Размышления человека, такого, как и вы сами - 7

Эдуард Ратников
ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

ЧТО МНЕ ИЗВЕСТНО О РОДСТВЕННИКАХ ПО ЛИНИИ ОТЦА

Продолжение ТЕМЫ, но не только о РАТНИКОВЫХ,
а более расширенно.

На фото  мои деревенские родственники.
Вверху дедушка ИВАН и три двоюродных сестры моего отца , как зовут знаю только среднюю  - ТЁТЯ КАТЯ.
Внизу Мария Степановна с ребёнком на руках и моя любимая бабушка МАТРЁНА, я думаю, им было тогда по 63-64 года, не более.

Второго ноября 1907 г. молодые МАТРЁНА и ИВАН обвенчались, а 21 мая 1908 г. родился мой отец Ратников Борис Иванович.
Общение бывшей хозяйки КИШКИНОЙ с матерью моего отца ещё некоторое время продолжалось, более того, ХОЗЯЙКА сама связала для родившегося ребёнка шапочку, носочки и кофточку, вот таково было их отношение к своей служанке.

Девушка Маша, которую сватали моему деду ИВАНУ, Мария Степановна, вышла замуж за военного офицера, который вскоре, как и родной брат дедушки, погиб на Первой МИРОВОЙ войне, развязанной в 1914 году.
(Формальным поводом к войне послужили события в Сараеве, где 28 июня 1914 года боснийский серб Гаврило Принцип убил наследника австро-венгерского престола и его супругу.
Всего за годы войны в армии воюющих стран было мобилизовано более 70 миллионов человек. Первая мировая война послужила прологом и детонатором крупнейших революций, включая Февральскую и Октябрьскую 1917 года в России и Ноябрьскую 1918 года в Германии. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская.)
Это краткая справка из «ВикипедиЯ».

Но человечеству этого оказалось мало, и Вторая МИРОВАЯ война была ужасней Первой.
После войны Мария Степановна вышла замуж вторично, у них родился сын, но она опять вскоре овдовела по болезни мужа. Прошли годы, и её сын  вырос, выучился и стал работать инженером на заводе ЗиС, а это тот самый  ЗиЛ, где и я отработал ДВАДЦАТЬ лет, но в данном случае не это главное, да и работали мы в разное время, я гораздо позже него.

Интересно то, что сын Марии Степановны был женат на Людмиле ЗЫКИНОЙ. Он был её первым мужем. В то время ЗЫКИНУ мало кто знал, и моя бабушка при встречах с МАШЕЙ всегда обсуждали жизни своих детей, даже я сам помню их разговоры на эти темы. В свою очередь ЗЫКИНА очень уважала Марию Степановну и во многом ей помогала даже после того, когда она рассталась с её сыном.

Его судьба сложилась столь же трагично, как и у его мамы Марии Степановны. Он сильно страдал физической слабостью от разных болезней тела, но сохранял чувства к Зыкиной на долгие годы после расставания.
В конце жизни он побывал на её концерте и преподнёс большой букет цветов, они встретились и даже пообщались за длительный срок разлуки.
При столь несчастной своей судьбе МАША вошла в семью бабушки и дедушки как родная, она часто жила по нескольку дней у них дома, более того, я сам прекрасно помню Марию Степановну и даже помню, как она с моей бабушкой говорила о её сыне Владлене Позднове в тот период, когда назревал момент их развода с Людмилой Зыкиной. Надо признать, что тогда ЗЫКИНА только становилась известной исполнительницей народных песен.

Бабушка была самая близкая подружка МАШИ, кстати, они обе, как и все мы, ежегодно были в летние дни  у своих родственников, и там они также постоянно встречались как подруги.
В начале этой части – фотография, где есть все:  Маша, дедушка с бабушкой и другие деревенские родственники. Они стоят напротив палисадника нашего дома.

