный ты наш. Давай договоримся, что в одну из очередных товарищеских встреч по футболу я расскажу тебе и твоим друзьям о царе Петре Первом. Согласен?
- Да, договорились! – заулыбался малыш и победно посмотрел на друзей.
- Но, что-то мы отвлеклись от основной темы. Речь шла о кашах…
- Ладно, я не буду вам мешать, а пойду, займусь своими делами в доме, - поставила нас в известность бабушка и тихо ушла в дом, чтобы не отвлекать ребят.