Об одной книге

Галина Вольская
Прочитала книгу Михаила Веллера «Мое дело», раньше она мне почему-то не попадалась, хотя других его книг я прочитала довольно много. Ужаснулась, представив, что примерно таким мог бы быть мой путь, хотя такой целеустремленности и работоспособности у меня никогда не было.

Росли и взрослели в одно время, читали одни и те же книги и журналы. Даже школу окончили в один год, когда был двойной выпуск, только он одиннадцать классов, а я урезанные десять. Нас не доучили. Один день в неделю, как и в одиннадцатых классах, у нас был посвящен производственной практике, но программу практики изменили, вместо обещанной специальности чертежник-деталировщик мы получили специальность чертежник-копировщик. Соответственно и школьная программа была сильно сокращена из-за дня на практику и недостающего года.

От литературной специальности я отказалась, хотя литература мне нравилась гораздо больше физики. Вряд ли я бы выдержала обычный конкурс, не говоря о двойном, современную историю я не воспринимала, исторические даты и сейчас запоминаю плохо, хотя в университете в конечном итоге умудрилась сдать историю КПСС на «отлично».

Учиться на физическом факультете мне в целом нравилось, но в конце четвертого курса со мной произошло примерно то, что произошло с Михаилом, когда он пытался без отдыха работать по двенадцать часов в сутки. Он получил бессонницу, аритмию, нервное расстройство. У меня присовокупилась неудачная любовь, и все прошло гораздо острее.

Свой первый сборник рассказов «Хочу быть дворником» Веллер смог издать только в 1983 году в Эстонии, пройдя невероятно трудный и сложный путь. Такое вряд ли еще кому под силу.

В 2016 году я приезжала в Санкт-Петербург, заходила в книжные магазины. Значительная часть книжных полок была заставлена книгами Михаила Веллера. Город, отвергавший его много лет, принял его.

Не могу, к сожалению, назвать Веллера своим любимым писателем, хотя такая целеустремленность и работоспособность заслуживают, несомненно, всяческого уважения и удивления. Очень немногие могут с таким упорством добиваться своей цели. Разумеется, мое мнение, если бы даже эти строчки попались ему на глаза, для него ничего не значат, но я восхищена. И от души желаю ему дальнейшей плодотворной работы.

Кстати, пандемию в Москве он описал в книге «Москва – апокалипсис», изданной в 2010 году.