Север-2. Дела заполярный. ч. II

Владимир Мутин 2
СЕВЕР-2. Дела заполярный. Ч.II

<<< ХРОНИКИ >>> 22.9.42 г. Действия на коммуникациях противника. Два ДБ-Зф с высотными торпедами вылетали в Альтенфьорд, чтобы нанести торпедный удар по крупным боевым кораблям противника. Маршрут пролегал над морем до 60 миль от берега на высоте 3000—4000 м. На подходе к Альтенфьорду самолеты обнаружили выходивший из фьорда крейсер «Кёльн» и в 10:59 с высоты 3800 м сбросили по нему торпеды; попаданий не наблюдалось. (Дело № 1981, л. 21.)

Два ПЕ-2, производя разведку в море, обнаружили в ш=70°50', д=31°20' (к норду от Варде) пять транспортов водоизмещением 10000—12000 т и одиннадцать мелких кораблей, шедших курсом 310°, в сопровождении одного Ме-110 и одного Ме-109. Наши самолеты были безрезультатно атакованы истребителями противника. В воздушном бою был сбит один Ме-110.

Один ПЕ-2 произвел фоторазведку аэродрома Хебуктен и порта Киркенес, где были обнаружены три транспорта, семь сторожевых кораблей и четыре сторожевых катера противника.

Ночью было произведено десять самолетовылетов ДБ-Зф, из них семь на бомбардировку аэродрома Лаксельвен. По аэродрому было сброшено шестьдесят шесть ФАБ-100, две ФАБ-50, шесть ЗАБ-100 и двенадцать САБ-15; было отмечено шесть пожаров и два сильных взрыва.

Два ДБ-Зф бомбили аэродром Луостари, сбросив 20 бомб ФАБ-100. Был отмечен один взрыв.

Семь ДБ-Зф с аэродрома Африканда бомбили аэродром Рованиеми, сбросив одну ФАБ-500, две ФАБ-250, 50 ФАБ-100, 14 АО-25 и 47 АО-10; было отмечено шесть пожаров и два взрыва.

С того же аэродрома два ДБ-Зф произвели налет на Кеми-ярви, сбросив три ФАБ-250 и шестнадцать ФАБ-100.

Четыре Р-5 14-й армии ночью бомбили аэродром Луостари, где были отмечены четыре пожара. Пять Р-5 из-за неблагоприятных метеоусловий до цели не дошли и бомбили склады в районе Титовки.

В воздушных боях были сбиты один «Харрикейн» и один ЛАГГ-3. (Дело № 1941, л. 65, 65 об.)

Подводная лодка «Щ-404» на позиции в Варангерфьорде в 12:14, следуя курсом 337°, обнаружила слева на курсовом угле 160°, на дистанции 12 каб. конвой противника в составе одного транспорта водоизмещением 5 500 т в охранении трех тральщиков, шедший курсом 180—190°. Лодка начала маневрирование для выхода в атаку.

В 12:20 из кормовых аппаратов был произведен залп двумя торпедами с интервалом 6 секунд, с дистанции 11—12 каб., с углом упреждения 12°. Подводная лодка после залпа погрузилась на глубину 45 м и через 1 мин. 35 сек. в ее отсеках был слышен глухой взрыв. В 12:39 лодка всплыла на перископную глубину для осмотра горизонта и обнаружила по корме тральщик, шедший на нее; лодка вновь погрузилась на глубину 45 м. Тральщики противника сбросили на лодку одиннадцать серий глубинных бомб по две бомбы в серии. Подводная лодка легла на курс 131° по направлению к своему берегу под прикрытие береговых батарей.

Два ПЕ-2 вылетали для нанесения удара по кораблям противника преследовавшим подводную лодку «Щ-404» и отогнали их к Варде. «Щ-404» всплыла и ушла под прикрытие батарей полуострова Рыбачий. (Дело № 6195, л. 5, 5 об.)

Батареи 113-го артиллерийского дивизиона на подходах к Петсамо потопили одну самоходную баржу противника. (Дело № 1941, л 67.)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 6 от 22.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 22.9.42 произведено 21 самолетовылетов: 7 - на бомбардировку аэродрома Лаксельвен; 7 – аэродром Рованиеми; 2 – аэродром Алакурти; 2 - аэродром Ками-ярви; 2 – аэродром Луостари; 1 <экипаж> боевое задание не выполнил – бомбы сбросил на пассив. Всего сброшено бомб: 2 шт. ФАБ-500, 5 шт. ФАБ-250, 168 шт. ФАБ-100, 4 шт. САБ-100, 2 шт. ЗАБ-50, 6 шт. САБ-15, 4 шт. РРАБ-3 с 14 шт. АО-25, 20 шт. АО-15, 47 шт. АО-10. Результат <бомбометания> - 10 пожаров, 6 взрывов.

Бомбометание по аэродромам Лаксельвен, Луостари производилось с высоты 2000-4000 м, <экипажи были> обстреляны интенсивным огнем ККЗА при одном прожекторе.
Бомбометание по аэродрому Рованиеми производилось с высоты 4300-5700 м, <экипажи были> обстреляны интенсивным огнем ККЗА до 4 батарей и <отмечено> нападение трех истребителей без результата.
Бомбометание по аэродрому Кеми-ярви производилось с высоты 4800-6000 м, <экипажи были> обстреляны слабым огнем ЗА, отмечена атака 1 истребителя, повреждений нет.
Бомбометание по аэродрому Алакурти производилось с высоты 5100 м, <экипажи были> обстреляны интенсивным огнем ЗА и ККЗП. Разрывы ложились точно на высоте позади самолета.
*****
<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 21.9.42 г. Ил-4. Боевой вылет. Ночной. Налет: 2 часа 35 минут. Задание не выполнено. /Не совпадение в датах вылета исходит из формулировки: «в ночь на…», из чего можно предположить - вылетал экипаж ближе к 00:00, а возвращался уже после 00:00, а дата вылета фиксировалась в момент его начала. Авт.-сост./
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 23.9.42 г. Действия на коммуникациях противника. Один ПЕ-2 производил разведку кораблей противника в Баренцевом море и в 8:19 в Босфьорде обнаружил три сторожевых корабля; в 8:19 в ш = 70°49', д=29°30' — один транспорт водоизмещением 3000—4000 т, баржу, сторожевой корабль и два сторожевых катера, курсом 100° в 8:46 у мыса Кибергнес — три сторожевых корабля.

Два ДБ-Зф дважды вылетали бомбить вражеские корабли в море, но из-за плохой погоды возвратились, не выполнив задания. Ночью пять ИЛ-4 бомбардировали аэродром Лаксельвен в окна облаков по расчету времени с высоты 2000—3500 м сбросили 34 бомбы ФАБ-100, одну РРАБ-3 и три ЗАБ-100; результаты не наблюдались.

Пять ИЛ-4 и шесть Р-5 произвели налет на аэродром Луостари и с высоты 1300—3000 м сбросили две ФАБ-50, 46 ФАБ-100, 22 ФАБ-50, 20 АО-25, одну РРАБ-3, одну ЗАБ-100 и две САБ-50; наблюдались разрывы на летном поле.

Один ИЛ-4 и четыре Р-5 бомбардировали аэродром Хебуктен сбросили восемь ФАБ-100 и восемь ФАБ-50; результатов не наблюдали. Три ИЛ-4, вылетавшие бомбить аэродромы, сбросили бомбы на Вадсе и Якобсельвен, где наблюдались пожары.

Четыре Р-5 нанесли удар по аэродрому Наутси, сбросив две ФАБ-100, восемь ФАБ-50 и восемь АО-25; наблюдался один пожар. (Дело № (941, л. 68, 68 об.)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 7 от 23.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 23.9.42 произведено 16 самолетовылетов: 5 - на аэродром Лаксельвен; 5 – аэродром Луостари; 4- на г. Вадсе, Берсельвен, аэродром Хебуктен. Всего сброшено бомб: 2 шт. ФАБ-250, 108 шт. ФАБ-100, 6 шт. САБ-100, 2 шт. САБ-15, 2 шт. РРАБ-3 с 80 шт. АО-8. Боевой налет <составил> - 46 часов 08 минут. Результат <бомбометания> - два пожара.

На высоте 2000-3200 м <экипажи были> обстреляны ЗА, патрулировал истребитель с зажжёнными фарами. Тип <истребителя>не установлен, атак не производил.

На высоте 3000-4000 м над Лаксельвен <экипажи были> обстреляны интенсивным огнем ККЗА.

На высоте 1300-3000 м над Луостари <экипажи были> обстреляны интенсивным огнем МЗА и ЗП при двух прожекторах. Самолет № 7119 имеет сквозную осколочную пробоину в Ф-1.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 24.9.42 г. Действия на коммуникациях противника. Два ПЕ-2 вылетали на разведку кораблей противника в Баренцевом море, но из-за плохой погоды задание не выполнили.

Оборона главной базы Северного флота. Два самолета «Каталина» и один «Москито» перелетели из Ваенги в Англию.

