Бадеровская юшка

Виктор Валвик
          Прежде чем приступить к изложению основной части Сказки, хочется остановиться на некоторых определениях и понятиях, которые в дальнейшем будут использоваться безо всяких детальных объяснений, как само собой разумеющиеся.
          Первое непонятное слово, это "БАДЕРЫ".
          Хутор Карпцы Саивского сельсовета в далекую давность было селом. Это уже сейчас оно превратилось в хутор и постепенно исчезает из нашего  Мира.
          Так вот Карпцы состояли из своеобразных анклавов, или хуторских "регионов", это Клюсы, Валюхи, Шульги и Бадеры.
          Бадеры были расположены внизу Карпцов, поближе к Марьяновке. Через них проходила "трасса",  которая соединяла Гришки, Марьяновку и Карпцы. Выдающейся и единой памяткой архитектуры этого анклава есть Бадеровский мостик, который в полуразрушенном состоянии сохранился до настоящего времени.
          В далекие времена 20-х лет 20 столетия Бадеры был наиболее зажиточным анклавом в Карпцах. Именно в Бадерах было больше всего середняков, и даже кулаков. И после коллективизации, в Марьяновском сельсовете в Бадерах был создан первый колхоз (Марьяновка-Карпцы) который назывался "Красная звезда". Первым Председателем колхоза был Валюх Николай Михайлович (в дальнейшем его буду называть "Председатель", или  "дядя Николай"). Завхозом этого колхоза был Ващенко Андрей Игнатович (далее- "завхоз" или дядя Андрей"), который проживал в Бадерах.
          Село Карпцы в 30-те годы  административно входило в состав Синевского района.
          В Бадерах были расположены и основные "активы" колхоза - амбары, помещение сельсовета, помещение правления колхоза. Итак, с Бадерами чуточку разобрались, но я сразу предупреждаю, в исторических диссертациях информацию используйте осторожно, можете "пролететь".
          Второе понятие, это "ЮШКА", будто бы оно и понятное, но надо чуточку с нему привязаться, в соответствии к теми далекими временами 20-х 30-х лет прошлого столетия.
          ЮШКА- это жидкое блюдо бульонного типа. Классика юшки - это картофель, зажарка, и немного лапши. Если добавляется курятина то юшка превращается в "куриный суп". А если на охоте "завалили" кабана, то проваренные и мелко нарезанные куски мяса превращают юшку в шурпу.
          В те далекие, голодные времена даже картофеля не бывало (под голодомор) и обедненную юшку варили со всего, чего можно - и капустная юшка, и свекловичная юшка. А зажарку не было из чего делать. Мама говорила, что если в чугун этого блюда ложечку масла добавляли, то радости много у детворы было. Страшные годы были. Поэтому, классическая (бедная) юшка из картофеля, зажарки и лапши (если она была) это был стандарт потребления пищи. Юшка и шмат хлеба- это наивисшее удовлетворение в первые послеголодоморные времена.
          Второе, не распространенное, а местное название ЮШКИ в те времена применялась к БРАГЕ. Надо отдать должное, что в первые годы после голодовки самогон почти не гнали- не было из чего. Сахар был на вес золота, его даже детки не видели, сахарную свеклу также варили и ели.
          Зато, что было в конце лета с перебором - это яблоки и разные ягоды. Бадеровские сады (это еще от кулаков) славились своей урожайностью, да и других ягод хватало. Правда, консервировать не умели, сохранять продукцию также долго не умели, поэтому нашли специфический выход.
          В большую деревянную бочку засыпали яблоки, ягоды, всякие там пахнущие травы и квасили. После окончания продолжительного процесса брожения, когда бактерии были обессилены и приведены к небоевому состоянию, получали своеобразный напиток. Этот напиток чем-то напоминал и квас и брагу за крепостью, которая вытягивала на крепость пива, а то и доходила до крепости вина. И  вот этот напиток в карпцевском сообществе шутливо называли "юшка". А вот, какую конкретно юшку ты хочешь, необходимо было дополнительно объяснять.
