О трезвости ума, языка и сердца

Владислав Плеханов
         Введение

Для  истинно духовного понимания жизни и правильного поведения христианину нужны три вещи:  1) трезвость ума, 2) трезвость языка, 3) трезвость сердца.


      1. Трезвость ума: нищета духовная, страх Божий и  память смертная.
 
Увидеть ситуацию в истинном свете и правильно её понять помогают только нищета духовная, страх Божий и  память смертная. Правильное поведение возможно также только в свете их.

Без нищеты духовной, страха Божия и  памяти смертной человек пребывает в пагубных иллюзиях и не поступает по заповедям Божиим. Мир опьяняет его то наслаждениями, то завистью, то злобой. 


Трезвость ума сопровождает   м о л и т в а   о благословении и помощи Божией: «Господи, благослови! Господи, помоги!» перед каждым, даже самым привычным делом.

Эта молитва есть результат понимания человеком  своей духовной нищеты, то есть что без Бога, Его благословения и помощи он ничего доброго совершить не может.   

Молитва эта становится проводником духовной мудрости и силы. У святых людей она предваряет даже самые привычные дела, к примеру принятие пищи, чтение Евангелия и молитву.

«Что ни сделаем без молитвы и благой надежды, то после окажется вредным и (по крайней мере) несовершенным» (прп. Марк Подвижник).

Молитва эта постепенно прививает человеку память о его духовной нищете. Человек, имеющий духовную нищету, имеет потребность в этой молитве, а неимеющий её постоянно забывает попросить у Бога благословение и помощь.
 

         2. Трезвость языка - благоразумное молчание.

«Умное молчание дороже всего. Если положить все правила благоразумия на одну весовую чашу, а на другую чашу положить благоразумное молчание, то молчание одно перевесит» (прп. Амвросий Оптинский Гренков).

«Много раз я сожалел о словах, которые произносили уста мои, но о молчании я не жалел никогда» (прп. Арсений Великий).

«Молчание есть таинство будущего века, а слова суть орудия этого мира»
(прп. Исаак Сирин).

Благоразумное молчание не прививается без молитвы. «Господи, благослови! Господи, помоги! Господи научи меня благоразумному молчанию!» Перед тем как что-то сказать нужно молиться таким образом.


        3. Трезвость сердца: чувство своего недостоинства, слезы о своей греховности и кротость.

Поскольку языком управляет не только ум, но и сердце, то кроме осознания своей духовной нищеты  для соблюдения благоразумного молчания необходимы  душевное чувство своего недостоинства, искренние слезы сокрушённого сердца о своей греховности и кротость, приходящая после этих слёз. В этом заключается трезвость нашего сердца. Без неё если кто и смолчит, но ругает про себя досадившего ему "маленьким язычком", что тоже вредно для души.

Итак, душевное чувство своего недостоинства, слёзы и кротость это три духовных корня благоразумного молчания. Также как самомнение, чувство своего превосходства  и дерзость (в том числе смех)  три корня безудержного языка.

От чего рождаются выщеперечисленные корни благоразумного молчания? От нищеты духовной, страха Божия и памяти смертной (трезвости ума). А так же от молитвы. Итак мы вернулись к началу нашей статьи, чтобы снова её повторить. Итак, кто внимательно читал, тот понял, что без трезвости ума не бывает трезвости чувства, а  без трезвости чувства не бывает трезвости языка. Трезвость языка поставлена посредине, потому что она нуждается  и в трезвости ума и в трезвости сердца.

Что такое нищета духовная, страх Божий и память смертная смотри в других статьях этого раздела.

Что такое чувство своего недостоинства, искренние слезы сокрушённого сердца о своей греховности и кротость, приходящая после этих слёз смотри в статье "Любовь Божия". 

Можно десятки лет быть  воцерковлённым человеком и не приобрести этих трёх крайне нужных вещей.

---------------------
* Нищета духовная, страх Божий и  память смертная образуют единое целое. Подробнее о них написано в других статьях.

Вот что Господь говорит устами пророка Исайи: « И на кого воззрю, токмо на   к р о т к а г о   и   м о л ч а л и в а г о   и   т р е п е щ у щ а г о   словес Моих» (Ис. 66:2). Сказано короче,  названо самое главное и в другом порядке следования, но смысл, думаю, тот же.







прах ветром взметаемый, бездушная земля, беспомощная глина.