В 13:55 сторожевой корабль «Прилив» в ш=69°19', д=34°28'5 (у острова Кильдин) уничтожил артиллерией плавающую мину. (Дело № 1379, л. 27.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 25.9.42 г. Действия на коммуникациях противника. С 14:23 до 15:50 один ПЕ-2 вылетал на разведку в Баренцевом море, но ввиду неблагоприятных метеорологических условий дошел только до Босфьорда и возвратился, не обнаружив противника.

В 2:02 один ДБ-Зф бомбил аэродром Алакуртти, сбросив на него восемь бомб ФАБ-100 и одну РРАБ-3; наблюдались два пожара. (Дело ШТ № 1176, л. 117.)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 8 от 25.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 25.9.42 произвел один самолетовылет на бомбардировку аэродрома Алакурти. С Н=5300 м сброшено 8 шт. ФАБ-100, 1 шт. РРАБ-3 с 120 шт. ЗАБ-10. Боевой налет <составил> 2 часа 27 минут. Результат <бомбометания> 2 больших пожара. Противодействия ИА и ЗА не было.
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 25.9.42. Ил-4. Облет матчасти. 2 полета днем продолжительностью 40 минут.

<<< ХРОНИКИ >>> 26.9.42 г. Беломорская военная флотилия. В 12:43 один Ю-88 пролетел в районе Соловецких островов курсом 240°.

В 15:03 два Ю-88 были обнаружены в районе Архангельска: один из них сбросил на город четыре фугасные бомбы, в результате чего был разрушен один и повреждено три дома; человеческих жертв не было.

Для прикрытия союзных транспортов в Архангельске 104-я истребительная авиадивизия сделала 20 самолетовылетов истребителей, а третья авиагруппа — девять самолетовылетов ПЕ-3. (Дело № 1941, л. 78.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 27.9.42 г. Действия на коммуникациях противника. В 10:41 четыре ПЕ-2 в районе Хавнингберг бомбардировали неприятельские транспорты; наблюдалось одно прямое попадание в транспорт водоизмещением 12000 т.

С 14:55 до 16:25 одни ПЕ-2 вылетал бомбить транспорты противника в море, но не обнаружил их и сбросил бомбы по селению Хавнингберг.

С 13:42 до 16:00 с той же целью вылетали два ПЕ-3, но вследствие плохой погоды дошли только до Босфьорда и, не обнаружив транспортов, возвратились на аэродром с бомбами.

В 19:40 девять ДБ-Зф вылетали бомбить аэродром Лаксельвен и с высоты 3500 м сбросили по нему три ЗАБ-100, 56 ФАБ-100, 20 ЗАБ-10, 160 АО-10, 6 ЗАБ-15, 120 ЗАБ-2,5 и 120 АО-2,5; наблюдались девять пожаров и три взрыва.

Авиация 14-й армии в течение ночи произвела 18 самолетовылетов Р-5 для бомбового удара по аэродрому Хебуктен; бомбы были сброшены с высоты 1200 м; отмечены 11 пожаров и одно прямое попадание в барак.

Английский самолет «Спитфайер» вылетел на разведку Альтенфьорда и на аэродром не вернулся.

Один «Спитфайер» вылетал для фотографирования аэродрома Наутси, но вследствие плохой погоды возвратился на аэродром. (Дело № 1941, л. 80.)

Оборона главной базы Северного флота. С 12:25 до 12:53 м. 15 Ю-88 на высоте 4000 м произвели налет на Мурмаши. Одновременно сковывающая группа из 17 Me-109 вела воздушный бой с нашими истребителями юго-восточнее Ваенги. В воздушном бою был сбит один Ме-109. Наши потери: два «Томагаук», два ЛАГГ-3 и один ЯК-1. Три наших летчика спаслись на парашютах.

С 16:17 м. до 16:53 четыре Ю-88 и четыре Ю-87 с высоты 1600—3000 м бомбардировали Ваенгу, сбросив безрезультатно 14 бомб. Отсекающая группа из двенадцати Ме-109 находилась в районе Ура губы. В воздушном бою был сбит один ЛАГГ-3. (Дело ШТ № 1176, л. 168.)

С 21:09 до 22:00 шесть Ю-88 поодиночке производили налет на аэродром Ваенга и сбросили 25 фугасных бомб и 28 осветительных. От прямого попадания бомб сгорели два «Хемпден» и один ПЕ-3; четыре «Хемпден» получили повреждения. Жертв не было. 190-й зенитно-артиллерийский полк и 58-й зенитно-артиллерийский дивизион, отражая этот налет, израсходовали 799 снарядов.

В 22:10 три Ю-88 были замечены над Полярным, но бомб не сбрасывали. (Дело ШТ № 1176, л. 177.)

В 10:34 английский эскадренный миноносец «Achates» вышел из Полярного в Архангельск. (Дело ШТ № 1176, л. 168 об.)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 9 от 27.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 27.9.42 произведено 22 самолетовылета на <бомбордирование>: 17- аэродрома Лаксельвен; 3 – аэродрома Луостари; 1 – аэродром Хебуктен; 1 – разда № 9. Всего сброшено бомб: 1 шт. ФАБ-250, 173 шт. ФАБ-100, 3 шт. САБ-100, 1 шт. САБ-25, 28 шт. САБ-15, 6 шт. РРАБ-3 с 79 шт. АО-15, 30шт. АО-10, 20 шт. ЗАБ-10, 120 шт. ЗАБ-2,5. Боевой налет <составил> 58 часов 18 минут. Результат <бомбометания> - 13 пожаров, 7 взрывов.

На высоте 3000-4000 над Лаксельвен <экипажи были> обстреляны интенсивным огнем ЗА до 6 батарей.
На высоте 3900-4200 м над Луостари <экипажи были> обстреляны огнем ЗА до 3 батарей.
На высоте 4500 м над Хебугтен противодействия ИА и ЗА не было.
*****
<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 26.9.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 3 часа 10 минут.
<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 27.9.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 2 часа 25 минут.
<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 27.9.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 3 часа 10 минут. /Вот вам и три боевых вылета за сутки штурмана Прокудина. Авт.-сост./
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 28.9.42 г. Действия на коммуникациях противника. По данным английской авиаразведки, в 18:00 в Офутфьорде был обнаружен немецкий линейный корабль «Tirpitz», курсом вест в сопровождении одного тральщика; предполагалось, что «Tirpitz» менял якорную стоянку. (Дело ШТ № 1176, л. 199.)

Два ДБ-Зф вылетали для торпедного удара по кораблям противника, обнаруженным нашими наблюдательными постами в Варангерфьорде, но не обнаружили их и вернулись с торпедами на аэродром.

Два ПЕ-2, производя разведку в Баренцевом море, обнаружили в 9:20 в ш=70°30', д=30°45' (между Варде и Хавнингбергом) один вражеский транспорт водоизмещением 10 000—12 000 т и один сторожевой корабль курсом 140°. В 9:35 по транспорту было сброшено шесть бомб ФАБ-100 и наблюдалось прямое попадание в его кормовую часть; транспорт остановился. Четыре ПЕ-2 вылетали бомбить транспорты противника в Баренцевом море, но не обнаружили их; два ПЕ-2 безрезультатно бомбардировали один сторожевой корабль в районе селения Хавнингберг; остальные два ПЕ-2 сбросили бомбы в окна облаков по тому же селению, но результата не наблюдали. (Дело ШТ № 1562, л. 84. 84 об.

Ночью девять ИЛ-4 бомбили аэродром Лаксельвен, сбросив с высоты 3000—4000 м 56 бомб ФАБ-100, две САБ-100, 165 АО-10, 30 ЗАБ-100 и 240 ЗАБ-2,5; наблюдались десять пожаров и два взрыва. 12 ИЛ-4 бомбардировали аэродром Хебуктен, сбросив с высоты 3000— 4000 м 94 бомбы ФЛБ-100, 50 ЗАБ-100, 120 АО-10, 372 АО-2,5 и три САБ-15; наблюдался пожар и три взрыва.

Два ИЛ-4 сбросили на аэродром Луостарн 12 бомб ФАБ-100 и 20 ЗАБ-100; на аэродроме возник пожар.

13 ИЛ-4 с аэродрома Африканда бомбардировали с высоты 3300— 5700 м аэродром Алакуртти, сбросив 95 бомб ФАБ-100, 15 ЗАБ-50, 350 ЗАБ-2,5, 60 АО-15, 120 АО-2,5 и 120 АО-1О и 2 АО-25; наблюдались 14 пожаров и один большой взрыв.

Восемь Р-5 14-й армии с высоты 800—1600 м бомбили Луостари, сбросив 42 бомбы ФАБ-50, 14 АО-25, 60 АО-2,5 и 60 ЗАБ-2,5 н наблюдали один взрыв и один пожар.

Шесть Р-5 бомбардировали аэродром Наутси, сбросив с высоты 1300—1700 м 26 бомб ФАБ-100, 8 АО-25, 105 АО-2,5 и 105 ЗАБ-2,5; разрывы бомб наблюдались в районе аэродрома.