Возвращаясь к бабушке с дедушкой мы видим:
Вот так в 1907 году образовалась семья РАТНИКОВЫХ классного портного и хорошей служанки господ КИШКИНЫХ.
Бабушка МАТРЁНА больше не работала у КИШКИНЫХ, дедушка ИВАН продолжал работать в фирме РОЗАНОВА.
Моя бабушка всю остальную жизнь была только домохозяйкой. Первая их общая квартира была в переулках недалеко от ещё не построенного  тогда современного театра Красной армии. Этот театр построили в 1930 году.
По характеру своей деятельности театр был выездным и работал в воинских частях и гарнизонах. В театре выступала одна из самых откровенных актрис советского театра и кино Фаина Раневская.
Но лично мне самому запомнился этот театр в пятидесятые годы, когда шёл спектакль «УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ» в главной роли с Владимиром ЗЕЛЬДИНЫМ.
 Я уже писал, что все эти переулки  вокруг театра были большой деревянной деревней, где все всех знали. Вот в этом муравейнике просто стоял ГУЛ – Зельдин, Зельдин… Вот до чего он был хорош для всех женщин этого старого района МОСКВЫ.
И ещё, театр действительно просто ОГРОМНЫЙ, там зал самый большой в ЕВРОПЕ, а фойе поражает совершенно странными как бы никчёмными острыми углами. Дело в том, что театр в плане выполнен в форме пятиконечной ЗВЕЗДЫ и эти острые концы, как ниши входят в планировку огромного фойе, где зрители, вышедшие в антракте, просто не видны и теряются из-за огромной площади угловатого фойе.
Так вот, ещё задолго до появления этого театрального МОНСТРА, дедушка снимал жильё для себя.
Но с появлением семьи им вскоре пришлось переехать ближе к тому дому, в котором фактически потом вырос и я сам. Этот дом также находился рядом с театром АРМИИ, но ещё ближе к поместью ДУРОВЫХ, и это  уже был третий Лаврский переулок, по современным понятиям это теперь самый центр МОСКВЫ. Это просто рядом с Садовым кольцом, а тогда почти деревня только с деревянными ДВУХЭТАЖНЫМИ доходными домами.
Жили они в квартире на 2-ом этаже в доме, который  стоял буквально рядом с фруктовым садом той самой династии ДУРОВЫХ.
В саду были яблони и, естественно, мой отец, будучи мальчишкой, с друзьями лазил в сад воровать яблоки. Однажды их поймал сам ДУРОВ, он показал им сломанные ветки и сказал: -  «Лучше бы вы попросили, и я так бы вам дал этих яблок».
Жить в те годы становилось всё тревожней. Началась война 1914 года, революция 1917 года.

Фирма Розанова просуществовала до 1917 года, когда у них всё отобрали и разорили окончательно.
Началась Гражданская война 1918-1920 годов и наконец голод 1919 года.
Бабушка даже ездила на Украину, и обменяла что-то на муку и крупу, был голод везде.
Моего отца БОРИСА от школы в 1919 году летом  отправили в детскую колонию в Тамбовской губернии, в город Кирсанов, где их распределили по крестьянским избам, они жили и работали в этих семьях, так спасали его и других детей от голода.
Иван Максимович потерял работу, но через некоторое время его взяли  на должность закройщика, и он стал членом правления фирмы по пошиву одежды, только теперь уже под названием «Москвошвей».

В 1920 г. от дифтерита умерла сестра моего отца Нина, ей было 6 лет, а также случился пожар в том доме в 3-ем Лаврском, что рядом с садом Дуровых. Моей бабушке МОТЕ пришлось выбрасываться из окна 2-го этажа. Всё сгорело, но то что по старинке было в сундуках, а тогда это был обычный способ хранения – обгорело, но кое-что сохранилось.
Кстати, я только сейчас понял, почему раньше хранили в сундуках, да ещё обитых железом. Пожары в деревянных домах - частое дело, а сундук взял за ручки и вынес или хотя бы выкинул в окно. 
Их сына Бориса в Москве не было, он был в деревне.
Кстати, отец любил бывать в деревне, он любил лошадей, а у них была лошадь, да и у других деревенских ребят тоже были лошади. Естественно, они хвастались, чья лошадь сильнее и лучше. Дело в том, что деревня в трёх верстах от города ИСТРА, а в городе строят дома каменные, а не деревянные, и им нужен гравий или мелкие речные камни. Телега камней стоила приличных денег.
Так вот, всё дно речки ИСТРЫ было из такого камня. Но его мало того, что надо было намыть и погрузить в телегу, его надо было ЛОШАДЬЮ вытащить на берег. А там ещё надо подняться наверх из глубокого оврага, о котором я ещё напишу, вот тут ребята и соревновались, чья лошадь сильнее и лучше. Будучи парнем ещё и городским, да ещё и с такой личной подработкой, БОРИС увлекался сбором красивых открыток того времени. У него была уже приличная коллекция открыток, и вот при пожаре практически всё сгорело. Остались случайно два-три альбома из его подборки, они сохранились и лежат вместе с книжками у нас дома на полке.

Со слов моего отца.
В этом переулке в соседнем доме был молочный магазин, он пустовал, и их в нём поселили, они стали жить, дров и угля не было, и было очень холодно, а другого жилья не было.
Им пришлось пережить в этом магазине две таких зимы - 1920 и 1921 годов.

Во время НЭПа, когда ЛЕНИН понял, что ещё немного, и вся затея с революцией ЛОПНЕТ, в отличие от СТАЛИНА и рьяных партийцев
того времени, ему стало ясно, что ИДЕОЛОГИЯ и ЭКОНОМИКА - совершенно разные понятия и даже НАУКИ.
Более того, если бы не его ранний уход из жизни в 1924 году, то я думаю, РОССИЯ пошла бы по стопам современного КИТАЯ. Такой поворот истории просто напрочь поменял бы буквально ВСЁ, и не только у нас.
Я уверен, ПЛАНЕТА была бы ДРУГОЙ. Но и я бы не родился, да и вы все, читающие, были бы ДРУГИМИ.

