Портрет писателя

Иван Думанов
                     ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ ( рассказ )

   Давно это было. Окончив семилетку, Павка уехал учиться в город. После завершения учёбы он был направлен на работу в другой город. Там он "пустил корни" — обзавёлся семьёй, и поездки в родное село случались всё реже. Наконец, через многие годы решил побывать на той земле, где прошло его детство. Давно это было, но всё сохранилось в памяти довольно отчётливо. 
   Вот он идёт по главной улице села вдоль того порядка домов, где стоит родная хата. Ноги замедлили шаги, а голова сама собой повернулась в сторону хаты. Вся семья покинула эту хату – одни уехали, как и он, жить в другие места, другие совсем оставили этот мир. И кто сейчас в хате живёт – неизвестно, но точно можно сказать, что живут там неизвестные люди. 
   Из хаты вышел парень, нёсший в руках корыто с горючим мусором и направился за дом к костровой яме, возле которой уже стояло ведро с водой и лопата. Так принято в селе – сначала всё приготовь для тушения огня, а потом уж разжигай костёр. Ноги Павки изменили направление движения в сторону костровой ямы. Взгляд направился к корыту, и там Павка увидел куски картона со следами рисунка углем. Павке рисунок показался знакомым – это был, по-видимому, портрет писателя, нарисованный местным чудаковатым рисовальщиком-самоучкой где-то в конце войны или в первые годы после войны. 
   Тот писатель собирал материал о жестоком сражении с гитлеровцами в степи где-то между Волгой и Доном, и в селе проживал один из немногих уцелевших участников того сражения. Писатель пробыл в селе несколько дней, беседуя с воином и постоянно что-то записывая себе в толстую потрёпанную тетрадь. Разговор проходил возле дома фронтовика, который сидел на придомовой лавочке, а любопытная ребятня располагалась вокруг и слушала, впитывая то, что доступно детскому разуму. 
   Однажды туда подошёл и рисовальщик с картонкой под мышкой. Угольки и мелки водились в его карманах всегда. Слушая разговор, он на картоне углём набросал лицевой портрет писателя и, оглядев ребят, почему-то Павке протянул свою работу. Он всегда так поступал – нарисует и отдаст кому-нибудь.
  Этим подарком Павка очень дорожил и старался
сохранить его от каких-либо повреждений. В конце концов он пристроил его на сухом месте на чердаке и со временем забыл о нём. 
   На другой день писатель увидел Павку возле его хаты и подошёл к нему. Спросил:
   – У тебя сохранился портрет?
   – Сохранился. 
   – Точно?
   – Могу показать. 
   – Не надо. Верю. – Сказав это, писатель стал внимательно рассматривать внешность Павки. Что-то в его внешнем виде заинтересовало писателя. Павка предположил, что это была его одежда, особенно штаны – на них было так много дыр, что просматривалась "вся линия фронта" ( время диктует военные образы ). Потом писатель снова спрашивает:
   – А твоя мама дома?
   – Дома. 
   – Можешь её позвать?
   – Сейчас. 
   Когда мама вышла, писатель с ней о чём-то разговаривал несколько минут. В конце он достал из кошелька несколько бумажек и протянул их маме. Та начала отказываться, но писатель сунул ей бумажки в руки и ушёл. 
   Как Павка позднее узнал, писатель дал денег, чтобы мама купила Павке новые штаны, потому что, как он сказал, нынешние уже совершенно не ремонтопригодны. Потом мама купила на них материи Павке на штаны и сестрёнке на платье. Известно, что в то время крестьянки сами обшивали свои семьи. И так как штаны Павки не требовали фасона, то мама их сделала быстро, а с платьицем для сестрёнки  возилась долго, добиваясь непонятной Павке модности и красоты. 
   Позднее писатель ещё раз приезжал к воину, и они подолгу разговаривали, как и в предыдущий приезд. Павку он узнал и сказал, что ему обновка ( штаны ) к лицу. Павка смутился – как это штаны могут быть к лицу, но промолчал, опасаясь сказать что-нибудь невпопад. 
   Но вернёмся к костровой яме. Павка собрал куски картона и окончательно убедился, что это были части подаренного ему портрета писателя. Пытался понять, кто же на этом портрете? Похож на М. Шолохова, но можно найти черты А. Твардовского. Остановился на М. Шолохове. Понятно, что Павкой двигало не простое любопытство. Милостью этого человека он почти два года не слышал насмешек про "линию фронта", а сестра с радостью носила лучшее в её жизни ситцевое платье. 
   Уже вернувшись домой, Павка на новой картонке расклеил куски портрета так, что их границы можно было увидеть лишь при внимательном рассмотрении. И этот потерянный и израненный портрет теперь хранится в квартире Павки вместе с семейными фотоальбомами. 

      Октябрь 2020г.