Журналы писали 22

Василий Чечель
            О Б Л А В А

Вспоминаю сорок третий
Под завесой дымовой.
Хоть бы кто из школы встретил,
Проводил меня домой.
Деревянные домишки
На окраине Перми,
Уплотнённые в излишке
Подселёнными людьми.
От бомбёжек, от блокады,
Словно целая орда,
Из Москвы и Ленинграда
Набежало нас сюда.

А на фронте что творится —
Наши в шею гонят фрица:
Я бы тоже гадов бил,
Если б старше только был.
За оградою колючей
Там людей фашисты мучат.
Там — война, окопы, враг.
Здесь — сугробы и овраг.
Он глубокий, как ущелье,
По бокам — обрыв крутой.
Вдоль оврага возвращенье —
Путь единственный домой.

Не хочу туда идти —
Знаю, что на полпути:
Там готовится забава,
Там в засаде пацаньё —
На меня идёт облава,
Не спасёшься от неё.
Потому что от рожденья,
Как на белой на стене,
Всё моё происхожденье
Как написано на мне.

Надают в бока и в спину,
Если я не убегу:
Шапку скинут, в ухо двинут,
Изваляют на снегу.
А того ещё страшнее,
Что тетрадки изорвут.
А всего того стыднее —
Как меня они зовут.
Разве скажешь, как обидно,
Как за горло душит стыд —
Не поймёте вы, как стыдно,
Хуже «вора» это «жид».

Подглядеть из-за угла бы,
Где прорваться из облавы?
Я из школы не пойду,
Лучше в школе пережду.
Неохота с ней прощаться.
За порог переступить.
Неохота возвращаться,
Неохота больше жить.

Хоть бы кто сегодня встретил
На работе все давно.
...Вспоминаю сорок третий,
Не забуду всё равно.
Пробираюсь по сараям
И не знаю, чья вина.
А войне не видно края,
Продолжается война.

Владимир Левинзон
     1972-1975
(«Дружба народов», 1990, № 12)