Старость без мудрости

Ольга Соина
Диалог Владимира Сабирова и Ольги Соиной
Старость без мудрости


В.С.  Хочу предложить для обсуждения одну тему, которая почему-то оказалась вне внимания общественности.
О.С. Это какую же?
В.С. Ну, тему, связанную с пожилыми людьми, но не с точки зрения их социального положения или их возрастных особенностей.  Думаю, многие люди нашего и более молодого поколения сталкивались в своей жизни со стариками, от которых они не только не набрались какого-либо бесценного жизненного опыта, но, напротив, были поражены чудовищным скудоумием их мысли, патологически жутким по бессердечию отношением к своим близким, черствостью душ и совершенно ложным направлением их волевых усилий и практической деятельности.
О.С. Да, об этом еще Ю. Мамлеев писал. Давай зададимся целью проверить друг друга на предмет впечатлений о стариках. Что ты, именно ты, увидел в них, теперешних, поражающее воображение?! Как они ведут себя, так сказать, на эмпирическом уровне?

В.С. Уверен, что первая и, наверное, самая главная черта — тотальный эгоцентризм, и выражается он в том, что они говорят либо только о себе, либо только то, что интересует их, не утруждая себя мыслью, интересует ли это других. Старики в определенном возрасте говорят, говорят, говорят и вообще не слушают окружающих. Что это сейчас у них такой возрастной аутизм развился, или это всегда было? А где же «могучая евангельская старость», о которой так вдохновенно писала А.А. Ах-матова? Где великие воспоминания о минувшем, подобные разговорам Гете с Эккерманом? Где сказки, длинною в жизнь, предания и легенды? Почему вокруг только бытовая пошлость: поесть, попить, нескончаемые разговоры о деньгах и о себе, великом и почти бессмертном? Ну, конечно, других они, повторюсь, не слушают и не воспринимают абсолютно, или оставляют без внимания суждения собеседника или окружающих, или же подвергают чудовищному искажению все то, что они каким-то образом восприняли и усвоили. Можно даже утверждать, что в крайних случаях этот эгоцентризм старости без мудрости предстает как особая форма маниакального бреда (терминология  Л. Зонди), фиксированная как мания величия. Есть и еще один очень важный, на мой взгляд, момент, весьма характерный именно для этих «особенных» людей, — они не могут и не хотят освоить мир современной техники, т.е. они вообще не знают, с какой стороны нужно подойти к компьютеру, многие из них мобильный телефон в состоянии использовать только как телефон, но не более того. Между первой и второй особенностями их существования есть несомненная связь, которая может быть выражена в понятии барства, причем барства, конечно, не в силу происхождения или социального статуса, но именно барства как жизненной позиции, как особой квинтэссенции старческого эгоизма: дескать, обслуживайте меня всем миром. Зачем, спрашивается, утруждать себя мелкими техническими вопросами, которые можно передоверить другим, с их точки зрения, менее значимым людям: молодым коллегам, родственникам и близким.

О.С. Ну, может быть,  ты преувеличиваешь в раздражении, однако, есть у них и еще одна черта, которую ты, скорее всего, впопыхах и не заметил. Удивительно, но это факт: они живут так, как будто будут жить вечно. В их сознании вообще нет места смерти. Поэтому к детям или вообще потомкам они чудовищно равнодушны. Какие, к черту, завещания и дарственные на предмет имущества, заботы о месте погребения, так называемой «смертной одежде», которую испокон веков приличные старики себе заранее приготовляли, об обряде похорон и пр. и пр. На все один и, как правило, ужасающий своим житейским цинизмом ответ: «Я еще живой!» Исчезла, сошла на нет, провалилась в преисподнюю великая сила «памяти смертной».  Да ладно бы, если бы они стремились к полноте жизни, даже в виде ее, так сказать, прожигания, получения всевозможных удовольствий, которых в современном обществе великое множество. И, действительно, определенная часть пожилых людей погрязают в разнообразных пороках, о которых нельзя говорить без содрогания. Однако у большинства из них обыденная жизнь удивительно одномерна: они, как правило, скупы, жадны и до неприличия падки до денег.
В.С. Да, вынести подобных стариков иногда просто физически невозможно. Родственники, конечно, стараются как могут, если совсем совесть не потеряли, но ведь и их понять можно. Конечно, с этими людьми трудно общаться. Поэтому те, кто хорошо их знает, старается избегать их или максимально сокращает с ними общение. Кому хочется слушать избитые банальные истины? Бесконечные рассказы о себе самом, великом и непревзойденном, но ужасно  недооцененном, да так своим величием доведут, что завоешь и побежишь от них как ошпаренный.