          И последнее,  -  действие Сказки проходили в далеком 1934 году. Это было позднее лето, народ еще только чуточку - чуточку начал отходить от голодомора, но уже был создан первый колхоз "Красная звезда" на территории нашего села, в котором и проходили эти захватывающие сельские приключения...

                основная часть: Бадеровская ЮШКА

          В пятницу, 20 июля 1934 года в Карпцах стояла прекрасная погода. Солнышко, но без жары, классическая летняя погода. Все это содействовало выполнению важной для новообразованного колхоза "Красная Звезда" задачи: - подготовки к вывозу на заготпункт в село Синевка первого урожая.
          Все энергично работали, под неусыпным руководством Председателя Николая и завхоза Андрея,  особенно активисты, которые будут представлять колхоз в Синевке.
          Готовили телеги, ремонтировали у них дырки и поломки, смазывали дегтем оси колес, загружали на телеги мешки с зерном. Одним словом формировали празднично-показательную колонну с урожаем. Для полной "праздничности" было подготовлено два транспаранта, изготовленных из кумачовой ткани. Надписи на них были идейно-выдержанные, типа "Первый урожай в засеки родного Государства!", ...ну мы не будем на этих лозунгах акцентироваться.
          Словом, все подготовили, повели кормить коней, и здесь мысль возникла, что и самым необходимо подхарчеваться...
          Председатель Николай кивнул завхозу Андрею, мол приготовь чего-то поесть, главное чтобы пищи было много. Ну, а что в те времена означало "много", это юшка и много хлеба.
          Колхозная повариха тетка Мотря быстро развела костер, поставила большой чугун с водой, начистила та накрошила картофель. Отдельно, на сковороде сделала зажарку из сала и лука. Это тебе не ложка масла, а классическая зажарка. Добавила в блюдо морковки, петрушки, укропчика. Юшка получилась - объедение! А если на стол поставить свежеиспеченного хлебца из нового урожая, то все неурядицы прошлого как-то снижаются и отходят на задний план. Мало того, на стол был положен чеснок и лук, а также соль, которая в те времена также была в некотором дефиците. Словом "поляна" для колхозного актива была солидной.
          За стол засели уморенные активисты, туда же присел и Председатель с Завхозом. Все было как обыкновенно, но чего-то не хватало. О этой нехватке громко и полушутливо  намекнул дед Микита, загадочно посматривая на Завхоза: "Ох! ... если бы к этой ухе да еще " юшечки" прибавить!". Дядя Андрей вопросительно посмотрел на Председателя. Николай чуточку подумал, а потом утвердительно мотнул головой.
          Завхоз тут-же сорвался с места, подхватил два больших кувшина и рванул в колхозный амбар, где в полуподвальном отсеке находились три бочки с благодатным напитком. Напиток в одной бочке бурлил и шумел, еще "отыгрывался". В двух других бочках будто бы "процессы" закончились. Причем, одна бочка была полностью готова к использованию. Андрей об этом знал, так как уже на себе испытал ее содержимое несколько дней назад. Понюхав, попробовав на вкус жидкость из одной, а потом и следующей бочки он окончательно определился и наполнил кувшины под самый венец.
          Как обрадовался колхозный актив! Оно, конечно, эта "юшечка" на самогон не вытягивала, но пахнущий и кисленький напиток, слегка хмельной консистенции равнодушными сельчан не оставил. Словом, поели, попили, все очень удовлетворенные и полу утомлённые разошлись по домам.
          Утро субботы, 21 июля 1934 года было солнечным и радостным. Но на радость от погоды накладывался некоторый специфический оттенок. Колонна от колхоза "Красная Звезда" готовилась для выхода в Синевку. Правда "готовились", это еще не означает "были готовой". В новообразованной колонне происходил странный и непривычный кругооборот. Весь актив и вся делегация во главе с Председателем как-то сильно начали интересоваться окружающими кустами и сортирами. Все как-то туда бегают, из кустов начинают звучать специфические звуки и распространяться запахи легкой химической атаки. Господи, что случилось?!