Два Р-5 бомбили аэродром Хебуктен, сбросив 6 бомб ФАБ-50, 60 АО-2,5 и 54 ЗАБ-2,5; наблюдались взрывы бомб вблизи самолетов противника.

С началом ударов нашей авиации по аэродромам противника деятельность неприятельской авиации прекратилась. (Дело ШТ Л1» 1562, л. 75. 75 об.)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 10 от 28.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 28.9.42 произведено 38 самолетовылета на <бомбордирование>: 9 – аэродром Лаксельвен; 12 – аэродром Хебуктен; 2 – Луостори; 13 – аэродром Алакурти; 1 – г. Наутси; 1 – боевое задание не выполнил – бомбы сбросил на пассив.
Всего было сброшено бомб: 1 шт. ФАБ-250, 254 шт. ФАБ-100, 2 шт. САБ-100, 19 шт. ЗАБ-50, 8 шт. САБ-15, 30 шт. РРАБ-3 с 2 шт. АО-25, 14 шт. АО-20, 60 шт. АО-15, 405 шт. АО-10, 100 шт. ЗАБ-10, 372 шт. АО-2,5, 720 шт. ЗАБ-2,5.

Боевой налет <составил> - 73 часа 13 минут. Результат <бомбометания> - 30 пожаров, 6 взрывов.

Высота бомбометания над Лаксельвен 4000 м. <Экипажи были> обстреляны интенсивным огнем ККЗА, МЗА и ЗП. ЗА до 6 батарей.

Высота бомбометания над Хебуктен 4000 м. <Экипажи были> обстреляны огнем ЗА до 3-4 батарей.

Высота бомбометания над Луостари 4000 м. <Экипажи были> обстреляны огнем ЗА с северо-западной и северной окраин аэродрома. На высоте 3000 м патрулировал один истребитель.

Высота бомбометания над Алакурти 5700 м. <Экипажи были> обстреляны интенсивным огнем ККЗА, МЗА и ККЗП.

Высота бомбометания над Наутси 4000 м. <Экипажи были> обстреляны огнем ЗА и интенсивным огнем ЗП.
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 28.9.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 1 часа 42 минут.
<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 28.9.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 2 часа 42 минут.
*****

<<< ХРОНИКИ >>>  29.9.42 г. Действия на коммуникациях противника. С 8:00 до 9:44 один ПЕ-2 производил разведку побережья Норвегии, дошел до Берлевога, но противника не обнаружил и сбросил шесть бомб ФАБ-100 на селение Хавнингберг.

Одни ДБ-Зф вылетал на разведку побережья северной Норвегии до меридиана 28°00', но противника не обнаружил.

Шесть ДБ-Зф с высоты 2000—3000 м сбросили на аэродром Луостари сорок бомб ФАБ-100, пять РРАБ-3 и четыре САБ-15; наблюдались разрывы на летном поле и три пожара.

Два ДБ-Зф с высоты 2700 -3000 м, бомбардировали аэродром Хебуктен, сбросив двенадцать бомб ФАБ-100, две РРАБ-3, одну САБ-15 и одну САБ-25; наблюдались один взрыв, три пожара и разрывы бомб в черте аэродрома. (Дело ШТ № 1562, л. 122.)

С 20:05 до 21:24 один ДБ-Зф вылетал бомбить селение Паркино и сбросил на него с высоты 2800 м шесть бомб ФАБ-100 и одну РРАБ-3; бомбы легли в районе поселка. С 19:55 до 21:10 один ДБ-Зф с высоты 3000 м и бомбардировал разъезд № 8 (40 км восточнее Алакуртти), сбросив восемь ФАБ-100; разрывы бомб наблюдались на железной дороге.

С 23:00 до 24:00 один ДБ-Зф производил разведку погоды и бомбардировал с высоты 2300 м аэродром Кеми-ярви; бомбы разорвались на аэродроме.

С 13:24 до 15:07 один «Спитфайер» английской группы производил разведку аэродромов противника и сфотографировал аэродром Луостари. (Дело ШТ № 1562, л. 122.)

В 1:47 м три самоходные баржи противника в охранении двух сторожевых катеров пытались пройти в губу Петсамо. В 1:49 батареи № 140, 221 и 232 открыли огонь по баржам в момент поворота их в губу. Все три баржи были потоплены: израсходовано 100 снарядов.

В 0:53 батареи противника открыли огонь по нашим батареям, безрезультатно выпустив 24 снаряда. (Дело ШТ № 1562. л. 107. 107 об.)

Оборона главной базы Северного флота. Два МБР-2 вели поиск немецких подводных лодок на подходах к Кольскому заливу и обнаружили плавающую мину. (Дело ШТ № 1562, л. 122.)

В 13:42 восемь Ме-110 и шесть Ме-109 произвели налет на аэродром Ваенга и сбросили 12 фугасных бомб; был ранен один боец. Налет отражали зенитная артиллерия и истребители Северного флота; в воздушных боях были сбиты два Ме-109. (Дело № 1941, л. 85.)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 11 от 29.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 29.9.42 произведено 7 самолетовылета на <бомбардирование>: 4 – аэродром Хебуктен; 1 – аэродром Луостари; 2 самолета возвратились не выполнив боевое задание. Всего было сброшено бомб: 36 шт. ФАБ-100, 2 шт. САБ-25, 2 шт. САБ-15, 4 шт. РРАБ-3 с 45 шт. АО-10, 40 шт. ЗАБ-10, листовок 18000 шт. Боевой налет составил 10 часов 00 минут. Результат бомбометания – 4 пожара.

Над Хебуктеном <бомбометание производилось> на высоте 3000 м. Экипажи обстреляны интенсивным огнем ЗА с юго-западной и восточной части аэродрома. На высоте 4000 м патрулировали 3 истребителя, атак не производили. В районе Петсамо курсом 280° на высоте 4000 м шли 6 МЕ-110, предположительно вышли из-под бомбардировки с аэродрома Хебуктен и Луостари. На высоте 3000 м <над аэродромом Луостари экипаж был> обстрелян интенсивным огнем ЗА с юго-западной и севера-западной части аэродрома.
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 29.9.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 1 часа 10 минут.
*****

<<< ХРОНИКИ >>>  30 сентября. Действия на коммуникациях противника. Один ПЕ-2 с 8:55 до 10:38 вылетал на разведку кораблей противника в Баренцевом море до Берлевога, но не обнаружил их и сбросил четыре бомбы ФАБ-100 по Хавнингбергу. Два ДБ-З-ф, производя разведку в Баренцевом море, обнаружили в 13:40 в районе мыса Нордкин два вражеских транспорта водоизмещением 6000—8000 т, в охранении трех сторожевых кораблей и одного сторожевого катера курсом 100°. Вылетевшие для их уничтожения четыре ПЕ-2 и два ДБ-Зф в 18:00 сбросили по транспортам с высоты 1500 м 24 бомбы ФАБ-100; один транспорт был потоплен и один поврежден.

В 18:53 два ДБ-Зф атаковали этот же конвой противника торпедами и в результате попадания одной торпедой потопили еще одни транспорт.

Один ПЕ-2, вылетавший с аэродрома Афрнканда на разведку аэродромов противника, был атакован и сбит неприятельскими истребителями; самолет упал на свою территорию; два летчика выбросились на парашютах.

С 19:35 до 21:33 два ДБ-Зф бомбили аэродром Хебуктен. (Дело № 1941, л. 88 об.; дело ШТ № 1177, л. 26, 26 об.)

С 16 по 30 сентября в светлое время суток на переходе между портами Варангерфьорда и северной Норвегии было обнаружено 11 конвоев противника; основной грузопоток был направлен в Варангерфьорд, куда прошли семь конвоев в составе 15 транспортов; из Варангерфьорда в порты Северной Норвегии направлялись четыре конвоя в составе 11—12 транспортов. Между Киркенесом и Петсамо использовались, главным образом, самоходные баржи в охранении сторожевых катеров. (Дело инв. № 454, л. 5.)

Беломорская военная флотилия. Немецкие разведывательные самолеты были отмечены в районах Зимнегорского, Воронова, Иоканки, Архангельска, Соловецких островов.

Авиация флотилии произвела пять самолетовылетов на разведку подходов к Белому морю и 55 самолетовылетов истребителей на прикрытие разгружавшихся союзных транспортов. (Дело № 1941, л. 90, 90 об.)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 12 от 30.9.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 30.9.42 произведено 16 самолетовылета на <бомбардирование>: 7 – аэродром Луостари; 2 – аэродром Хебуктен; 4 – аэродром Кеми-ярви; 2 – аэродром Алакурти, 1 – разъезд №8. Всего было сброшено бомб: 103 шт. ФАБ-100, 7 шт. ЗАБ-50, 1 шт. САБ-25, 5 шт. САБ-15; 13 шт. РРАБ-3 с 14 шт. АО-25, 20 шт. АО-15, 122 шт. АО-10, 40 шт. АО-8, 120 шт. АО-2,5, 20 шт. ЗАБ-10, 456 шт. ЗАБ-2,5. Результат бомбометания – 13 пожаров и 1 взрыв.

