Дневник инвестора. Глава 9. Стратегия

Демьян Димитриус
Дневник инвестора. Глава 9. Стратегия


Каждый раз, когда пишу текст, я думаю о том, что увидит моя дочь, как она это всё поймёт, какой сделает вывод.
Именно поэтому, вижу необходимость написать главу о стратегическом мышлении.
Человек нашего века, человек третьего тысячелетия просто обязан иметь план на будущее.
Пусть без детализации. Но но должен знать, куда он идёт.
Должен самому себе.


Сначала важно знать, где, что и как.
Потом важно знать, что делать, если всё пойдёт иначе.
Например, если всё будет наоборот.


Современный человек глуп. Он потребитель. Капризная истеричка. Он не может успокоиться и спокойно разбираться.
Но это не про мою дочь. Она самая спокойная и самая мудрая из всех детей, которых я видел.
Она мудрее Алисы Селезнёвой, я это вижу и знаю.

У меня всегда был хороший план. На двадцать лет вперёд.
И я думал, что он мне поможет. Что так мне будет легче. Буду знать, что делать и чего не делать.
Знать, с кем и как это делать. Оказалось, что план нужен для другого.


План нужен для развития личности. Чтобы глупый наивный примат стал взрослым мудрым мастером.
Только для этого. А без плана никак. Мозг не понимает.
Личность склонна воображать о себе всякие мечты и переживать всякие искажения, всякие конфликты.
Но если  у личности есть план, мозг работает совсем по-другому. Человек перестаёт быть тупой обезьяной.
Вот различие между людьми и животными.
У собачки нет плана. У кошечки нет плана. А у Джеймса Бонда, план есть.


Именно поэтому, надо играть в шахматы. Сначала с компьютером, потом и с людьми.
И именно поэтому, надо пройти Компани оф херос. Чтобы победив, осознать рождение себя как личности.
Чтобы увидеть в себе эту тупую обезьяну, которая злится, плачет, обижается, ненавидит, ругается как грузчик.
И чтобы увидеть, как это животное становится мастером.


У меня в жизни были суперские планы. Очень детализированные.
В 1989, когда было 12 лет, я знал, что хочу стать учёным. Хотел работать в космонавтике.
Космохимиком или космофизиком, для ребёнка один фиг. Он хочет реализоваться.
В 1990, я хотел стать космическим инженером. Я учился в заочной физико-математической школе.
А потом был Путч. И я всё понял.
Да, я понял, почему ничего не будет.
Я не знал, что Горбачёв скорее всего, сам организовал этот заговор. Не понимал, что он самоизолировался на даче.
Я читал газеты и журналы, и понимал, что пришла другая эпоха.
В магазинах пустые прилавки. Жизнь по талонам.
На улице криминал и бандиты. Власть воров в законе и террор шпаны.
В таком мире, физики и инженеры были уже лишними.
Учиться на инженера, чтобы получать зарплату сторожа или дворника? Да ну, лучше открыть шиномонтажку.
Или придумать кооператив. Или стать коммерсантом.
Всё, советская власть уходила. Наступала эпоха денег. Время доллара.
И я бросил школу.
Серьёзно. Я подумал, что можно что-нибудь придумать. А диплом и аттестат уже не требуются.
Я правда, в это верил.
Не с кем было это обсудить. И я не разговаривал с отцом. Мы поссорились до конца.
Грустная история.

Новый план был такой. Я заканчиваю школу рабочей молодёжи. Девятилетку. А потом, работать в гаражах.
Чтобы научиться разбирать машины. Купил каталог деталей для Волги, ГАЗ-24. Ещё где-то нашёл для мотоцикла.
Запчасти для Юпитера. Следующий шаг, к знакомым, познакомиться с мужиками в гаражах.
Это был гениальный план. По логике, за год, я должен был всему научиться. Стать мастером.
Но оказалось, я не люблю техническую грязь. Руки были чёрными. Не отмывались.
Пришлось придумать новый план. Вам смешно, а для меня слёзы. Это же сломанная жизнь.


Засел в библиотеке. Перечитал там всё, от и до. Сволочи, не могли написать нормальные книги.
Это я про наших замечательных писателей. Не было книг о том, как надо жить, и как лучше даже не пробовать.
Они верили, что все работы хороши. Выбирай на вкус.
Дурили молодёжь фильмами про лётчиков, про подводников. Десантников, милиционеров, рабочих.
Глупые люди. Был заказ, понимаю. Но людям нужно не это. Не героизм. Людям нужна обычная школа жизни.
Где её взять? В армии? Пусть ваши дети проходят такую школу. Армия не для умных.
А умный занимается тем, что имеет реальную ценность. Тем, что приносит деньги.