          А случилось то, что в "напитке"- юшке не все бактерии погибли на "производстве", а те которые уцелели набросились на желудки бедных активистов. Сотворили эти бактерии "восстание", что привело к неадекватному поведению "атакованных". От агрессии бактерий пострадала вся делегация, весь актив во главе с Председателем. Не пострадали только кони, которым юшку не давали, а также завхоз Андрей. С конями все поняло, а вот с дядей Андреем не совсем.
          Наверно, в связи с предыдущими "приемами" жидкости у него выработался иммунитет, или бактерии признали его за "своего", но у Завхоза не было никаких "часто-жидкостных выбросов со специфическим запахом". Что делать, когда та личность, которая представила напиток не пострадала, а все иные распределились "по кустах"?!
          Правильно! За это бьют морду! До мордобоя дело не дошло, но психологический (да и иной) климат среди активистов был испорчен капитально. Мало того, праздничная колонна была выведена из строя и в этот день на заготпункт Синевки так и не отбыла. Дядя Андрей с горя и для равноправия с остальными, "высмалил" полкувшина "юшки" и с большой надеждой приготовился к посещению кустов.
          А в это время, на Синевском заготпункте происходили торжества. Колонны из различных колхозов района, с транспарантами, венками сосредоточились в праздничной безалаберщине. Была сооружена трибуна, на которой звучали патриотические вещи, прославляющие дело Ленина-Сталина, с нее проклинали кулаков и их прихвостней - середняков. Словом, проводилась грандиозная политическая акция.
          Корреспондент районной газеты "Молодой коммунар" спешно нотировал тезисы выступлений для публикации развернутой на всю страницу статьи. Оно же, ведь не так важно, сколько и какого качества колхозники привезли зерна. Важна политическая активность и сознание колхозников в их устремлении победить кулаков в бескомпромиссной борьбе на идеологическом фронте.
          Дошла очередь и до представителей Карпцевского колхоза "Красная Звезда". И здесь!, мама моя, нет ни колоны, никакого кумачового транспаранта, а также нет ни единого представителя указанного колхоза. Никого нет!
          Вот тут у районного руководства и возникли какие-то непонятные мысли: - что это, антиколхозная политическая акция?, а может по дороге на Синевку на колонну напала банда последышей-кулаков, ограбила ее, а теперь, где-то в леске издевается над колхозными активистами?
          В те времена интернет и мобильная связь  еще не работали, да и простой телефонной связи с Карпцами не было. Поэтому о кризисной ситуации которая возникла, можно было только разрабатывать неподтвержденные гипотезы, одна худшая за другую.
          Как бы там не было, но во второй половине дня из Синевки на Карпцы выдвинулась конная опергрупа ОГПУ-НКВД, в составе двух человек - старшего оперсотрудника Савватиевича (по отчеству) и еще одного, данные на которого для истории не сохранились.
          Под конец дня опергрупа прибыла в Карпцы и сразу приступила к производству дознания. Несформированная колонна, актив, которой рассосредоточился по кустах, как с креста снятые Председатель и Завхоз, все свидетельствовало о дикой неординарности возникшей ситуации. Под теракт она не попадала, но то, что Завхоз, который всех поил сам не пострадал, придавало этой ситуации неоднозначный оттенок.
          Савватиевич решил, что в этот день они еще поработают, переночуют и на следующий день заберут дядю Андрея в Синевку для более тщательного выяснения обстоятельств. Заодно опергруппа будет сопровождать запоздалую колонну с урожаем, мало ли что, конвой не помешает.
          В то же время, старший оперсотрудник решил провести некоторые экспериментальные мероприятия. Из знаменитой бочки нацедили два кувшина напитка и заставили Завхоза "высадить" полкувшина, это для того, чтобы выяснить степень "влияния" напитка на главного виновника акции. Бактерии атаковать дядю Андрея отказались.
