100 рублей

Андрей Кириллов 72
         Моя бабушка, Улита, умерла в 1991 году, в декабре. Последний раз ее видел, когда приезжал на каникулы летом, закончив первый курс. Уезжал из деревни в августе. Тот август в истории страны памятен. Тогда была последняя попытка сохранить великую страну, СССР. Это назвали путчем, ГКЧП.
         Завтра мне уезжать и накануне, я на мотоцикле (Иж Юпитер-3 с коляской) приезжал к бабушке попрощаться. Она дала мне 100 рублей. 100 рублей образца 1991 года, всё еще c профилем Ленина. В те времена это были еще большие деньги. За год до этого я, работая в «Сельхозэнерго», имел зарплату немногим более. В начале 1991 г. была павловская денежная реформа и цены выросли раза в три. Однако, думаю, что для бабушки, это была, наверное, почти двухмесячная пенсия. Немалые деньги. Бабушка, однако, жила с одной из моих теть, и другие дети тоже ей всегда помогали. Поэтому, я с благодарностью принял этот ее жест.
         У меня рука не поднималась потратить эту сторублевку. Это была память о бабушке. В 1993 году был новый обмен денег и после этого возможность воспользоваться ею исчезла совсем. Для меня эти сто рублей стали своего рода талисманом. Это было последнее, что я принял из бабушкиных рук.
         В начале июля 1995 г. меня забрали в армию. Среди вещей, которые я взял с собой были и мои драгоценные 100 рублей. Как память, как оберег, как талисман взял я их с собой. Эх, никто не подсказал мне тогда, как надо было одеваться в армию и что брать с собой! Одеваться надо было в лохмотья и ничего с собой не брать. Приехали в часть. Пошли получать обмундирование и переодеваться. Одежды своей гражданской я уже больше не увидел. Помню свои туфли, чешские «Цебо». Это такая обувь, которой сносу не было. Несколько лет я их уже носил, и еще несколько раз по столько же бы относил. Однако бОльшее разочарование меня ждало впереди. Вернувшись в подразделение, мы, «духи», своих вещей, которые оставили в каптерке (3 МТБ), не обнаружили. Всё было варварски разграблено, истерзано, разбросано! Мародёры сделали своё дело. Так и мои «СТО РУБЛЕЙ» пропали! А ведь это по сути были уже не деньги. В стране уже прошли реформы, обмены и ходили купюры другого образца. Это была просто бумажка. Для кого-то, но не для меня! Эмоции переполняли тогда, это болит и сейчас!...
         Светлая память нашим ушедшим бабушкам и дедушкам!