Мне было уже 14 лет. Карманные деньги потихоньку откладывались в копилку. Сдача с кафе, после кино.
Там уже были несколько рублёвок, трёшка и десятка. И я точно знал, что умнее тот, у кого их больше.
Для советских пролетариев, самый умный человек, это наоборот, самый глупый - советский академик.
Администратор в науке. Или же глава обкома. Хитрый и наглый комбинатор.
Или директор завода. Слишком долго и слишком сложно. Крысиная грызня. А я так не хотел.
Мне нужна была машина, которая делает деньги. В смысле, фирма. И чтобы я был свободен и счастлив.
И чтобы жил как хотел.
Чтобы не уставать и не ненавидеть работу и людей. Чтобы жить как в Америке.
Почему умный человек где-нибудь в Бостоне, живёт красиво? Там другая культура. Надо было понять.
Как делать денежные машины.


Это сейчас я говорю дочери: ты учишься для себя. Не для нас с мамой. Стань, сначала инженером.
А потом, кем хочешь. Хоть стилистом. Сначала получи образование и профессию.
Ну а тогда, в 1991, я был наивным подростком.
И завидовал американцам. Ведь у них была биржа. Они играли на акциях.
А у нас... Я ненавидел совок. У нас надо было ездить на работу в давке, в скотовозке автобусе.
И работать в грязи на заводах. Зачем они нужны, задумывался я. Это же всё устарело.
Никто не хочет советский магнитофон. Никто не хочет советский автомобиль. Все хотят качественное.
Все хотят красивое. Все хотят жить, а не существовать.
И я очень рад, за всех тех, у кого получилось. Их было немного. Один на тысячу. Но они боролись и победили.
Это люди, которые создали своё лучшее будущее.
А если бы остались работать на заводе? Батрачили бы сейчас. Или в гаражах, в грязи, за  еду или за бутылку.
Молодцы. Уважуха. Вот у кого надо учиться жизни.


Пришлось идти в дворники. Потом в сторожа. И я всё время искал, как можно заработать миллион.
Казалось бы, купи оптом носки, и продавай на улице. Это же 100% в месяц.
Иди и делай. Но мне казалось, что носки, это как-то не солидно.
Вот техника, автомобили, стройматериалы - это самое то. На этом можно сделать миллион.
Хороший же план.
Но и это, не получилось. Не смог я заработать на красивую жизнь.
Испугался криминала. Вам смешно? Вас не похищали бандиты. Не избивали. Не включали счётчик.
Вам весело только поэтому. Для вас это сюжет из кино. Из сериала про крутых ментов.
На вас не охотились.
И никому вы не нужны. И ничего у вас нет. И отобрать нечего. А те, у кого было что отобрать, те знают.
Все люди бизнеса были под колпаком у криминалитета. Они всё отслеживали. У кого какая машина, квартира, дача.
Кто живёт лучше, кто при деньгах.
Криминал, это же организация из множества сетевых организаций.
Если у тебя появились деньги, о тебе будет знать весь город. Вот что такое криминал.
Менты и налоговики не узнают. А криминал будет знать.
Пришлось бросить. И что дальше? Пойти в продавцы? Торговать сигаретами?


Решил переждать, когда обстановка в стране стабилизируется. Надо было получить профессию. Нормальный план.
Сирота. И не было книг о том, как жить.
Не было друга и не было человека, с кем можно было посоветоваться.
Меня окружали белые негры. Дом, семья, работа. Вкусно жрать и весело бухать, вот их ценности.
Поработал менеджером. И столкнулся с бабскими критериями качества человека.
Нет диплома - не человек. Нет денег - не мужчина. Нет машины - не мужик. Надо было получить диплом.
Чтобы как все. Как они в этом стаде рабства и потребления.
Скотный двор вокруг, вот и вся школа жизни.


По логике, я же пил и курил. Надо открывать ларёк. Поработал в ларьке. Осталось найти деньги.
Где их заработать? Не на работе же. На заводе и в офисе, на магазин не заработать.
Нужно наследство или выиграть в лотерею. На работе денег на заработать, это все знали.
Надо читать деловую прессу, пришёл к такому выгоду. Читал Коммерсант, Деньги, Эксперт.
Чтобы запустить соображалку.