          Ну а если ночевка в колхозе, то необходимо "стражей законности" как-то накормить. Председатель Николай, с перепугу, дал команду зарезать курицу и подготовить соответствующую юшку.
          Вечером засели ужинать. На этом мероприятии присутствовали два оперативника, Председатель и Завхоз. Кроме юшки, хлеба и приправ на столе стояли полтора кувшина неиспользованного "напитка". Савватиевич поинтересовался у Завхоза относительно состояния желудка после проведенного эксперимента. Потом он взял кувшин, немножко нацедил "юшки" и попробовал на вкус. Напиток ему понравился. Как-то все "размагнитилось" и этот напиток молниеносно "разошелся" по всем участниках застолья.
          Ночь была тихой и спокойной. Звездное небо, полный месяц и низкая полоса тумана застилали низину, слегка скрывая от окружающих Бадеровский мостик.
          Воскресенье, 22 июля 1934 года было солнечным днем. Правда о том, что она была радостным днем, говорить не приходилось. Грохот колес телег с зерном, кумачовые транспаранты, активисты и колхозная делегация, все готовы везти, (хотя и с опозданием) на заготпункт первый урожай от "Красной Звезды". Все хорошо, за исключением одного - отсутствовал "конвой".
          Бактерии, которые находились в "юшке" объявили войну всем лицам, которые ее потребляли. Пострадали - Председатель, и два оперсотрудника. Не пострадали от этой "войны" кони и ...завхоз.
          Колонна с урожаем поехала на заготпункт без конвоя. Там, конечно, уже таких торжеств, как в прошлый день не было, да и корреспондента газеты "Молодой коммунар" не присутствовал. Эксцесс со вчерашним неприбытием делегации был замят, все прошло без политических обвинений.
          А в этот час опергрупа НКВД, которая находилась в Карпцах изо всех сил боролась с бактериями и отиралась возле ближайших кустов. Ну, куда здесь ехать , если не успел на коня залезть, а тебя к кустам тянет? Мудро решили- некоторое время пересидеть в Карпцах, стабилизировать желудки и на следующий день выдвигаться в райцентр. О завхозе Андрее оперативники "забыли", его не трогали,  миссию свою они завершили. Вечером поели юшку с курицей, без каких либо напитков. А на следующий день Савватиевич со своим напарником выдвинулись к пункту постоянной дислокации.
          Колхозная делегация, прибывшая из заготпункта, распрягла коней, составила телеги и поужинала. На ужин ели простую юшечку, из картофеля и зажарки. О напитке никто вопрос не поднимал.
          Вот вы спросите:- а что же случилось с тремя бочками  испорченной закваски? Ну, будто бы взяли и вывернули все в сточную канаву? Да сейчас! Разогнались!  Где это вы видели, чтобы наши мужички хмельную бражку в канаву выливали?!, они скорее перетравятся, чем выльют.
          Закваска-бражка получила именное название "Бадеровская юшка", отстоялась еще около трех недель, полностью отбродилась и разошлась среди колхозников "Красной Звезды". При этом, как не удивительно окружающие кусты от надоедливых визитов колхозников не пострадали.
====
          ...Давненько это было. Но еще долго в Карпцах и окружающих  хуторах блуждало условное кодовое название "Бадеровская юшка". Бывало двое-трое друзей-колхозников соберутся, поболтают о том, о сем, а потом один другому подмигивает:"Пошли ко мне, "юшечки" дернем!". На что собеседник ему:"Что!, Бадеровской??" - "Нет!, самогоночки".
          Или, когда у кого-нибудь возникли какие-то неурядицы с желудком, и он зачастил к "кустам", на немой запрос коллег объясняет по простому:"...Да вот юшечки наелся, ...Бадеровской..."
======
          Прошли времена. Нет уже микрорайона "Бадеры", да и Карпцы фактически исчезли. Исчезли из Мира этого колхоз "Красная Звезда" и все колхозники далекого 1934 года. Все изменилось.