Правосознание и законотворчество

Михаил Анохин
                Дорогой друг!    Письмо первое.
Старый год износив свою одежонку ушел, наступил новый, а в наших взаимоотношениях по- прежнему разногласие! Ты твердишь что законы – это святое дело и потому исполнять их нужно неукоснительно. Я же поправляю тебя, что это касается только правовых законов и твой излюбленный афоризм: знает человек закон или нет, а отвечать он будет по закону относится по моему мнению только к правовым законам.
Причина тут одна – ты понимаешь право, как соблюдение конституционных норм в законотворчестве, а я извлекаю право из глубины духовно-душевной сущности человека в первую очередь и во вторую – из созданной им политической системы.
Так вот несмотря на то, что я в разных местах своих опусов и монологов к тебе, уже говорил об этом феномене (праве), приходится возвращаться.
      
          Начнем с того, что существуют законы природы, и наука их открывает, а человеческие технологии основываются на их. Поскольку человек «дитя природы», то существуют (должны существовать!) и законы, вытекающие из этой природы.  И как тут не вспомнить Гегеля? «Народ, имеющий плохое понятие о боге, имеет и плохое государство, плохое правительство, плохие законы». (См. P.S.)
Вот эту связь между духовно-нравственным (религиозном) состоянием человека и вытекающим из этого состояния правосознанием, атеистическое мировоззрение не видит!
       Между тем формула ответственности перед законом коренится именно в этом месте! Вне его – нет никакой опоры кроме страха перед насилием власти.
Дорогой друг! Вся архитектоника Конституции держится на страхе.  Дерзость и отвага человека определяет пределы власти Конституции над ним и таким образом оформляет его свободу.
        Внутренняя потребность (правосознание) и внешнее принуждение (закон) должны совпадать, в таком обществе властвует право и общество называется правовым!

     P.S. Есть серьёзный повод поднять вопрос о законах человеческих то есть о природе права! Это требует отдельного рассуждения, иначе всё можно скомкать.