Над аэродромом Луостари экипажи были обстреляны интенсивным огнем ЗА до 4-6 батарей. Над аэродромом Хебуктен – огнем ЗА при 1 прожекторе. Над аэродромом Кеми-ярви – интенсивным огнем ЗА.

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 30.9.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 2 часа 00 минут.

<<< ХРОНИКИ >>> 1.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. Два ДБ-Зф с торпедами вылетали для удара по транспортам противника в Баренцевом море, но ввиду плохой погоды возвратились, не выполнив задания.

Один ПЕ-2, производя разведку в море, в 8:10 в ш = 71° 10', д = 29°00' (к норду от Танафьорда), обнаружил транспорт противника водоизмещением 10 000—12 000 т в охранении трех сторожевых кораблей курсом 310° и сбросил по нему четыре бомбы ФАБ-100; попадании не было. Один ПЕ-2, два ПЕ-3 с бомбами и два ДБ-Зф с торпедами вылетали для удара по обнаруженным кораблям, но из-за плохой погоды возвратились, не выполнив задания.

Четыре ИЛ-4 с аэродрома Африканда бомбардировали в окна облаков по расчету времени аэродром Рованиеми, сбросив 28 бомб ФАБ-100, 8 ЗАБ-50, 15 АО-25, 120 АО-2,5 н 25 АО-10; результатов не наблюдали.

Пять Р-5 14-й армии вылетали бомбить аэродром Луостари; три из них сбросили бомбы по расчету времени на аэродром, а два — из-за плохой погоды возвратились с бомбами. (Дело ШТ № 1563, л. 6, 20.)

В 18:30 торпедные катера № 12 и 15 вышли в Варангерфьорд для поиска кораблей противника. (Дело № 1941, л. 92.)

Оборона главной базы Северного флота. По разведывательным данным, на аэродромах северной Норвегии и Финляндии находилось 399 боевых самолетов противника, из них на мурманском направлении до 259; на аэродромы северо-западной Норвегии (Тромсе, Бардуфосс, Ваернес) базировалось до 200 самолетов. (Дело инв. № 454, л. 13, 14.)

Боевой состав и базирование Военно-воздушных сил Северного флота и приданных им частей на 1 октября было всего —352 самолета, из них 192 исправных. (Дело ШТ N> 1563, л. 2 об.), в том числе 36-я авиадивизия <располагала>: Ваенга 1-я — семь ИЛ-4, неисправных пять; Ваенга 2-я—шесть ИЛ-4, исправных пять; Африканда — четырнадцать ИЛ-4, неисправных восемь.
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 13 от 1.10.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 1.10.42 произведено 6 самолетовылетов на <бомбардирование>: 2 – аэродром Хебуктен; 4 – аэродром Рованиели. Было сброшено бомб: 44 шт. ФАБ-100, 8 шт. ЗАБ-50, 4 щт. РРАБ-3  с 2 шт. САБ-3, 16 шт. АО-25, 40 шт. АО-10, 10 шт. ЗАБ-10, 120 шт. АО-2,5. Боевой налет составил 18 часов 42 минуты. Результат <бомбометания> не наблюдали.

<Бомбометание> над аэродромом Хебуктен производилось на высоте 1800-3000 м. Экипажи обстреливались интенсивным огнем ЗА с юго-западной стороны аэродрома.

Над аэродромом Рованиели экипажи обстреливались слабым огнем ЗА.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 2.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. В 6:10 торпедные катера № 12 и 15, выходившие на поиск вражеских кораблей в Варангерфьорде, возвратились в Цып-Наволок, никого не обнаружив.

В 1:30 в Цып-Наволок прибыл сторожевой катер № 222 для обеспечения базирования торпедных катеров.

Оборона главной базы Северного флота. В 8:20 английские эскадренные миноносцы «Achates» и «Malcolm» пришли из Архангельска в Кольский залив, имея на борту контр-адмирала Фишер, и в 13:35 вышли в Англию.

Авиация Северного флота вследствие плохой погоды боевых вылетов не производила, кроме двух безрезультатных вылетов МБР-2 на поиск подводных лодок и мин противника в районе островов Гавриловский — Семь-Островов. (Дело № 1941, л. 93, 93 об., 95, 95 об.)

Были сформированы две береговые теплопелепгаторные станции с дислокацией: одна в Териберке, другая на полуострове Средний, и станция специального назначения «БРДП» (береговой радио-дальномерный пеленгатор) с дислокацией на острове Кильдин. (Дело № 10613, л. 57.)

На сухопутном фронте Северного оборонительного района 63-я отдельная морская стрелковая бригада прочно удерживала занятую 1 октября высоту «Яйцо», но противник, ведя по высоте сильный огонь, препятствовал строительству наших дзотов и противопехотных заграждений. (Дело ШТ № 1177, л. 64.)

Беломорская военная флотилия. В 13:05 в Святоносском заливе была обнаружена немецкая подводная лодка; для поиска и уничтожения ее из Иоканки в 13:24 вышли два катера МО.

В районе западных подходов к проливу Маточкин Шар подводная лодка противника безрезультатно обстреляла мотобот «Шторм». (Деле № 8885, л. 21.)

В 13:00 ледоколам «Каганович», «Микоян» и транспорту «Анадырь», подошедшим к острову Комсомольская Правда, дано было приказание прекратить движение на вест и не заходить за меридиан мыса Челюскин. (Дело № 1941, л. 103.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 3.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. Действия авиации Северного флота были ограничены плохой погодой.

Один ПЕ-2 производил разведку побережья Норвегии, но из-за неблагоприятных метеорологических условий от Варде возвратился на аэродром.

Торпедные катера № 12 и 15 в ночь на 3 октября выходили да поиск кораблей противника в Варангерфьорде и, никого не обнаружив, в 8:15 возвратились в Цып-Наволок.

В 21:00 на поиск противника в Варангерфьорде вышли торпедные катера № 14 и 15. (Дело № 1941, л. 98, 100.)

Оборона главной базы Северного флота. Ночью, пользуясь темнотой и туманом, противник скрытно сосредоточил на южных, восточных и западных скатах высоты «Яйцо» до двух рот пехоты со взводом автоматчиков, и в 4:40 начал артиллерийскую подготовку по высоте «Яйцо», высоте 40,1 и подходам к ним, выпустив до 1300 снарядов и мин. В 5:00 противник, незаметно подойдя по восточному склону высоты «Яйцо» к нашей пулеметной роте, забросал ее гранатами, в результате чего пулеметный расчет был полностью уничтожен, а второй расчет без приказа с боем начал отходить вместе с частью саперов, но был остановлен. Обороняющаяся рота, имея круговую оборону, при поддержке артиллерийского огня стойко удерживала высоту, огнем и гранатами отбила три последующие атаки врага, нанеся ему значительные потери. Связь с командным пунктом бригады и с артиллерийскими батареями была оборвана во время первой атаки противника; радиосвязь действовала нечетко, поэтому артиллерия запоздала с открытием огня, и огонь был неметким. К 8:00 на высоте «Яйцо» осталось боеспособных только 13 человек, решивших умереть, но не сдать сопки. Высланное в 7:00 командиром бригады подкрепление в 60 человек было остановлено заградительным артиллерийским и минометным огнем противника, залегло и не могло продвинуться дальше до наступления темноты. Достигнув высоты, бойцы сразу же приступили к постройке оборонительных сооружений; было построено два дзота и два сруба для дзотов. (Дело № 5203, л. 3 об.)

Беломорская военная флотилия. Два МБР-2 производили разведку на подходах к Белому морю, но задания не выполнили из-за плохой погоды.

Одни МБР-2 производил поиск однотипного самолета (МБР-2), пропавшего 2 октября, но не обнаружил его. (Дело № 1941, л. 99.)

Из Архангельска в губу Белушья в 15:30 вышел эшелон транспортов с грузом и личным составом для Новоземельской военно-морской базы в составе: транспортов «Осмусаар» и «Герцен», тральщиков № 54, 56, 5S, 43 и сторожевых катеров № 602, 603 и 604.

Самолеты МБР-2 вели разведку и поиск подводных лодок противника в районе губа Белушья — Малые Кармакулы и от Югорского Шара до острова Белый; противник не был обнаружен. (Дело № 1941, л. 102.)

<<< ХРОНИКИ >>> 4.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. Одни ПЕ-2, производя разведку вдоль побережья северной Норвегии, в 13:05 обнаружил у мыса Маккаур два транспорта, одни сторожевой корабль и четыре сторожевых катера курсом 300°, а в 13:20 в районе Варде — три Транспорта противника.

С 15:12 до 17:11 для бомбового удара по этим кораблям вылетали четыре ПЕ-2 и с 15:13 до 18:12 для торпедного удара — два ДБ-Зф; вследствие плохих метеорологических условий самолеты не нашла противника и возвратились на свои аэродромы. (Дело ШТ № 1177, л. 87.)

