К 75-летию Победы. Зарисовки о тружениках тыла

Татьяна Малиновка
       Их участие в приближении Победы было, может быть, менее заметным, чем каждодневные подвиги наших солдат на всех фронтах Великой Отечественной войны. Но не менее значимым. Напряженный труд по 12-14 часов, хроническая усталость, голод, похоронки на близких и то же дыхание смерти, что поджидало на каждом шагу во время бомбёжек или оккупации. За привычными словами "Всё для фронта, всё для Победы!" стояла жизнь, полная лишений и невероятной самоотдачи, которую проявляли в годы войны труженики тыла. А тружениками этими в своей основной массе были женщины и дети.
       Эти зарисовки о тружениках тыла - пенсионерах Дополнительного офиса №123 Северо-Кавказского банка Сбербанка России, где я проработала в должности старшего инспектора управления по работе с персоналом с 1996 по 2010 годы. В это время мне повезло лично встречаться и беседовать с этими замечательными женщинами, прожившими непростые, но интересные судьбы. Все, что здесь будет рассказано, записано мною с их слов в личных беседах в 2005 году. К сожалению, никого из них уже нет в живых. Они тихо ушли, каждая в свой, записанный где-то на небесах, срок. Но что объединяло в моих глазах этих детей войны - это бодрость духа, позитивное отношение к жизни, вера в добро! И это, не взирая на тяжкие жизненные испытания и на физические недомогания и болячки. А еще, самым главным праздником  для всех без исключения до конца их дней оставалось 9 Мая - День Победы!
       Светлая им память!

       КИРЬЯНОВА РАИСА ТРОФИМОВНА.
             
       "Наши пришли!!! Наши!" - кричала, что есть мочи, худенькая высокая девчонка. Две тяжёлые косы, которые приходилось прятать в дни оккупации под косынкой, в этот момент развевались, как праздничные ленты, за плечами.  Этот радостный крик слышало в то тихое ясное утро, наверное, всё Михайлоское. Красное знамя и конница, появившиеся на окраине села, означало только одно, что немцев больше нет, что они свободны!!!
       Раиса Трофимовна до сих пор помнит тот недетский страх, когда они с соседским мальчишкой пробирались из села Калюжного, куда их привезли вместе с другими детьми из Михайловского, вымолачивать зерно, так и оставшееся в скирдах в поле неубранным: некому было - все мужчины на войне. В свои неполные 18 лет пришлось делать всё: со скирда бросать, на комбайне стоять, отправляя снопы в барабан, и таскать на себе отяжелевшее от влаги зерно на подводы. Только поработать пришлось недолго - фашисты пришли. Услышали страшную весть и решили уходить кто куда. С соседским мальчишкой бежали всю ночь, пока около кошар на них  не напали голодные собаки. Залезли на дерево, решили дожидаться утра. До обеда шли голодные и одичавшие от страха. Спустились напиться к ручью. Тут их и настигли немцы на мотоциклах. Они тоже решили запастись водой. Увидев двух перепуганных и чумазых подростков, смеялись, что-то кричали им на своем языке. А потом один из них повернул автомат на Раису, подцепил им ее красивые длинные косы и с ухмылкой стал что-то быстро говорить другим. Ужас сковал все тело, она не могла даже двинуться. А немец подбросил косы стволом к верху и захохотал. И все остальные за ним...
       Детям удалось добраться до Михайловского только на следующий день. В Ставрополе, около железной дороги им пришлось простоять чуть ли не пол дня, немцы  шли и ехали нескончаемым потоком. От угона в Германию Раису спасла ее учительница, записавшая ее в кружок по изучению немецкого языка. Но даже в то страшное и голодное время люди оставались людьми. Раиса Трофимовна вспоминает, как они всем селом подкармливали израненных бойцов из военного госпиталя на Ташле в г.Ставрополе. Госпиталь не успели эвакуировать перед оккупацией. Часть раненых, которые могли ходить, разошлись по соседним сёлам, а которые не могли, так и остались там. Одного из них, израненного, еле передвигавшегося парнишку, может чуть старше ее самой, она подкармливала почти полгода, выпрашивая у матери то часть молока, предназначавшегося на продажу, то кусочек хлеба. "Вот надо же, сколько времени к нему ходила, а не имени его, не фамилии так и не спросила,"- сетовала Раиса Трофимовна. "Интересно, жив ли он остался тогда и где теперь?"
       Перед самым освобождением в Михайловское, которое располагалось совсем рядом со Ставрополем, вошел карательный отряд власовцев. Сожгли  здание райкома партии, народный дом, школу, МТС. Всю ночь горело село.
       Зато утро было тихое и удивительно ясное. Раиса с ведром на цыпочках  пробиралась к колодцу за водой. И увидела...красное знамя! И конницу!!! Со звоном, рассекая тишину, полетело на землю пустое ведро... "Наши пришли!!! Наши!!!" Красивая статная девчонка бежала по селу. И длинные девичьи косы смело прыгали за ее плечами. Потому, что НАШИ ПРИШЛИ! НАШИ ПОБЕДИЛИ! И так будет всегда!!!

