Тридцать лет спустя. О событиях января 1991 года

Александр Москвитин 1
Тридцать лет назад жизнь была ничуть не спокойнее нынешней: «великий могучий» Советский Союз стремительно нёсся к распаду, в Персидском заливе шла война, на планете утверждался Новый Мировой Порядок, основанный на открытой гегемонии Запада.
В январе 1991 года произошёл ряд знаковых и судьбоносных (без тени иронии) событий, как в разваливающемся СССР, так и во всём мире.
Вспомним то неспокойное время.

В СССР усилена цензура на телевидении: отменены выпуски программы «Взгляд» и передачи «Авторского телевидения». Демократы (которых тогда называли «левыми») протестуют против ужесточения цензуры на ТВ и оттягиваются в либеральной прессе: «Московских новостях», «Комсомольской правде», «Литературной газете», «Огоньке». Количество антисоветских материалов в «левой» прессе зашкаливает. Демократы критикуют уже не только сталинский период, но и всю советскую историю.
Усилия руководства Гостелерадио (Леонид Кравченко) в борьбе против «левых» пропадают даром, ибо эпоха «гласности», начавшись, торжествует благодаря покровительству на самом высоком уровне.

7 января 1991 года в некоторых советских республиках впервые после долгого перерыва отметили Рождество: в УССР, в РСФСР, Молдавской и Грузинской ССР. День был объявлен нерабочим. Атеизм выбросили на помойку за ненадобностью.
Правительство Казимеры Прунскене (Литва) провело "либерализацию цен". Розничные цены на продукты и товары народного потребления были повышены в несколько раз. Это дало повод левым просоветским организациям (Гражданский комитет Вильнюса, "Единство") начать акции протеста против "буржуазных реформ литовских сепаратистов".

Выросли цены на стеклотару (с 20 до 50 копеек за бутылку ёмкостью 0,5 л), на газеты. Выпуск центральных газет сократили на 1/6 часть – «в связи с дефицитом бумаги».

В Литве неспокойно: под давлением рабочих и левых (просоветских организаций, а также Компартии Литвы) в отставку ушло правительство Казимеры Прунскене.
В Прибалтику, на Западную Украину и в Грузию были введены дополнительные войска – «для обеспечения осенне-зимнего призыва на воинскую службу». Разворачивается широкое движение за то, чтобы срочники проходили службу в своих родных республиках.

Бывший соратник Сталина Лазарь Каганович выписан из больницы после инфаркта. 97-летний Каганович – последний деятель сталинского Политбюро, доживший до перестройки и трансформации СССР.

Мир живёт ожиданием 15 января – в этот день заканчивался срок ультиматума, данного Багдаду Вашингтоном. Ирак должен был вывести войска из оккупированного им Кувейта. Однако глава Ирака Саддам Хусейн и не думает выполнять условия американского ультиматума. Поэтому война в Персидском заливе становится неизбежной. Президент США Джордж Буш (старший) выступает в роли защитника слабого Кувейта, оккупированного кровожадным Саддамом.

11 января в Вильнюс были введены танки.
В Риге советскими войсками и ОМОНом взяты под охрану важные объекты: Дом печати, правительственны здания. Сторонники независимости Латвии (сторонники Народного Фронта) начали сооружать баррикады.

12 января в Москве состоялась презентация последнего альбома группы «Кино», который получил название «Чёрный альбом». Это был последний, посмертный альбом Виктора Цоя, который погиб в августе 1990 года в автомобильной аварии.
Продолжаются перестрелки в Нагорном Карабахе и Южной Осетии. Зреют предпосылки грядущих конфликтов в Абхазии, Молдавии, Таджикистане и Чечне (тогда - Чечено-Ингушской АССР).

В Калуге убит главный редактор областной газеты «Знамя» Иван Фомин. Убийство было совершено на политической почве: уголовник-антикоммунист расправился с редактором областного органа КПСС. Позднее убийца был расстрелян по приговору суда.
На одного из руководителей Ленинграда было совершено покушение. Мэр Ленинграда А.Собчак усиливает свою личную охрану.

Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин назвал действия Кремля в Прибалтике «демонстрацией силы» и призвал вывести дополнительные войска из прибалтийских республик.