Хозяйка магазина жила в этом же доме с двумя дочками, с которыми мой отец БОРИС торговал на рынке жареными пирожками, которые пекла их мать.
Это происходило так: пирожки завёртывались по 3 штуки в бумажку и складывались в сумку, которую надевали на шею под пальто. Потом они шли на СУХАРЕВКУ, там большой рынок, и пирожки в основном брали продавцы других товаров.

Далее, я считаю, надо продолжить записи моего ОТЦА Бориса Ивановича РАТНИКОВА. Правда, в основном он пишет о работах, на каких он побывал, и только малость о жизни тоже вспоминает.
Отец, как я не увлекался написанием своих воспоминаний о себе, да и тогда не существовало «ПРОЗЫ.РУ». Но под моим давлением на него он всё же кое-что написал, и вот получилось, как получилось.

Вот его текст, но опять же для исключения путаницы кто где чей отец, или мать, я продолжу пересказ от своего ИМЕНИ.
Как только заканчивалась учёба в школе, мой отец БОРИС уезжал в деревню и делал все крестьянские работы. Он любил животных, особенно их лошадь, которая была с большим норовом и слушалась только его. Он за ней ухаживал, купал, кормил и не обижал.
В 1924 г. он закончил школу. Они уже жили в том самом доме по 2-му Лаврскому, 9, кв. 4, в которой и прошло наше детство с сестрой. А в кв. 3, напротив, жила большая семья Родионовых, и это было при ОТЦЕ, а при нас с сестрой уже жили другие. По фамилии ЧЕРНЯВСКИЕ, у них два брата - ЮРИЙ и НИКОЛАЙ - это и есть мои самые близкие друзья детства. Они вернулись из ГЕРМАНИИ, где проходил после войны службу их отец. По этой причине они путали русские слова с немецкими и наоборот. ЮРКА был младше меня на год, а КОЛЬКА на два, но это не мешало нам дружить.
 
У Родионовых при моём ОТЦЕ было 5 братьев. Старший брат Иван работал в Главке, который заведовал Булочными-Кондитерскими. В то время была большая безработица. Иван предложил родителям для моего отца Бориса работу во вновь открытой пекарне и булочной-кондитерской, но с одним условием – надо ему участвовать в организации комсомольской ячейки в этой пекарне. Их собралось, пишет отец, человек 6-7.  Два младших Родионовских, он, и ещё из соседних домов парни согласились стать комсомольцами. Они организовали ячейку и зарегистрировали её в ЦК комсомола. Но моему отцу работа не понравилась. Жарко, душно, и вставать надо очень рано.
Но зато вот так он сам стал комсомольцем в ячейке, которую сам и организовал. В 1925 году, став членом ВЛКСМ и работая в  булочной-кондитерской в Марьиной Роще, а это если идти пешком, то вполне приличное расстояние, он взмолился о пощаде.
Тогда мой дедушка ИВАН, а его отец,  согласился, что такая работа действительно слишком тяжелая, и сказал: - «Я поговорю с Сергеем Ивановичем», которого он знал по своей работе.
В то время мой дед Иван Максимович работал в промтоварном магазине универмаге «Коммунар», в секции индивидуального пошива верхней мужской  одежды, закройщиком-приёмщиком заказов. В последствии уже при мне – этот «КОММУНАР» стал «МАРЬИНСКИМ мосторгом». 
Шить одежду разрешалось только по ордерам Управления делами МК ВКП(б).
А Сергей Иванович как раз и был Управляющий делами МК ВКП(б).

Через некоторое время мой дедушка, а его отец  Иван Максимович сказал Борису, что он поговорил с Сергеем Ивановичем, и им надо поехать на завод «Гужона» посмотреть работу. Они поехали посмотреть завод «Гужона», когда они побыли в цехах, то БОРЯ понял, что там ещё хуже, чем в пекарне в СТО раз.
Мой дед опять пришёл к Сергею Ивановичу и говорит (Смилуйся государыня-барыня ЗОЛОТАЯ……) шутка.
«Ну что же, - сказал Сергей Иванович, - «приходи, ИВАН, завтра ко мне на работу с Борисом, я подумаю». Они  приехали вместе в назначенное время. Сергей Иванович при них вызвал директора Типографии Ивана Георгиевича Гришина и сказал: «Вот тебе ученик». И так мой отец стал учеником наборщика, а это работа хотя и интересная, но очень вредная по новым нашим исследованиям, набираемые шрифты отлиты из свинца, а там просто клубы свинцовой пыли.
Типография была при МК ВКП(б) и находилась на Б. Дмитровке. Занимала она полуподвал и 2-й этаж кирпичного дома, а 3 и 4 этажи занимал МГК ВЛКСМ, и дом стоял через дорогу напротив МК ВКП(б), где и работал Сергей Иванович в образе «Золотой РЫБКИ».
Одним словом, мой ОТЕЦ, не смотря на вредное производство, попал в самую гущу партийных событий страны, не РОССИИ, а уже под названием СССР.

ПРОДОЛЖЕНИЕ – 8           http://proza.ru/2021/01/20/1234