Два ПЕ-2 в ш = 70°30', д = 30° 45' (в районе мыса Харбакен) с высоты 2800 м бомбардировали неприятельский транспорт, сбросив 12 бомб ФАБ-100; попаданий не было установлено.

Два ПЕ-2 в районе ш = 70°52', д = 29°50' (к норду от Босфьорда) атаковали бомбами два транспорта, шедшие в охранении трех сторожевых кораблей, сбросив безрезультатно 12 бомб ФАБ-100. На прикрытие бомбардировщиков вылетали четыре ЛАГГ-3.

Торпедные катера № 14 и 15 выходили в ночь на 4 октября в Варангерфьорд на поиск кораблей противника, но из-за плохой погоды возвратились в Цып-Наволок. (Дело № 1941, л. 101, 101 об.)

Оборона главной базы Северного флота. Немецкая авиация вела разведку моря, мурманского побережья, линии фронта и главной базы Северного флота. (Дело № 1941, л. 101.)

С 13:00 до 10:40 два МБР-2 производили поиск подводных лодок противника в районе островов Кильдин — Харлов, но не обнаружили их. (Дело № 1941, л. 101.)

С 11:00 на фронте Северного оборонительного района противник усилил огонь по высоте «Яйцо» и до 17:00 выпустил по ней свыше 1200 снарядов и мин. Мелкие группы врага накапливались на юго-восточных скатах высоты и в 17:30 группа количеством до 50 человек бросилась в атаку, но встреченная нашим ружейно-пулеметным огнем, вынуждена была отступить. Повторно произведя накопление, противник в 19:30 силою до двух рот снова перешел в наступление, но был отражен огнем наших частей и залег на южных скатах высоты. Бой продолжался.

На высоте «Яйцо» было уже 100 наших бойцов, радиосвязь была восстановлена; раненые выносились по суше, так как для этого было невозможно использовать катера из-за неблагоприятных метеорологических условий. (Дело №5203, л. 3 об.; дело ШТ № 1563, л. 136, 101.)

Беломорская военная флотилия. В 12:20 один Ю-88 был обнаружен в районе Кереть (в Кандалакшском заливе) курсом 90°; в 13:15 в районе острова Жижгин был отмечен групповой шум моторов курсом 100°. (Дело ШТ № 1563, л. 119.)

Один ПЕ-2 производил разведку Горла Белого моря и подходов к нему, но противника не обнаружил. (Дело ШТ № 1563. л. 119.)
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 5.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. В 0:34 два СБ вылетели по особому заданию Разведывательного отдела Северного флота. В районе Петсамо один самолет стал отставать и резко снижаться. Экипаж второго самолета наблюдал взрыв — яркую вспышку в воздухе; потерпевший аварию самолет на аэродром не вернулся.

В ночь на 5 октября авиация Северного флота усиленно бомбардировала аэродромы и порты противника.

С аэродрома Ваенга десять ИЛ-4 произвели 32 самолетовылета, из них: пять—на бомбардировку аэродрома Хебуктен, где было сброшено 32 бомбы ФАБ-100, 4 РРАБ-3, 15 АО-15, 320 ЗАБ-25, 4 САБ-15 и 4 САБ-3; в результате возникло 18 пожаров; четыре — по аэродрому Лаксельвен, на который сбросили 28 бомб ФАБ-100, 3 РРАБ-3, 17 АО-15, 1 САБ-15; 2 САБ-3, 108 ЗАБ-2,5, 120 АО-2,5; наблюдались три пожара и три взрыва; двадцать два самолетовылета на Киркенес, где было сброшено 160 ФАБ-100, 1 САБ-100, 44 ЗАБ-50, 5 РРАБ-3, 14 АО-25, 17 АО-15, 10 ЗАБ-10, 7 САБ-3, 126 ЗАБ-2,5 и 120 АО-2,5; возникло 11 пожаров, из них три больших; один самолет сбросил по аэродрому Луостари десять ФАБ-100 и одну САБ-3; разрывы бомб наблюдались на летном поле.

С аэродрома Африканда девять ИЛ-4 произвели десять самолетовылетов для бомбардировки неприятельских аэродромов, из них — пять по аэродрому Кеми-ярви, где сбросили 34 бомбы ФАБ-100, 5 ЗАБ-50. 4 РРАБ-3, 40 АО-Ю, 140 АО-25, 120 ЗАБ-2,5 и 144 ЗАБ-1; в результате возникло пять пожаров; два самолетовылета произвели по аэродрому Рованиеми, где сбросили 14 бомб ФАБ-100, 2 РРАБ-3, 14 АО-20 и 120 ЗАБ-2,5; наблюдались два пожара и один взрыв; один самолетовылет — по аэродрому Кеми, где сброшено семь бомб ФАБ-100 и три ЗАБ-50; возникло два пожара и были слышны два больших взрыва: один — по аэродрому Алакуртти, где было сброшено восемь бомб ФАБ-100, одна РРАБ-3 и сто двадцать ЗАБ-1; наблюдался пожар на восточной окраине аэродрома. Бомбы сбрасывались с высот 2500—3500 м. В районах целей наши самолеты были обстреляны огнем зенитной артиллерии противника. (Дело ШТ № 1563, л. 137. 137 об.)

В 8:35 один ПЕ-2 у мыса Харбакен обнаружил три транспорта, шесть сторожевых кораблей и два миноносца противника, шедшие курсом 140°.

В 10:28 по этим кораблям был нанесен удар в Буссе-сунн шестью ПЕ-2 и двумя ПЕ-3 бомбами и двумя ДБ-Зф — торпедами. С высоты 3600 м было сброшено 36 ФАБ-100; попаданий не было. Из-за узкости района два ДБ-Зф вернулись с торпедами на аэродром. (Дело ШТ № 1177, л. 110.)

Беломорская военная флотилия. С10:07 до 12:25 один Ю-88 производил разведку в Белом море и в районе города Архангельск.

Три МБР-2 производили поиск подводных лодок противника и мин в Горле Белого моря и на подходах к Белому морю. На прикрытие разгружавшихся в Архангельске транспортов было произведено 36 самолетовылетов истребителей. (Дело № 1941, л. 105.)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 14 от 5.10.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 5.10.42 произведено 42 самолетовылета на <бомбардирование>: 23 – аэродром Киркенес; 5 – аэродром Кеми-ярви; 4 – аэродром Лаксельвен; 4 – аэродром Хебуктен; 2 – аэродром Рованиели; по 1 – аэродромы Луостари, Кеми, Алакурти; 1 – ж.-д. разъезд № 8. Сброшено бомб: 305 шт. ФАБ-100, 57 шт. ЗАБ-50, 1 шт. САБ-100, 18 шт. САБ-15, 13 шт. САБ-3, 21 шт. РРАБ-3 с 14 шт. АО-25, 29 шт.  АО-20, 52 шт. АО-15, 85 шт. АО-10, 10 шт ЗАБ-10, 380 шт.АО-2,5, 810 шт. ЗАБ-2,5, 264 шт. ЗАБ-1, листовок 165000 шт. Боевой налет составил 79 часов 36 минут. Результат бомбометания – 32 очага пожара и 12 взрывов.

<Бомбометание> порта и г. Киркенес производилось на высоте 2600-4000 м. Экипажи обстреливались огнем ЗП и МЗА до 20 точек на юго-востоке и северной части города, работал один прожектор на юго-восточной части города.
Над аэродромом Хебуктен экипажи подверглись интенсивному огню ЗА и МЗА до 6 батарей в районе залива и с северо-западной окраины аэродрома.
Над аэродромом Лаксельвен экипажи обстреливались огнем ЗА с юго-западной и север- восточной окраин аэродрома.
Над аэродромом Кеми велся интенсивный огонь ЗА до 7 орудий и работали 2 прожектора.
Над аэродромом Алакурти велся интенсивный огонь ЗА до 3 батарей.
Над аэродромом Кеми-ярви велся интенсивный огонь ЗА. В 23:50 на аэродром произвел посадку один самолет, летное поле освещалось одним прожектором.
30 м восточнее Кеми-ярви разбит ночной старт со слабым незатухающим прожектором / предположительно ложным/.
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 4.10.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 1 часа 10 минут.
<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 4.10.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 1 часа 10 минут.
<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 5.10.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 1 часа 25 минут.
<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 5.10.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 1 часа 12 минут.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 6.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. Один ПЕ-2 производил разведку кораблей противника в Баренцевом море до Берлевога, но не обнаружил их и сбросил на Хавнингберг в окна облаков с высоты 2000 м четыре бомбы ФАБ-100; результаты не наблюдались.

Два ДБ-Зф вылетали для удара по кораблям противника в фьордах Норвегии, но также не обнаружили их ив 10:52 вернулись па аэродром с торпедами. (Дело ШТ № 1564, л. 26.)

В ночь на 6 октября торпедные катера № 14 и 15 выходили в Варангерфьорд для поисков вражеских кораблей и в 7:00 возвратились в Цып-Наволок, никого не обнаружив. В 17:08 из-за штормовой погоды катера прибыли в Полярное.