О.С. Это, действительно, так. И вот тут-то разным мошенникам и подлецам раздолье. Они-то, как правило, куда терпеливее родственников, ибо знают, зачем и на что идут. Тут реальная «ловля душ» совершается. Сейчас развелось великое множество негодяев, для которых упомянутая категория пожилых людей есть подлинный «клондайк». Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы «развести» стариков (как принято говорить на жаргоне этих мелких дельцов). Тут, как великий Шекспир писал: «Хватай его, валяй его!»
В.С. Да как же это им удается?

О.С. Да эти постсоветские «деды» (замечу: я не о всех говорю, потому что, конечно, есть старики вполне адекватные и без этих «наворотов», но имею в виду именно тенденцию, имеющую место быть и неуклонно стремящуюся к расширению), исключительно легко «покупаются» на, так называемую, халяву. Обычно это делается так: в дверь квартиры звонит якобы коммивояжер и предлагает разные бытовые товары по якобы сниженным, почти бросовым ценам. Доверчивые старики, если они одни дома, беспрепятственно допускают постороннего человека, который выуживает для себя ценную информацию (так:старики живут одни, деньги у них водятся, ибо пенсии немаленькие; родственники находятся в другом месте и посещают их время от времени; соседи ими не интересуются и т.д. и т.п.), визуально определяя материальные возможности семьи, а также в процессе разговора легко обнаруживая больные для стариков темы. В последующие визиты они опять приносят какие-нибудь товары, часть из которых они «дарят» старикам, как ветеранам войны или выдающимся работникам, ученым и т.д. Большинство стариков просто тает от «гуманности» своих новых знакомых. Тем более, что находят в них благодарных слушателей, которые безмерно восхищаются их прежними  боевыми или трудовыми «подвигами», их «гениальными» дарами и талантами. Те же начинают возмущаться условиями, в которых живут такие замечательные люди, по достоинству не оцененные ни государством, ни тем более близкими. Заметим: сначала от стариков вообще ничего не требуют и всемерно потакают их «барским» замашкам. А так как старикам, напрочь лишенным мудрости, и, соответственно, умения отличать добро от зла, только того и надо, то … проходит совсем немного времени, и они становятся безгласными  рабами своих новых «друзей». Зачастую родственники тут просто беспомощны: старые и новоприобретенные пороки стариков без мудрости постепенно  встают между ними и родней нерушимой стеной. Новые «друзья» им становятся и понятнее, и ближе.  Они настраивают стариков враждебно по отношению к своим детям и внукам, другим родственникам, которые о них заботятся по мере возможностей, часто терпя от них несправедливые выходки и придирки. На этом фоне мошенники начинают обещать златые горы. Старики же им полностью доверяются. В этой ситуации никакая полиция не сможет помочь.
В.С. Да, и с этого момента в семье, действительно, может развернуться настоящая трагедия. Доверившись своим новым знакомым, готовым им «помочь» в улучшении жилищных или других материальных условий, неразумные старики зачастую  переходят всякие мыслимые и немыслимые социальные границы: так со временем они могут отдавать внезапным доброхотам значительные суммы денег, документы на недвижимость, да мало ли что еще. Беда, если родственники не смогут каким-то чудом пресечь это «пиршество» безумия, ибо, как правило, все заканчивается банальным отъемом собственности, похищением стариков и увозом их в неизвестном направлении, а  очень часто и их убийством.  Недавно супруга одного моего пожилого коллеги, ушедшего на заслуженный отдых в возрасте 85 лет,  сетовала на то, что ее муж связался с какими-то людьми, обещающими ему какую-то колоссальную многомиллионную премию за книгу, изданную им за свой счет в одном известном мос-ковском издательстве с крайне скандальной репутацией. Каждый месяц они выманивают у него деньги для того, чтобы «пробить» эту премию в ужасно влиятельных «местах» Будучи тщеславным до мономании, старик покорно «отстегивает» деньги со своей немалой пенсии и надеется, что купит на обещанную премию квартиру, уехав от опостылевшей жены, противящейся такому сомнительному способу приобретения реноме великого ученого. Вот куда заводит наших стариков жажда «успеха», на который они в болезненном тщеславии слетаются как мухи на мед! Ты мне скажи: феномен стариков без мудрости — это достояние нашей несчастной эпохи или он встречался и в другие времена?

О.С. Едва ли в прежние эпохи неразумность стариков была массовым явлением. Это связано, во-первых, с тем, что такого количества пожилых людей в абсолютном и относительном отношении в любом обществе  просто не было. Во-вторых, думается, что здесь наблюдается как общемировая тенденция, так и специфика перехода от советского общества к современному постсоветскому российскому социуму, сущность которого не совсем ясна даже для проницательных людей. Впрочем, здесь нам лучше временно прервать разговор и дать возможность высказаться другим. Думается, что эта тема мучает не только нас, да, быть может, в далеком или недалеком будущем всем нам и угрожает. Тут, действительно, ситуация напряженная до болезненности: и жить с этим нельзя, и разрешить невозможно. Интересно было бы хоть от кого-то получить разумные предложения на этот счет!