Чти своё

Владимир Юрьевич Соколов
                «Пусть другой гениально играет на флейте,
                Но еще гениальнее слушали вы».
                А.Д. Дементьев

И гением твоим свой гений напитав,
на свет явил не плагиат, но мысли,
лишённые налёта местечковой
культуры, с материнским молоком
впитавшейся в младенческие годы,
и ужаснулся их перечитав –
они пусты, как монастырский погреб
в эпоху смуты и неурожая
и страшных нескончаемых болезней,
унесших жизни многих из немногих,
способных нескончаемым трудом
и разумом своим кормить не только
себя в своей обители и братьев
по вере и тяжёлому труду,
но и других, на это не способных,
привыкших сладко есть чужим горбом…

Нет, гений твой с того не потускнел.
Но гений мой расцвёл и приподнялся –
не мной, но осознанием культуры,
не местечковой, как считал когда-то
я сам, а близкой и родной
народу моему, то бишь народной:
вскормлённый материнским молоком,
землёй, что малой родиной зовётся,
взращённый на просторах деревенских
под небом бесконечной синевы,
под песни жаворонка в вышней глубине,
под свет звезды, светившей мне и днём
на самом дне бездонного колодца,
в живой воде всемерно отражаясь –

Всё это наблюдая и вбирая
и детским взглядом, и душой взрослевшей,
я силу набирал в кругу традиций,
обычаев, пословиц, поговорок,
фольклорных песен, говора простого,
преподнесённых мне крестьянским бытом,
житейским опытом и племени, и рода,
в краю моих, в земле сокрытых, предков
авторитетом дедов и отцов.
Но этот перечень глубинных обретений,
меня питавших и в меня проникших
с младенчества и с возраста подростка –
всё это обретённое богатство
и есть не что иное, как культура.

Все гении имеют свои корни:
любая гениальность – сумма знаний,
а творческий талант – особый случай –
в отрыве от традиций и культуры
народа своего ему не быть
ни живописцем, ни поэтом, ни певцом;
любой талант талантлив по природе
и рода, и народа своего –
иного в этой жизни быть не может.
Вот почему попытка оторваться
иль отказаться от своей культуры,
равно её принизить, уповая
на некую соседнюю культуру
и на цивилизацию планеты –
есть путь к потере собственного «я».

Смешав все краски, получаешь серый.
А серость неспособна стать талантом,
и гениальность ей не по плечу.
Не быть собой – равно не быть никем.
Чтить самобытность собственного «я»
суть восхищаться истинной культурой
своей земли и привносить в неё
свои крупицы новых приращений.
И восхищаться гением другим –
совсем не значит подчинять ему
свой взгляд на мир, и мироощущенье
своё. Не смешивать, а вычленять особо
своё в другом, как и в своём другое,
но близкое; учиться – не табу,
но новое вбирая, чти своё!

15.01.2021