В 22:50 130-мм батареи № 140 и 221 вели огонь по транспорту противника, шедшему в Петсамо; выпущено было 111 снарядов, отмечены четыре попадания, но потопление транспорта не наблюдалось.

Оборона главной базы Северного флота. В 6:20 катер «МО-125» в Кольском заливе столкнулся с мотоботом «ВПС-2» и, получив пробоину в машинном отделении, был отбуксирован в базу. (Дело № 1941, л. 106, 107, 108.)

Четыре МБР-2 парами произвели безрезультатно поиск немецких подводных лодок в районе островов Кильдин — Харлов. (Дело ШТ № 1177, л. 131.)

Беломорская военная флотилия. Авиация флотилии вела разведку подходов к Белому морю, но противника не обнаружила.

Самолёты «Харрикейн» несли барраж над разгружавшимися транспортами союзного конвоя.

Ввиду того, что бухта Диксон была накануне замерзания (температура воздуха минус 6°), было дано распоряжение перебазировать из нее на аэродром Амдерма самолеты МБР-2. (Дело № 1941, л. 107 об.)
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 6.10.42. Ил-4. Боевой вылет. Днем. Время полета 1 часа 50 минут.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 7.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. В 9:30 в районе Берлевог два ДБ-Зф атаковали транспорт противника, стоявший на якоре, но попаданий в него не наблюдалось; одна торпеда взорвалась при ударе о берег.

В 16:20 два ДБ-Зф с торпедами вылетали для атаки вражеских транспортов, но из-за плохой погоды вернулись на аэродром с торпедами.

В ночь на 7 октября самолеты 36-й авиадивизии наносили бомбовые удары по аэродромам и другим объектам противника; шесть ДБ-Зф бомбили аэродром Кеми, сбросив с высоты 3000—4200 м 44 бомбы ФДБ-100, 22 ЗАБ-50 и 5 РРАБ-3; наблюдались разрывы бомб на окраинах летного поля и на аэродроме; вызвано было пять пожаров и три сильных взрыва.

Два ДБ-Зф бомбили аэродром Кемн-ярви, где с высоты 2900—3500 м сбросили четырнадцать бомб ФАБ-100, четыре ЗЛБ-50 и две РРАБ-3; наблюдались разрывы и три пожара на окраине аэродрома.

Один ДБ-Зф сбросил десять бомб ФАБ-100 на город Кеми; наблюдались два пожара. '

Один ДБ-Зф бомбил железнодорожную станцию Куола-ярви, сбросив на нее семь бомб ФАБ-100 и одну РРАБ-3; наблюдался сильный взрыв на площади станции.

Во всех случаях налеты самолетов безрезультатно отражались зенитной артиллерией противника. (Дело № 1941, л. 111)
*****

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 15 от 8.10.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 8.10.42 произведено 10 самолетовылетов на <бомбардирование>: 6 – аэродром Кеми; 2 – аэродром Кеми-ярви; по одному – ж.-д. станции Куоло-ярви, гор. Кеми.

Было сброшено бомб: 75 шт. ФАБ-100, 26 шт. ЗАБ-50, 8 шт. РРАБ-3 с 14 шт. ФО-25, 28 шт. АО-20, 20 шт. АО-15, 60 шт. АО-10, 140 шт. АО-2,5, 120 шт. ЗАБ-1. Боевой налет составил 32 часа 12 минут. Результат бомбометания – 10 пожаров и 3 взрыва.

<Бомбометание> аэродрома и г. Кими производилось на высоте 3000 м. Экипажи обстреляны интенсивным огнем 8-12 орудиями ЗА с восточной и северной окраин города и до 5 орудий с северной окраины аэродрома. Работал один прожектор. В порту и в заливе г. Кеми много огней, предположительно на кораблях, на аэродроме заградительные огни ночного старта. В устье реки Кеми – Иоки мигающий светомаяк. На береговой черте в населенных пунктах светомаскировка отсутствует.

Над аэродромом Кеми-ярви наблюдался слабый огонь ЗА и ЗП. На ж.-д. станцией Куола-ярви - слабый огонь ЗА.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 8.10.42 г. Оборона главной базы Северного флота. С 13:20 до 15:20 два МБР-2 вылетали на поиск немецких подводных лодок в район мыс Териберский — Семь Островов, но возвратились вследствие плохой погоды. (Дело № 1941, л. 112.)

Беломорская военная флотилия. С 9:45 один Ю-88 появился над Архангельском и был обстрелян зенитной артиллерией.

С 21:56 до 23:20 в Архангельске продолжалась воздушная тревога из-за обнаружения шумов моторов в районе Кемь - Беломорск курсом 90°.

Союзные транспорты продолжали разгрузку. (Дело ШТ № 1564, л. 116.)

С 10:20 до 16:20 шесть истребителей вылетали на перехват неприятельских самолетов в районе Архангельска, но встреч с противником не было. (Дело № 1941, л. 112 об.)
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 9.10.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 1 часа 00 минут.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 9.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. В 15:10 один ПЕ-2, вылетавший на разведку побережья Норвегии до мыса Нордкин, обнаружил в Берлевоге один сторожевой корабль противника у пристани.

С 11:00 до 14:23 один самолет «Спитфайер» (английской группы) произвел разведку норвежского побережья до Альтенфьорда, но противника не обнаружил.

Два ДБ-Зф вылетали для торпедного удара по вражеским транспортам у побережья Норвегии, но из-за плохой погоды возвратились с торпедами.

Оборона главной базы Северного флота. С 14:55 до 18:15 два МБР-2 произвели безрезультатный поиск немецких подводных лодок вдоль побережья Кольского залива до Семи Островов.

В 13:30 один Ю-88 безрезультатно сбросил три бомбы в районе Средне-Ваенгского озера.

Самолеты противника вели разведку баз и Мурманского побережья до мыса Канин Нос; всего было отмечено до четырех самолетов. (Дело № 1941. л. 114.)

Беломорская военная флотилия. С 7:46 до 17:36 самолеты ПЕ-3 Военно-воздушных сил флотилии вели разведку подходов к Белому морю до острова Колгуев и произвели шесть самолетовылетов.

С 8:24 до 8:40 один Ю-88 был замечен в районе Кандалакша— Кемь на высоте 500—2000 м.

В 9:35 один Ю-88 пролетел над Соловецкими островами и был обстрелян зенитной батареей. (Дело № 1941, л. 116, 116 об.; дело ШТ № 1564. л. 147.)

В 17:45 командир сторожевого корабля «Гроза» донес, что из-за шторма стал на якорь в 75 милях к осту от полуострова Русский Заворот; топлива осталось 8 т. На помощь «Грозе» из Югорского Шара вышли тральщики № 32 и 53 и сторожевой корабль № 19.

В губу Белушья прибыли транспорты «Осмусаар», «Герцен», сторожевой катер № 604 и тральщики № 43, 50. 54 и 59.

Транспорт «Алдан» в ш= 73°52', д 77°40'5 (в 45 милях от острова Диксон) обнаружил затонувшее судно; предположительно, это был транспорт «Куйбышев», пропавший без вести во время действий рейдера противника.

В 7:00 ЭОН-18 /Экспедиции особого назначения, шедшие со стратегическими грузами по Северному морскому пути с портов Тихого океана в Мурманск. Авт.-сост./в составе лидера «Баку», эскадренных миноносцев «Разумный» и «Разъяренный» вышел из бухты Диксон в пролив Югорский Шар.

В 3:00 сторожевой корабль № 18 и минный заградитель «Мурман» вышли из бухты Диксон к островам Гейберга (в проливе Вилькицкого) для прикрытия ледоколов «Ленин» и «Каганович». (Депо № 6177, л. 12; дело № 1941, л. 116.)

<<< ХРОНИКИ >>> 10.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. В 8:15 один ПЕ-2, производивший разведку кораблей противника в море до Берлевога, обнаружил один транспорт водоизмещением 3000—4000 т и один сторожевой корабль и безрезультатно сбросил по ним с высоты 3000 м в окна облаков четыре бомбы ФАБ-100.

Один ДБ-Зф производил разведку моря до Гамвика, но противника не обнаружил.

Два ПЕ-3, производившие разведку в этом же районе, в 14:35 обнаружили в ш=70°45', д = 30°00' один сторожевой корабль курсом 90°. (Дело ШТ № 1564, л. 158 об.)

В ночь на 10 октября семь ИЛ-4 бомбили аэродром Хебуктен, сбросив с высоты 3000 -3500 м 40 бомб ФАБ-100, 32 ЗАБ-50, 15 АО-10, 10 ЗАБ-10 и 2 САБ-3; возникло восемь пожаров и два взрыва.

Один ИЛ-4 сбросил на Киркенес с высоты 3500 м восемь бомб ФАБ-100, две ЗАБ-50 и две САБ-3; возник пожар.

Восемь ИЛ-4 бомбили аэродром Кеми-ярви и с высоты 2900—4500 м сбросили по нему 60 бомб ФАБ-100, 14 ЗАБ-50 и 5 РРАБ-3; возникло десять больших пожаров, один из них сопровождался периодическими взрывами.

