Татьянин день Зои Космодемьянской

Анна Алексеевна Золотовская
         «Девочка последними шагами
         босиком в бессмертие идёт.»

25 января  1942 года  Красная Армия освободила село Петрищево под Москвой.
И сразу же, 27 января, в газете «Правда» появляется очерк Петра Лидина под заголовком
                «ТАНЯ».

Неизвестную героиню он назвал русской Жанной д`Арк.
Ею оказалась восемнадцатилетняя комсомолка, московская школьница Зоя Космодемьянская, принявшая мученическую смерть. (из газет)               

Я была школьницей начальных классов, когда впервые увидела фильм «Зоя», снятый по горячим следам об одной из первых трагических страниц войны, которых будет еще много впереди.

                «Это было всё на самом деле, и она
                была одна, без нас, одна…»

Морозным вечером я бежала домой после фильма… Горячие слёзы не успевали замерзать на моём лице.  Это было первое страшное потрясение в моём ещё совсем юном возрасте.

Картина страшных пыток стояла перед глазами… Её последний шаг обмороженными ногами, ступившими под петлю… И последние слова:

- Нас много…  Всех не перевешаете.

Раскачивающееся тело на виселице висело почти до наступления нового года, 1942.
Обычные немецкие солдаты 332 пехотного полка Вермахта ещё долго глумились над телом юной девушки.

Так они встречали первый новый год на русской земле...  Но и для них это был последний праздник.

По особому приказу Верховного… весь полк был уничтожен. Все до одного!

                «чтобы он припомнил, умирая,
                на снегу кровавый Зоин след».

Это было заслуженное возмездие.   Но этим не вернуть утраты.  Зои нет! Она осталась в нашей памяти вечно молодой.

Я перечитываю поэму «Зоя»  Маргариты Алигер, написанную в 1942 году:
«Мне хотелось написать про Зою,
будто бы про родину свою….
Мне хотелось написать про Зою
так, чтоб задохнуться вместе с ней.
Но когда в петле ты задыхалась,
я веревку с горла сорвала.
Может, я затем жива осталась,
чтобы ты в стихах не умерла.»

Я перечитываю эти строки и тоже боюсь читать до конца… Боязно снова испытать то, что «это было всё на самом деле…»

И последнее напутствие поэтессы:

«Помните о Зое, провожая в путь к победе собственных детей.»

Январь 2021 года

Все цитируемые стихи из поэмы «Зоя» М. Алигер.

Фото из интернета.