И почему-то, я не хотел пойти в электрики. Это же классная работа. Но не хотел. Всю жизнь об этом жалею.
Пришёл к выводу, что таким людям как я, надо становиться преподавателями, учителями.
Учить и учить.
Встретил невесту. Потом встретил будущую жену, а невесту бросил. Ну зачем я ей такой.
Все мужики как люди, с профессией и с деньгами. А я жил от получки до получки. Экономил.
Влюблялся. По логике, это же стимул. Должен был получить профессию. Есть же курсы, иди и будь кем хочешь.
Но увы, я был один. И боролся за выживание.
Но у меня родился гениальный план. Педагог, психолог, затем в преподаватели социологии.
Честное слово, я хотел стать социологом.
Или историком. Или менеджером. У меня было пять дорог. Как перед камнем судьбы.


Мы с будущей женой так решили. Она будет крутиться в бизнесе, а я пойду в образование.
Отличный план. Она переходит из продавщиц в торговые представители. А я получаю диплом, как все нормальные люди.
Не получилось. Мы поженились и сразу развелись. Оказалось, что мы слишком разные люди. Очень разные.
Я менеджер, по мышлению. Она человек игры, творчества. Для меня главное. чтобы всё было по логике, по уму.
Для неё, главное эмоции. Ей со мной было скучно. Зануда.
Мы были несовместимы. Это сейчас, всё для тебя. И профориентация, и тренинги, и тесты на совместимость.
А тогда... Человек был как Дартаньян в средневековом Париже. Интриги, скандалы, мечты. Планета дураков.


И я смотрел на этих тёток в образовании, и понимал. Не видать мне, работы преподавателем. Царство баб.
Не пустят. Придётся идти в офис. Там всё равно, какой диплом. Хоть агроном. Главное пахать за копейки.
По 10-12 часов.
Трудиться в офисе, и радоваться, что не как эти, не продавец и не рабочий. Не водитель, и не кладовщик.
Одна была дорога. В офисное рабство.


Когда родилась дочь, мы с женой поняли, что так жить нельзя. Надо делать деньги.
Я хотел заработать капитал для игры на московской бирже. А как? Тогда пошла волна. Пифы, пенсионные программы.
И можно было стать пенсионным брокером. Очень серьёзная тема. Мы решили заняться этим.
Попутно играли на бирже. Но тут ударил кризис. Ипотечный пузырь сдулся. Фондовый рынок обрушился.
И всё, что мы заработали, потратили на жизнь. Оба не работали, сидели дома.
Она с ребёнком. А я с депрессией. Слабак? Наверное. И я пытался найти рынок, где можно начать с нуля.
Не было такого бизнеса. Надо было идти пахать на стройку.
Вам нравится работать на стройке? Подсобником, штукатуром, маляром. Мне не понравилось.
Единственное, что было моим, это работа в столярке. Брашировать. Но это для любителей.
Для меня, как для мастера, дерево как наркотик. Я люблю гладить эту материю.
А для обывателя, это всего лишь доски. Я люблю запахи древесины. Лучше, чем секс.
Для меня, сосновая доска как женщина. Я её поглаживаю с любовью.
Но для покупателя, это всего лишь доска.
У наших людей нет вкуса. Они смотрят по каталогу, и выбирают готовое. Фабрику. Экономщики.
По логике, я должен был застрять на стройке или в гаражниках. Нарабатывать мастерство.
Делать мебель, отделку, заборы.
Или же перейти в посредники. Давать объявления и отдавать клиентов бригадам, мастерам, трактористам.
Мне предлагали работать в торговле. Быть менеджером, директором. Хватай и делай.
Но у меня была игровая зависимость. От компьютерных игр, я перешёл в игры на бирже.
Так я стал спекулянтом.

Нормальные мужчины получали дипломы и работали в офисах бизнес центров.
Нормальные мужики получали профессии в колледжах и техникумах, на курсах.
Шли на стройку, на транспорт, в торговлю и в бизнес.
Я хотел быть самым хитрым, самым умным, самым успешным.
Стать человеком денег. Как в кино. Хотел стать самым лучшим инвестором.