Один ИЛ-4 сбросил с высоты 4100 м шесть бомб ФАБ-100, две ЗАБ-50, две РРАБ-3 на аэродром Алакуртти; разрывы бомб наблюдались в южной части аэродрома.

Один ИЛ-4 бомбардировал город Кеми, так как аэродром был закрыт облаками; самолет сбросил с высоты 4100 м шесть бомб ФАБ-100, четыре ЗАБ-50 и две РРАБ-3 и наблюдал два больших взрыва на Северной окраине города.

Один ИЛ-4 сбросил восемь бомб ФАБ-100 и две ЗАБ-50 на железнодорожную станцию Куоло-ярви, где возник пожар и один взрыв.

Два Р-5 14-й армии бомбардировали аэродром Наутси; разрывы бомб наблюдались в северной части аэродрома. (Дело ШТ № 1564, л. 151, 151 об.)

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 16 от 10.10.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 10.10.42 произведено 23 самолетовылетов на <бомбардирование>: 8 – аэродром Хебуктен; 8 – Кеми-ярви; 2 – порт Петсамо; по одному – аэродром Алакурти, гор. Кеми, ж.-д. станция Куоло-ярви; 2 – боевое задание не выполнили.

Было сброшено бомб: 144 шт. ФАБ-100, 61 шт. ЗАБ-50, 9 шт. САБ-3, 8 шт. РРАБ-3 с 14 шт. АО-25, 20 шт. АО-15, 50 шт. АО-10, 10 шт. ЗАБ-10, 280 шт. АО-2,5, 120 шт. ЗАБ-2,5, 120 шт. ЗАБ-1. Общий боевой налет составил 43 часа 12 минут. Результат <бомбометания> - 15 пожаров и 5 взрывов.

<Бомбометание> аэродрома Хебуктен производилось с высоты 2700-3500 м. Экипаж самолета № 9105 /летчик Бирюков, штурман Каплюк/ не сбросил 5 бомб /3 шт. ФАБ-100, 2 шт. ЗАБ-50 /. Причина – заедание предохранительной рейки правого отсека бомболюка: заводской дефект. Над аэродромом и портом Петсамо экипажи обстреливались интенсивным огнем ЗА. На аэродроме Хебуктен отмечен ночной старт; после бомбардирования был потушен. В 02:20 на аэродроме Луостари работал ночной старт. Над аэродромом Кеми-ярви экипажи обстреляны огнем ЗА и ЗП до 4 орудий и 5 ККЗП. Над аэродромом Кеми обстреляны огнем ККЗП. И ЗА. На обратном маршруте в районе Куоло-ярви встречен один самолет противника с зажженными бортогнями, его расстреляли из пулеметов штурман и стрелок-радист.

<<< ХРОНИКИ >>> 11.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. Авиация Северного флота вследствие плохой погоды вела ограниченные боевые действия.

Один ДБ-Зф вылетал на разведку кораблей противника в Баренцевом море, но возвратился на аэродром из-за неисправности материальной части.

Один ПЕ-2 и два ПЕ-3 с 7:32 до 13:30 производили разведку побережья северной Норвегии до мыса Маккаур к в 12:38 обнаружили в Варде на якоре два сторожевых корабля. Один самолет «Спитфайер» (английской группы) вылетал на разведку аэродромов и кораблей противника в Баренцевом море, но вследствие плохой погоды возвратился на аэродром, не выполнив задания.

С 18:38 до 22:35 10 ДБ-Зф наносили бомбовые удары по вражеским аэродромам.

Три ДБ-Зф бомбардировали Луостари и с высоты 2800 -3100 м сбросили 20 бомб ФАБ-100, 8 ЗАБ-50, 12 АО-25 и -1 САБ-3; на аэродроме возник пожар.

Шесть ДБ-Зф бомбили Хебуктен и с высоты 3000 -3500 м сбросили 35 ФАБ-100, 13 ЗАБ-50, 34 АО-15, 240 ЗАБ-2,5 и 11 САБ-3; возникли три пожара и взрыв.

Одни ДБ-Зф повторно вылетал бомбить Хебуктен, но вследствие закрытия цели облаками сбросил бомбы на город Киркенес, где наблюдались пожар и взрыв. (Дело № 1041. л. 123 об.)

>>>>> ЖБД 36 АД. Боевое донесение № 17 от 12.10.42, Север-2, б/х Грязная: В ночь на 12.10.42 произведено 10 самолетовылетов на <бомбардирование>: 6 – аэродром Хебуктен; 3 – аэродром Луостари; 1 – порт Киркенес.

Было сброшено бомб: 62 шт. ФАБ-100, 23 шт. ЗАБ -50, 15 шт. САБ-3, 6 шт. РРАБ-3 с 12 АО-25, 51 шт. АО-15, 240 шт. ЗАБ-2,5. Боевой налет составил 14 часов 17 минут. Результат бомбометания – 7 пожаров, 3 взрыва.

Бомбометание производилось с высоты 2500-3500 м. Над всеми аэродромами экипажи обстреливались интенсивным огнем ЗА и МЗА. На аэродроме Луостари наблюдали ночной старт, полеты не производились.
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 11.10.42. Ил-4. Боевой вылет. Ночью. Время полета 1 часа 20 минут.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 12.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. Погода в Баренцевом море: ветер — ост-зюйд-ост 4—б баллов; море 3—5 баллов; видимость—10—50 каб.; дымка, осадки, снежные заряды; облачность — 8—10 баллов; высота облаков - 100—600 м; температура —плюс 1—2°. (Дело № 1941, л. 123.)

Вследствие плохой погоды авиация Северного флота вела ограниченные боевые действия.

С 7:07 до 10:15 один ДБ-Зф производил разведку моря вдоль побережья северной Норвегии и в 8:55 м. в районе Босфьорда обнаружил один транспорт- водоизмещением 7000—8000 т в охранении трех сторожевых катеров курсом 110°.

В 11:45 один ДБ-Зф вылетел для торпедного удара по этому транспорту, но по неизвестной причине на аэродром не вернулся.

Оборона главной базы Северного флота. Днем немецкие самолеты поодиночке и группами до трех машин производили разведку Кольского залива, побережья моря и линии фронта. Всего было отмечено девять самолетов, из которых один Ю-88 безрезультатно сбросил четыре бомбы на скалы в районе озера Серви-ярви. (Дело № 1941, л. 123; дело ШТ № 1178, л. 29.)

Беломорская военная флотилия. В 14:00 один Ю-88 пролетел в районе Инцы — мыс Зимнегорский и скрылся курсом 315°.

С 9:50 до 16:37 два ПЕ-3 производили разведку в районе мыс Канин Нос — остров Колгуев и вследствие плохой погоды вернулись, не обнаружив противника.

В 20:10 сторожевой корабль «Гроза» на буксире тральщика № 32 и в сопровождении тральщика № 41 прибыл в Югорский Шар. (Дело ШТ 1941, л. 125 об.)

В 16:00 сторожевой катер № 511 вследствие неисправности машины выбросился на берег в губе Савиха и в результате повреждения корпуса затонул.

В 17:00 из Иоканки к месту аварии катера № 511 вышел катер «МО-251». (Дело 1941, л. 125 об.)

В 17:09 корабли ЭОН-18 после приемки топлива с английского танкера «Хопмаунт» снялись с якоря и вышли из Югорского Шара для следования в Кольский залив. Командующий Северным флотом приказал командиру ЭОН-18 идти следующим маршрутом: от бухты Варнека — в точку ш = 70°00', д = 55°00', далее по параллели 70°00' до меридиана 40° 00', оттуда на мыс Черный и вдоль берега; а районе Териберка — остров Харлов навстречу ЭОН-18 должен был выйти эскадренный миноносец «Гремящий»; в случае, если встреча не состоялась бы, надлежало следовать самостоятельно в Кольский залив, оставив остров Кильдин к зюйду. (Дело № 6177, л. 12 об.)

<<< ХРОНИКИ >>> 13 октября. Действия на коммуникациях противника. Авиация Северного флота вследствие плохой погоды боевых действий не производила. Два ПЕ-З, вылетавшие на разведку вражеских кораблей в Баренцевом море, возвратились на аэродром, не выполнив задания. (Дело № 1941, 125 об.)

В 22:46 прожектором была обнаружена на подходе к губе Петсамо самоходная баржа противника, шедшая в сопровождении тральщика и сторожевого корабля. Батареи 104-го пушечно-артиллерийского полка и 113-го артиллерийского дивизиона вели безрезультатный огонь по этой барже; она под прикрытием дымовой завесы с сторожевого корабля вошла в бухту. (Дело № 1941, л. 127.)

Оборона главной базы Северного флота. В 16:45 один Хе-111 производил разведку в районе остров Кильдин. (Дело № 1941, л, 125.)

Беломорская военная флотилия. В течение дня немецкая авиация одиночными самолетами вела разведку нашего побережья до острова Новая Земля. Самолеты противника обнаруживались: в 13:15 —два Ю-88 в районе острова Междушарский, в 14:40 один Ю-88 в районе мыса Канин Нос.