13 января в Литве ввели комендантский час. В ночь с 13 на 14 января произошли столкновения у телевизионного центра в Вильнюсе. В результате погибло 14 человек (один из погибших – лейтенант спецназа «Альфа» Виктор Шатских). Советские десантники захватили телебашню в Вильнюсе. Председатель Верховного Совета Литвы Витаутас Ландсбергис заявил, что Литва находится в состоянии войны с СССР. В Прибалтику срочно выехал Борис Ельцин. В Литве действует некий «Комитет национального спасения», от имени и по поручению которого десантники наводят конституционный порядок. Самих «комитетчиков» никто не видел.

14 января был избран первый и последний Премьер-министр СССР. Им стал министр финансов СССР Валентин Павлов. Он сменил ушедшего в отставку Николая Рыжкова, главы правительства Советского Союза.

Михаил Горбачёв выступая на сессии Верховного Совета СССР, клялся в том, что «не давал приказа войскам в Литве открывать огонь». Всю вину за происшедшее Президент СССР взвалил на начальника Прибалтийского гарнизона. Министр обороны СССР Дмитрий Язов тоже отрицал свою вину.
Горбачёв: «Я узнал о случившемся рано утром…».

Верховные Советы некоторых республик СССР (России, Украины, Белоруссии, Казахстана), а также Моссовет и Ленсовет осудили действия Кремля в Прибалтике. Западная пресса обвинила Горбачёва в развязывании войны в прибалтийских республиках: «Мир ждёт войну (в Заливе). Горбачёв начинает войну».

Борис Ельцин, находясь в Прибалтике, подписал 4-хстороннее заявление (Прибалтика+Россия), осуждающее действия Кремля в прибалтийских республиках: ввод войск в Литву был назван «началом наступления на демократию». Ельцин заявил, что для защиты демократии в России нужна российская армия. Он призвал военнослужащих, находящихся в Прибалтике, одуматься и не выполнять преступные приказы, исходящие из Кремля.

14 января на Манежной площади в Москве прошёл многочисленный митинг, организованный демократами. На митинге присутствовало до 500 тысяч человек. Главный лозунг мероприятия: «Не допустим оккупации Литвы!».

17 января началась война в Персидском заливе: американские ВВС подвергли массированной бомбардировке территорию Ирака.

На сессии ВС СССР были утверждены новые руководители министерств – министром МВД стал Борис Пуго, главой МИДа Александр Бессмертных.

Литовский «Комитет национального спасения» обратился к советскому народу: «Буржуазные националисты осуществили 11 марта 1990 года парламентский переворот. Возрождается Литовская буржуазная республика. По всей стране действуют последыши «Саюдиса»: так называемые «народные фронты» Белоруссии, Грузии, Латвии, украинский «Рух»…

Американский лётчик, бомбивший столицу Ирака, сказал, что «Багдад похож на рождественскую ёлку». Против Ирака действуют страны анти-иракской коалиции. СССР как бы хранит нейтралитет, но при этом склоняется к позиции Запада в отношении Ирака.

Михаил Горбачёв обвиняет в вильнюсской трагедии прибалтийских политиков. Он так же заявил, что и «Борис Ельцин подливает масло в огонь».
Демократы продолжают плакаться по поводу того, что на ТВ свирепствует цензура: популярные ведущие ТСН (Российское телевидение) Татьяна Миткова, Юрий Ростов и Александр Гурнов были отстранены от эфира. Зато по ЦТ был показан репортаж Александра Невзорова из Литвы, в котором он прославлял советских десантников и клеймил позором литовских националистов. Он назвал фальшивкой фото трупов (погибших людей у телецентра в Вильнюсе) в газетах, мол, это на самом деле – жертвы дорожно-транспортных аварий. Литовских националистов Невзоров обозвал «маленькими, кричащими и визжащими политиками, разжигающими войну».
УТ (Украинское телевидение) обвинило Невзорова в симпатии к «Памяти» и российским шовинистам. Его назвали «борцом за народ. Но не за весь, а только за русский народ».

На 17 марта назначен референдум по всей территории СССР по вопросу о сохранении Союза.