       Кирьянова Раиса Трофимовна, проработала после войны в системе Сбербанка почти 24 года. Ушла на пенсию через десять лет после наступления пенсионного возраста в должности старшего контролера филиала Октябрьской Сберкассы №95 г.Ставрополя.

       ЕВГЕНИЯ ФЁДОРОВНА АСТАФЬЕВА.

Свою трудовую деятельность Евгения Фёдоровна Астафьева начала в мае 1938 года учеником контролера в Ставропольской Центрсберкассе. А в 1942 году она была уже заведующей сберкассой на Нижнем рынке. Дело было как раз перед оккупацией г.Ставрополя фашистами, в августе 1942 года. Утром второго числа передали, что бои идут в направлении с. Советского. Толпы людей стояли в очередях, чтобы получить свои деньги в кассе. Ближе к обеду Евгении Фёдоровне пришлось идти за подкреплением в Центральную Сберкассу, которая находилась на улице Карла Маркса. И тут началась массированная бомбёжка немецкой авиацией нижней части города. Когда Евгения Фёдоровна вернулась, то оказалось, что заведовать ей уже нечем - бомба попала прямо в здание, где находилась сберкасса. А потом были тревожные дни и бессонные ночи оккупации. Евгения была одной из четырёх сестер. Старшая еще до войны вышла замуж за военного и жила в Москве. Вторая училась в МАИ, а когда началась война, ушла на фронт добровольцем. Они с младшей сестрой жили с отцом. Евгения в апреле 1941 года вышла замуж, но в июне уже проводила своего молодого мужа на войну. Муж прошел всю войну, защищал Севастополь, домой вернулся только в 1946 году. Младшую сестру, которая только закончила перед оккупацией школу, угнали на работы в Германию. После освобождения Ставрополя в январе 1943 советскими войсками Евгения Федоровна увидела объявление: собраться всем, кто работал в Центрсберкассе №95. Пришла. И продолжила свой путь в Сбербанке в должности контролера. Началась трудная работа по восстановлению утерянных счетов, утраченных документов, и колоссальная по своему значению для победы работа с госзаймами, которую проводили все учреждения сберкасс. Это был непростой и кропотливый каждодневный труд, который тоже приближал долгожданный День Победы!

       Вся жизнь Евгении Фёдоровны Астафьевой связана только со Сбербанком, где она проработала на различных должностях 34 года. На заслуженный отдых она ушла в должности главного бухгалтера Центральной Сберкассы №95 г.Ставрополя.

       АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА САВИНА.

       Перед самой войной Александра Николаевна закончила курсы бухгалтеров и пошла работать на секретный оборонный завод №402 Народного Комиссариата Судостроительной промышленности, что в нынешнем г.Северодвинске. Завод в годы войны выпускал подводные лодки. Это было огромное предприятие - множество цехов располагалось на огромной территории. Бомбили завод непрестанно, но нашей противовоздушной обороне все же удалось сохранить этот важный для страны и для победы объект. Правда окон не в одном помещении практически не было, их просто не успевали вставлять. Работа была ответственная и напряженная. Страх погибнуть под бомбежкой, постоянное чувство голода в те дни помогали пережить только мысли о Победе. И они делали для нее все, что могли. Работники, которые напрямую не были связаны с производством в свои выходные дни помогали в цехах, работали на погрузке снарядов.
       Война чёрной полосой прошла по всей жизни Александры Николаевны. В 1941 году получила похоронку на мужа, не вернулись с этой войны оба ее родных брата. Выжить и пережить горе помогли работа и несгибаемый характер Александры Николаевны.

