О причинах падения досоветской России

Александр Селиверстов
О ПРИЧИНАХ ПАДЕНИЯ ДОСОВЕТСКОЙ РОССИИ НА ПРИМЕРЕ КАЗАЧЬЕЙ ОБЛАСТИ

Основной причиной падения досоветской России стало разобщение.
В начале XX в. страна была разобщена на полноценных и неполноценных. – На господ и холопов, грамотных и неграмотных, казаков и иногородних... Причём, неполноценных: холопов и неграмотных, – было большинство.

Любопытен и показателен пример отсутствовавшего в коренной России разделения живших бок о бок людей на казаков и иногородних.
В казачьих областях России это разделение накладывалось на общероссийские разделения, при этом неполноценных иногородних было также больше, чем полноправных казаков.
К 1917 г. в Кубанской области иногородние составляли 53% населения (примерно 1,5 млн чел.), в Донской – 51% (1,4 млн чел.).

В чём проявлялось это разобщение живущих рядом людей?
В бесправии иногородних. В отношении к ним, как к людям второго сорта.

В чём состояло их бесправие?
Во всех казачьих поселениях существовало местное самоуправление – на сходах решались все главные вопросы местной общественной и хозяйственной жизни. Однако участниками сходов могли стать только казаки. – Иногородние не имели никаких возможностей для общественного решения фундаментальных вопросов своего существования.
Например, в конце XIX в. в посёлке Ахтарском (теперь – г. Приморско-Ахтарск) жило 1412 человек. Из них 65 казаков и 1347 иногородних. Немало последних жили в посёлке "с давних пор", то есть не были недавно прибывшими случайными в этом месте людьми. Все главные вопросы местной жизни решались казаками. – Скажем, состоявшее из казаков поселковое правление принимало постановления об открытии в посёлке кабаков, которые разоряли жителей (в то время в Ахтарском ежегодно продавалось 10 000 вёдер водки на сумму 60 000 р.). А сознательная часть иногородних, то есть подавляющего большинства населения, никак не могла повлиять на это и так или иначе ограничить влияние кабаков на жизнь общества.
Вся земля, относившаяся к посёлку Ахтарскому, принадлежала в ту пору 39 казачьим душам мужского пола. Обрабатывалась она иногородними, бравшими её в аренду.

В чём состояло отношение к иногородним, как к людям второго сорта?
Стоит привести пример из воспоминаний бывшего иногороднего:
"«Иногородние», «инородцы», «мужики лапотные» – эти слова я слышал с детства, на себе ощутил пренебрежительное, презрительное отношение к тем, кого так «величали».
В 1907 году, когда мне исполнилось шесть лет, меня определили в училище. В первый день занятий почти всем школьникам в классе выдали карандаши, тетради, книги. Меня и еще нескольких ребят, тоже «иногородних», обошли. Со слезами вернулся я домой. Родители сами купили мне книги и тетради, но обида засела в душе. Почему ко мне относятся не так, как к другим?
Учеников-казачат водили на строевые занятия. Страсть как хотелось и мне с ними. Но меня не брали – «иногородний». Учил строевой подготовке старый усатый казак. Человек он был тупой, ограниченный, ученики прозвали его Халява. Он не мог отказать себе в удовольствии посмеяться надо мной и другими сыновьями бедных крестьян. Когда мы стояли на плацу в сторонке, не в силах оторваться от зрелища строевых занятий, Халява командовал: – Разогнать мужичат!
Мгновенно возникала рукопашная схватка. Казачата пускали в ход деревянные ружья, а мы отбивались кулаками, комьями земли. Не раз я возвращался домой с разбитым носом, с подбитым глазом..."

Вне всякого сомнения, далеко не все иногородние становились жертвами этого уродливого уклада общественной жизни. Среди них были и зажиточные люди, а если у тебя достаточно денег – и бесправие (твоё и твоей семьи) куда-то исчезнет, и как к человеку второго сорта никто к тебе относиться не станет.
Но подавляющее большинство иногородних не являлось зажиточным.

Будучи историком Церкви, не могу не отметить, что этот уродливый уклад общественной жизни проявлялся иногда и в самых неожиданных формах.
В 1884 г. псаломщик ст. Ахтырской Яков Адельфин обратился к съезду духовенства своего благочиния с прошением, в котором сообщалось, что учитель Ахтырского станичного училища запретил двум его детям ходить в станичную школу, требуя с них, как иногородних, годовую плату в количестве 9 р. сер. за каждого (стоит заметить, что в 1900 г. средний годовой заработок в России составлял 194 р. – А. С.)…
Таким образом, в категорию неполноценных членов общества, то есть иногородних, попадали даже служители Церкви – однако только низшие. О примерах подобного отношения к священникам в казачьих станицах ничего не известно.
Впрочем, и некоторые священники имели непростые отношения с местными казачьими обществами – например, священник ст. Отрадной Максим Сапежко, уроженец Белоруссии, построивший в станице на собственные средства здания 2-х церковно-приходских школ, в которых обучались иногородние ребятишки.

Подобная уродливость досоветского уклада жизни российского общества не могла не привести к трагедии.
Досоветская власть была сметена народом России. – Из 2 892 066 человек, находившихся в рядах РККА в 1920 г., 77% составляли крестьяне (2 268 429 из них были русскими; для сравнения: китайцев было 2 236, латышей – 16 603, евреев – 38 327 и т. д.).
В Кубанской области 1,5 млн иногороднего населения в подавляющем своём большинстве поддержали новую, советскую власть.
Большая часть привилегированного сословия старого общества – казаков – выступила на стороне противников советской власти. Лучшая часть казачества поддержала необходимые преобразования общественной жизни.

Неизбежный "благодаря" старой власти, поддерживавшей разобщённое состояние российского народа, трагический и кровавый раскол общества не обошёл стороной и Русскую Церковь.
В марте 1918 г. сторонниками советской власти в ст. Георгие-Афипской Кубанской области был повешен священник Александр Флегинский.
По свидетельству одного из белогвардейцев (это был адъютант генерала Корнилова, захватившего станицу сразу после этого), священника повесили "за кадетские убеждения".
Другой белогвардеец, ещё один участник того же Ледяного похода, оставил свидетельство о том, что дьякон из этой же станицы "обвинил священника перед «товарищами» в контрреволюционности. Священника повесили, а его произвели в священники и одновременно он комиссаром каким-то был. Когда наши взяли станицу, его повесить хотели, а потом почему-то с собой взяли..." Взяли его с собой белые, разумеется, в качестве заложника.

Участь принявшего сторону советской власти диакона неизвестна, но вряд ли она оказалась благополучной.
Повешенный красными за кадетские убеждения священник ст. Георгие-Афипской Александр Флегинский в 2017 г. был канонизирован Священным Синодом РПЦ в лике новомучеников. Его мощи выставлены для поклонения верующих в Воскресенском приделе Екатерининского кафедрального собора г. Краснодара.
(Наверняка,) повешенный белыми за советские убеждения (пока) безвестный диакон ст. Георгие-Афипской не канонизирован. Его останки не выставлены для народного почитания и, видимо, находятся в одной из тысяч безымянных могил, оставленных русской Гражданской войной.

Трагедия народного разобщения возвращается в наше общество. Её тени нельзя не увидеть и в появлении новых господ и холопов, и в деградации системы народного образования, и в процессах "возрождения" казачества.
Станут ли не-казаки на Кубани и Дону новыми иногородними, как уже стали "москаляками", которых "на гиляку", русские на уже вернувшейся в прошлое Украине?