В районе Беломорск — Онега и в районе острова Жижгин были слышны шумы моторов.

С 16:35 до 17:30 в Архангельске неоднократно объявлялась тревога. {Дело № 1941, л 125, 125 об.; дело ШТ № 1565, л. 85.)

В ночь на 13 октября сторожевой катер № 511, потерпевший аварию в губе Савиха, был снят с мели и в полузатопленном состоянии буксировался в Иоканку буксиром № 5. (Дело ШТ № 1565, л. 98.)

В 13:45 самолетом МБР-2 был обнаружен на острове Междушарский один Ю-88; второй Ю-88, находившийся в воздухе, безрезультатно атаковал наш самолет.

В 16:45 МБР-2 вторично вылетал в этот район и на том же месте видел сидящий на земле самолет противника. Высланная на остров Междушарский десантная группа в 15 человек самолета не нашла, но видела на берегу следы от шасси. (Дело № 6177, л. 13.)

Мотобот «Мурманец» производил водолазные работы по обследованию затонувшего у входа в Маточкин Шар сторожевого корабля № 23 («Муссон»). (Дело № 1941, л. 125 об.)

Конвой в составе транспортов «Чернышевский», «Двина», «Аркос», танкеров «Донбасс», «Азербайджан», тральщиков № 32, 53 и 56 вышел из Югорского Шара для следования в губу Белушья. (Дело № 6177, л. 13.)
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 13.10.42. Ил-4. Облет матчасти. Днем. 2 полета. Время полета 12 минут.
*****

<<< ХРОНИКИ >>> 14.10.42 г. Действия на коммуникациях противника. Один ПЕ-2 вылетал на разведку кораблей противника в Баренцевом море, но из-за плохой погоды возвратился на аэродром, не выполнив задании.

Оборона главной базы Северного флота. Два МБР-2 производили поиск немецких подводных лодок на подходах к Кольскому заливу, но из-за плохих метеорологических условий возвратились на аэродром. (Дело № 1941, л. 127.)

В 5:35 эскадренный миноносец «Гремящий» под флагом командующего Северным флотом вышел из главной базы для встречи ЭОН-18.

В 7:29 эскадренный Миноносец «Гремящий» и корабли ЭОН-18 — лидер «Баку» и эскадренные миноносцы «Разумный» и «Разъяренный» пришли в Кольский залив, закончив переход из Владивостока Северным морским путем. Корабли начали поход 15 июля, заходили по пути в Де-Кастри, Петропавловск, в бухту Провидения, губу Колючинскую, губу Чаунскую, бухту Амбарчик. бухту Тикси, бухту Диксон и в Югорский Шар; прошли всего 7360 миль за 762 ходовых часа со средней скоростью 9,6 узла. Во время перехода корабли ЭОН-18 проводили боевую подготовку. (Дело № 6177, л. 13; дело № 8119, л. 5; дело № 1941, л. 126.)

На мурманском направлении сухопутного фронта производили бои разведывательные отряды 14 и 35-й стрелковой дивизий 14-й армии. Отряд 28-го стрелкового полка внезапно захватил вражеский опорный пункт. В этом районе почти целиком была уничтожена 11-я рота 137-го горно-егерского полка противника. В результате внезапного налета было уничтожено шесть огневых точек, три дзота, три каменные огневые точки, захвачены трофеи и 11 пленных. За время боевых столкновений противник потерял убитыми и ранеными 600—700 человек. (Дело № 1941, л. 129.)

В ночь на 14 октября противник из района мыса Нумерониеми безрезультатно обстрелял нашу батарею № 140 и прожектор, выпустив 35 снарядов. (Дело № 1941, л. 127.)

В составе Военно-воздушных сил Северного флота были сформированы: 24-й минно-торпедный авиаполк в составе двух эскадрилий, с базированием на Ваенгу; 28-й отдельная разведывательная авиа-эскадрилья с базированием на Ваенгу и 24-я авиабаза на озере Холмовское.

2-й Краснознаменный гвардейский смешанный авиаполк имени Сафонова (состав: управление полка, 1, 2 и 3-й истребительные эскадрильи, 4-я бомбардировочная эскадрилья и 5-я минно-торпедная эскадрилья) был переименован во 2-й Краснознаменный гвардейский истребительный авиаполк имени Сафонова.

49-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья и 95-й истребительный авиаполк были расформированы. (Дело № 10613, л. 57, 58.)

Беломорская военная флотилия. С 12:27 до 13:54 один Ю-88 производил разведку в районе Шойна - Золотица - Сосковец Вешняк и скрылся на норд. (Дело № 1941, л.” 127 об.)

С 13:35 до 14:20 один Ю-88 наблюдался по маршруту Помой — Городецкий— Святой Нос — Дроздовка. (Дело ШТ № 1565, л. 116.)

С 11:17 до 14:35 было сделано три самолетовылета И-15 на перехват немецких самолетов и барраж над главной базой флотилии; один самолет по радио был наведен на Ю-88 над мысом Святой Нос и безрезультатно дал по нему пулеметную очередь.

С 10:00 до 12:40 один МБР-2 производил разведку в Белом море, но противника не обнаружил. (Дело ШТ № 1565, л. 116.)

В Архангельске и Молотовске была закончена разгрузка всех транспортов союзного конвоя PQ-18 и было приступлено к погрузке на них леса и руды. (Дело № 5351, л. 25.)

В 8:15 в районе мыса Канин Нос в трале рыболовного траулера № 14 взорвалась мина, после чего последовало еще пять взрывов. Одновременно дрифтерботом «Кашалот» в том же районе были обнаружены две плавающие мины. (Дело № 1941. л. 130 об.)

Подводная лодка «С-102» в 7:05 вышла с позиции у мыса Желания (остров Новая Земля) для возвращения в базу. (Дело № 1941, л. 126.)

При выходе из Югорского Шара конвоя транспортов, направлявшихся в губу Белушья, подорвался на мине в ш =69° 37', д =60° 00' транспорт «Щорс», вышедший из строя колонны для определения девиации. Взрыв был принят за атаку подводной лодки и в его районе были сброшены глубинные бомбы, что вызвало взрывы еще двух мин. (Дело № 6177, л. 14 об.)

Транспорт «Щорс» на буксире тральщиков № 59 и 54 в сопровождении сторожевого корабля № 28 был отведен на мелкое место и в 18:05 затонул на глубине 11 м. (Дело ШТ № 1568, л. 87, 87 об.)

В 9:00 на подходе к Югорскому Шару тральщик № 32 атаковал глубинными бомбами подводную лодку противника. (Дело № 1941, л. 131.)

В 3:45 на западный берег острова Междушарский была высажена с целью поисков севшего там самолета Ю-88 группа из 36 человек, доставленная мотоботом «Полярник», который вышел из губы Белушья в 15:11 13 октября. Самолет обнаружен не был, а на берегу были найдены антенна, аккумуляторы и инструменты немецкого происхождения. В 17:00 люди были сняты с острова. (Дело № 8885. л. 22.)

Началась операция по обеспечению вывода ледоколов и судов из Арктики до ледостава в Карское море. В Арктику из Белого моря в течение навигации 1942 г. были выведены три конвоя, в состав которых входили транспорты и ледоколы, предназначенные для перевозок грузов внутри Арктики, завоза в арктические точки продовольствия на зиму и вывоза из Арктики сырья. Третий арктический конвой, вышедший из Архангельска 9 августа, вследствие ожидания ледоколов, занятых проводкой ЭОН-18, запоздал; кроме того, не оправдались ледовые прогнозы на 1942 г.; в середине октября в Югорском Шаре появилось сало и создавалась угроза зимовки всего конвоя в Арктике Распоряжением начальника Главного Морского штаба арктический конвой № 3 был возвращен от бухты Амбарчик для следования в губу Белушья и оттуда в Исландию.

К обратному выводу судов конвоя из Арктики на вест был приурочен вывод всех ледоколов (кроме ледокола «Иосиф Сталин», ушедшего на ремонт в Америку), всех судов, оставшихся в Арктике на внутренних перевозках, и судов, пришедших из Америки в разные порты Арктики для их снабжения. Так как предшествовавшая обстановка свидетельствовала об активизации подводных лодок и надводных сил противника в Арктике, то вывод арктического конвоя № 3 намечено было произвести по определенному плану, как операцию со всеми видами боевого обеспечения. Для этого были использованы боевые корабли, уже находившиеся в Арктике и обеспечивавшие, в частности, переход ЭОН-18, и, кроме того, ряд кораблей Северного флота, Беломорской военной флотилии и авиация Северного флота (Дело № 5930, л. 34, 35, 36, 39. 40.)
*****

<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 15.10.42. Ил-4. <Перелет> Ваенга-Холмогоры. Днем. Время полета 2 часа 50 минут.
<<< Летная книжка штурмана Прокудина >>> 16.10.42. Ил-4. <Перелет> Холмогоры-Якушево. Днем. Время полета 3 часа 00 минут.