       Александра Николаевна Савина прожила долгую жизнь- 95 лет. Стаж ее работы в системе Сбербанка более 29 лет. Она "Отличник Госбанка СССР", была награждена медалью "За трудовое отличие", ветеран ВОВ, ветеран труда, член Президиума Крайкома Профсоюза работников Сбербанка, Депутат Октябрьского Райсовета.


       НЕМЧИНОВА КЛАВДИЯ ДМИТРИЕВНА.

       Война началась, когда Клавдии Дмитриевне не было еще и 15 лет. Жили они тогда в одном из сёл Читинской области. Колхоз у них был большой и богатый. Но пришла беда и все мужчины ушли на фронт. Остались одни женщины и дети. Дети работали наравне со взрослыми на токах, на сенокосе, на полевых работах. Все, что выращивалось, сдавалось государству и шло на фронт. Отработав с утра до зари в колхозе, они с подружками собирались у кого-нибудь дома: сами пряли пряжу, вязали носки, варежки, мастерили кисеты для бойцов, а потом высылали посылки на фронт. И вместе с этими посылками на фронт уходила частичка их добрых душ и сердец. Иногда из кипящих военных будней приходили солдатские письма-треугольники. В них бойцы благодарили Читинских девчат за подарки. Завязывалась переписка. Клавдия и ее подружки делали все , что могли для тех, кто защищал их покой на полях брани  ценой своей жизни. И слова, которые в военные годы знали все: "Всё для фронта! Всё для Победы!" не были для них просто лозунгом. Эти слова были для Читинских девчонок самой их жизнью, их каждодневным ударным трудом, без которого не было бы Великой Победы!
       Ещё шла война, когда Клавдия Дмитриевна закончила курсы учителей и стала обучать начальные классы в своей сельской школе. Потом вышла замуж за военного и объездила с ним всю страну. Где только не пришлось служить - и в Средней Азии, и за границей. Ведь жена военного - это особая профессия.
      
        Общий стаж в системе Сбербанка Клавдии Дмитриевны более 19 лет. Работала в разных городах и поселках страны и контролером, и заведующей сберкассой, заочно закончив профильный техникум. Увольнялась в связи с переездом мужа к другому месту службы. А на новом месте снова шла работать в сберкассу. В Центрсберкассу №95 она поступила на работу в июле 1971 года и больше не ушла никуда. Отсюда ее проводили на заслуженный отдых.


       ЯЦЕНКО РАИСА ТРИФОНОВНА.

       До сих пор, как наяву, ей видятся строгие глаза и слышится стальной голос военпреда. "Раиса!"-громыхал в ушах его зычный голос всякий раз, когда проходила приемка. Он принимал от неё, браковщицы ОТК, и от мастера цеха детали на танки. "Раиса!"- он обращался каждый раз почему-то именно к ней, 18-летней девчонке, которая  от постоянного недоедания и работы по 12 часов была больше похожа на худенького подростка, чем на барышню."Раиса! Если ты плохо проверила детали, их поставят на танки, которые пойдут в бой и не смогут стрелять, то мы проиграем войну! Ты хорошо проверила?!" От страха перед этими строгими глазами и от лежащего на полудетских плечах груза огромной ответственности за исход всей войны, по Раиному лицу начинали бежать непрошенные слёзы... Нет, она работала хорошо, ни одной жалобы на проверенные и сданные ею детали за все годы, отработанные на Сталинградском тракторном заводе, выпускавшем в годы войны танки, не было и быть не могло! Все комсомольцы работали на совесть. В 1943 году, после освобождения Сталинграда, Раису Трифоновну вместе с другими, по комсомольской  мобилизации, привезли сюда, на руины города. Сначала разбирали завалы, выносили из подвалов куски арматуры, бетона и тела погибших. Потом там же, в подвалах, устанавливали оборудование и начали выпуск стратегически важной для Победы продукции. Она проработала в Сталинграде до мая 1948 года... Военпред смотрел на Раечкины слёзы и голос его мягчал: "Ну, что ты плачешь, глупая! Когда мы победим, таких девчонок, как ты, будут носить на руках!"

       Раиса Трифоновна Яценко проработала в системе Сбербанка России более 23 лет. Ушла на заслуженный отдых в должности инспектора-ревизора Центрсберкассы №95 г.Ставрополя.

Фото взято из интернета.

16 января 2021 года.