Это было удобно. Можно было весь день лежать на диване и пить пиво. Не повезло дочери с папашкой.
У всех нормальные отцы. А ей достался непонятно что. Спекулянт.
То разгоняю, то сливаю. Всё хотел стать профессором биржевой игры. Найти все рабочие методы, и написать книгу.
Пособие для начинающих. И заработать миллион. На гонорарах. Как я считал?
С каждого экземпляра по доллару. Пятьдесят тысяч, по доллару с экземпляра, в десяти городах, это же круто.
Можно будет купить квартиру. Или получить торговый капитал. Чтобы играть на индексах.
Золото, нефть, индексы. Я всё это изучил. Только денег не было.
Всё время искал инвесторов. Никто не верил в меня. Все только обещали.
Вот скоро будут деньги, вложу в тебя, потом поделим прибыль. Ждал несколько лет.
Пять человек обещали. Кто-то обещал 10 тысяч долларов, кто-то 30 тысяч. Но не сейчас. Через полгода. Или раньше.
И потом оказалось, что рынок не для дураков. И не для слабаков.
Сначала сделай миллион, потом тебя проинвестируют.
Из-за этого, приходилось очень сильно рисковать.


Так родился новый план. Я буду работать где-нибудь, и буду играть на бирже.
Пробовал торговать работая в офисе. Не получилось. Либо так, либо никак. Но мы же не ищем лёгких дорог.
Пошёл в дворники. Убрал снег, и к обеду, грабь буржуев на рынке.
Тогда ещё была эра мобильников. Смартфоны только появились. И были дорогими.
И я не мог работать официально. Счета арестовали. И был ещё огромный долг за квартиру.
Все долги, если в сумме, где-то четыре годовых дохода. А ещё, надо же платить алименты.
Ну и какой будет план? И я провалился в депрессию.
Три года просидел в темноте. И ждал, что простужусь и умру.
Все бы только выиграли. Дочери пенсия по потере кормильца. Жене мою квартиру. Казалось, это лучше, чем вот так.
Сидеть, ненавидеть весь мир. Не есть, не спать и ждать смерти.
 
Как проходит жизнь с депрессией. Был инвестор, хотел дать ну пусть 100 тысяч долларов. А я уже закрылся. Сменил номер, и никого не хотел видеть. Он сам рискнул. И потерял десятки тысяч долларов. А меня же не было. Кто ему даст совет на миллион долларов? Кризисы убирают с рынка тех, кто не знает и не понимает.
Умеющих и могущих - целая орда. А понимающих мало.

И вот здесь случилось чудо. Один друг сказал мне, что надо идти к доктору. Ненормально это. Сидеть и ждать смерти.
Это же болезнь.
Я обиделся. Злился. Все счастливы. У всех деньги и любовь. А у меня тупик, болото.
И я попросил Бога спасти меня. Помолился в храме.
И Бог взял мою личность. Подчёркиваю. Личность. Не ребёнка. Сложившуюся личность.
И направил на поиск решений. Я же - кто? Менеджер, мастер, игрок. Я всю жизнь планировал и анализировал.
И потому, я не пошёл к доктору. И не пил антидепрессанты.
И вместо этого, я вылечил себя с помощью самогипноза. Прочитал статью в интернете, и взялся за лечение.


И пошёл работать. В клининг. Дворником. По 12 часов в день. А месяц назад, до этого, был с клинической депрессией.
И не мог ничего. Совсем ничего. Мог только сидеть на диване и ждать смерти.
Вот почему всегда нужно иметь план. Когда у тебя есть план, мозг мыслит как мозг творца.


Всегда нужно знать, что будешь делать. И как лучше делать. И как делать не надо. Знать ошибки, знать ловушки.
Как и на дороге. Представьте себя автомобилем. У нас должен быть двигатель. Должно быть топливо.
И важно быть качественной машиной. Иначе не дойти до намеченных целей.
И надо создать карту. Нарисовать, куда держишь путь. И представить, как будет круто, когда достигнешь цели.
Вот так это работает.
Когда есть план, ты становишься машиной.
И можешь идти к своим целям, как мерседес или как большегруз. Видеть цель. Держать фокус на дороге.
И не останавливаться. Иначе всё потеряешь.

Для этого, нужно мыслить как стратег. И быть спокойным, как король. Ресурсы, средства, тактика и стратегия.


Для этого, придётся провести и анализ. Надо провести разведку. Чтобы быть в курсе, что и как там впереди.
Свот-анализ, чтобы знать сильные стороны, угрозы и возможности.
И пест-анализ, чтобы знать факторы и среду.
И нужно каждый день, анализировать, как прошёл день, что удалось и почему не получилось.
Чтобы стать лучше, мудрее. Только для этого. И чтобы достичь нового уровня.
Иначе никак.