Михаил Горбачёв направил в Баку соболезнования и утешительные телеграммы родственникам тех, кто погиб год назад во время ввода в город войск Советской Армии. По последним данным, тогда погиб 121 человек.

В ночь с 20 на 21 января в Риге произошла перестрелка между рижским ОМОНом и латвийский милицией. Было убито 5 и ранено 10 человек. Ранены так же журналисты из команды Юриса Подниекса и «Взгляда». В Таллине этой ночью была взорвана бомба. Кстати, по тому, как человек писал название эстонской столицы, можно было определить – демократ он или консерватор. Консерваторы (они же – «правые») писали Таллин с одной «н», демократы – с двумя - Таллинн.

Открылась сессия ВС РСФСР. Борис Ельцин провёл пресс-конференцию, на которой заявил, что «против министра обороны СССР Язова нужно возбудить уголовное дело, т.к. он запятнал мундир военными преступлениями в Прибалтике». Он так же сказал, что вскоре в Москве «будет подписан союзный договор между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном».

В Крыму прошёл референдум, на котором жители полуострова высказались за создание Крымской Автономной области в составе Украины.

21 января по ЦТ показали документальный фильм о похоронах В.Ленина.

В «Комсомольской правде» появилось открытое письмо Горбачёву. Его написал демократ академик Станислав Шаталин. Академик выдвинул Президенту СССР ультиматум. Его основные пункты:
1. Возврат к программе «500 дней» (программа перехода к рынку);
2. Прекращение давления на республики с целью подписания Союзного договора;
3. Создание подлинных суверенных республик и их объединение в Экономический союз;
4. Создание народного коалиционного правительства из представителей различных сословий и партий;
5. В случае невыполнения этих требований – отставка Президента и его команды.

В январе 91-го в аэропорту Шереметьево-2 был задержан некий англичанин Пол Пирсон. Среди бумаг, которые обнаружили при нём, было соглашение челябинского филиала фирмы «ЭХО» с компанией «Дов Трейдинг Интернэйшнл». Соглашение предусматривало продажу 140 миллиардов советских рублей за 7,756 миллиардов долларов. Разрешение на эту «сделку» дал Геннадий Фильшин – заместитель председателя Совета министров РСФСР. Разразился скандал, в результате которого Фильшину пришлось подать в отставку. Сам Фильшин утверждал, что данная сделка является «адаптированным для СССР планом Маршалла».
 
22 января Президент СССР Михаил Горбачёв издал Указ «О прекращении приёма к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег с вкладов граждан»:
«В интересах подавляющего большинства населения страны, усиления борьбы со спекуляцией, коррупцией, контрабандой, изготовлением фальшивых денег, нетрудовыми доходами и в целях нормализации денежного обращения и потребительского рынка». Горбачёв постановил «Принять предложения Кабинета министров СССР - о прекращении с 0 часов 23 января 1991 года приёма во все виды платежей денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и обмене их на денежные знаки других достоинств и на банкноты 50 и 100-рублёвого достоинства образца 1991 года; - о введении ограничения выдачи наличных денег со вкладов граждан в учреждениях Сбербанка и всех других банков максимальной суммой 500 рублей в месяц».
МВД и КГБ СССР предписывалось «обеспечить усиление охраны ценностей в банках и при их перевозке».

24 января 1991 года некоторые советские газеты вышли с такой шапкой: «ВОТ ТЕБЕ, БАБУШКА, И ПАВЛОВ ДЕНЬ!». Кроме выпуска новых купюр достоинством 50 и 100 рублей, был заменен полностью «парк» советских бумажных денег, а также выпущены новые монеты. Однако советские деньги образца 1991 года послужили недолго: уже к началу 1992 года во многих бывших республиках (независимых государствах) бывшего СССР были введены собственные денежные единицы.
(подробнее о последней советской денежной реформе - http://proza.ru/2020/06/01/2084)

Начинался новый этап радикальных реформ.
Как это тогда называлось – «ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ».

Президент СССР издал Указ о совместном патрулировании улиц населённых пунктов силами милиции и Советской Армии. Демократы горько шутят о том, что в СССР «появился новый вид общественного транспорта – бронетранспортёр». Нововведение связывают с именами главы МВД СССР Бориса Пуго и министра обороны страны Дмитрия Язова.

Продолжение следует