Чтобы стать мастером, придётся изучить свой опыт. И подняться на новый уровень, снова и снова.
Вверх по лестнице.
Обыватель деградирует. Жрут, пьют, ругаются. Не смотри на них. Не спорь с ними. Делай своё дело.
Иди к цели. Твои цели - мастерство и победы.
Успех, это не крутой телефон, и не красивая машина. Успех, это когда ты знаешь и можешь больше, чем раньше.
Победа, это когда запланировал и сделал. Вот так просто.

А как это будет, если у тебя нет стратегии? Должна быть жизненная стратегия. План и анализ.


О чём эта глава? О том, как мечтатель стал неудачником, депрессивным слабаком? Нет!
Нет, это ошибочное понимание.

Глава о том, как важно иметь цели и критерии качества. Это не очевидное. И не элементарное и вероятное.
Это школа самодисциплины.
Алкашам и глупцам нет места на этой дороге. И если живёшь чувствами, ничего не получится.
Придётся стать человеком смысла и логики. И стать человеком правильного труда.
И стать тренером самому себе.

Это статья о том, что придётся стать инженером своей души. И придётся использовать всю мощь интеллекта.
Иначе не победить.

Запомните два состояния. До начала игры. Когда перед нами целый мир. И после прохождения игры. Когда знаешь и умеешь.
Когда натренировался. Когда есть опыт. Вот смысл игры.
Сделать себя мастером.


От мастера к профессионалу.


Если социально, я ничто. Небритый неудачник. Безработный. Неряшливый, мятый, сутулый. Очкарик. Сорокалетний старик.
А если интеллектуально? Я могу сделать миллион. Научился. И в лучшем состоянии, чем владелец ларька.
Чем тракторист, электрик или таксист. Потому что я десять лет в игре. И ни разу не проиграл.
Все мои потери и минусы отыгрывались.  И пусть у меня нет пока миллиона долларов, это уже ерунда.
В моём возрасте, деньги уже не значимая ценность. Это уже не то, ради чего.
Время дороже денег. Счастье дороже денег. Добро дороже денег.
Да всё дороже денег. Здоровье и покой.
Это уроки моего возраста.

Можно потерять половину денег. Это не трагедия. Их можно отыграть. И потом - смотрите, логика нарика - накрутить.
Или умножить. Через механизм процента. Удвоить, ещё раз удвоить. Было бы время и возможности.
Было бы желание. Было бы то, ради чего.


Последние три года, у меня нет ни одной причины, ради которой стоит играть.
Должен быть смысл. И нужны цели.
Я спокоен и счастлив. Мне не нужна женщина. И не нужна семья. И не нужны курорты.
И не нужны элитные квартиры, дорогие машины. Просто возьму такси.


Я спокоен. Пять лет назад, я открывал терминал как боец, как агент ноль ноль семь. И хотел побеждать.
Но сейчас у меня спокойствие и равнодушие.
Я доволен и счастлив.

И мне приходится придумывать. Что надо переехать в Сочи. Что нужна квартира в Москве. И что нужен капитал.
Для чего? Чтобы отдать дочери. Мне и так хорошо.
Кофе есть. Десерт есть. Обед есть. По счетам заплатил. Наплевать.


И вот здесь нужно ловить себя. Стой, куда? Говорю сам себе. Какой наплевать. Ты хочешь, чтобы твоя дочь мучилась как ты?
Хочешь, чтобы она работала продавщицей? Чтобы её обижали всякие дураки?
Сделай ей квартиру в мегаполисе. Сделай ей бизнес. Сделай бээмвэ третьей серии.
Отец ты или ничто?

А нужно ли? Может быть, для неё будет лучше, чтобы как все? Колледж, работа, ипотека.
Может, так лучше, так счастливее?
Люди ненавидят успешных и умных. И ненавидят счастливых и удачливых.
Обезьяны же, с кем ты её оставишь? А вдруг! А если она не справится? А если не сможет?


Вот поэтому, всегда нужно иметь план. И бэ, и цэ, и дэ. Иначе будет как получится. А не так, как надо.
И не так, как лучше.


Если есть хороший план, ты уже не неудачник. Ты уже не слабак. Ты уже не ничтожество.
Хороший план превращает в человека.


Нас учили, что труд сделал человека из обезьяны. Не верь. Врут. Это идеология болтунов, мозгокрутов.
План создал человека. От идеи к идеи. От опыта к опыту. От знания к знанию.
К победе, на дороге прогресса.