Говори же...

Надежда Лезина
Вот сижу и думаю: наверное, в жизни у многих когда-то наступает такой момент, когда не с кем поговорить. Нет, есть, конечно, друзья, родственники, коллеги. А интересно ли им будет слушать мои рассказы ни о чем? Ну, не  то чтобы «ни о чем», а о каких-то моих впечатлениях, размышлениях, переживаниях, событиях, пусть даже незначительных… Вот, например, в прошлую субботу затеяла уборку. Погода скверная – ветер, дождь, на улицу выходить не хочется – решила разобраться в комнате основательно.  Шкаф буквально вверх дном перевернула – что-то выбросила, что-то на антресоли закинула. Цветы пересадила в новые, красивые, давно купленные, кашпо. Пылесосом поработала. Добралась до книжных полок – оставила их напоследок. А то – знаю я себя: как только начну книги переставлять, так наверняка зацеплюсь за какую-нибудь и всё: больше в этот день уже ни на какие дела не способна. С тремя нижними справилась быстро – там только стекла протереть. Вздохнула, посмотрев на полные собрания сочинений  Куприна, Чехова, Лермонтова – когда же все их прочитаю? Самая верхняя полка закрыта деревянными дверцами -  на ней разрозненные тома. Кого там только нет! И Эйзенштейн, и Дюма, и Джек Лондон, и Гайдар – Аркадий, естественно. Лимонов даже, Токарева, Венечка Ерофеев, мой любимый… Дотянуться могу, только встав на стул. Ну, и, как всегда, какая-нибудь книга из второго ряда обязательно падает мне на голову. И этот раз не стал исключением: отскочив от моей головы, упала на пол и раскрылась… Вот, если я кому-то это буду рассказывать, разве этот кто-то захочет меня слушать? А самое интересное-то было потом!
Раскрылась книга «Н.Некрасов Избранное» на странице со стихотворением «Мы с тобой бестолковые люди». И первая строчка, которая бросилась мне в глаза – «Говори же, когда ты сердита, все что душу волнует и мучит». Сердита я на себя была очень в этот момент – не люблю я, когда книги на голову сваливаются. И кому говорить-то? Только самой себе! Ну, что делать? Слезла со стула, села на пол. Прочитала стихотворение целиком. И «зависла».
Вспомнила эту удивительную историю любви Некрасова и Авдотьи Панаевой. Бедная женщина! Вообще не представляю, как она вынесла столько всего! И мужа-гуляку, и жизнь втроем, и осуждение общества, и смерть младенца… Даже представить страшно…А какие строки ей посвящал Некрасов!  Любил, ревновал, укорял, сочувствовал:
Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;
Кому и страсть, и молодость, и волю –
Всё отдала, – тот стал ее палач!
Давно ни с кем она не знает встречи;
Угнетена, пуглива и грустна,
Безумные, язвительные речи
Безропотно выслушивать должна…

Это из цикла, который он посвятил красавице Авдотье.
Были, конечно, и счастливые минуты в их жизни, и расставания. Они писали друг другу письма. Но, когда решили расстаться окончательно, она попросила Некрасова привезти ей ее письма к нему и  при нем же сожгла их. А он написал стихотворение «Горящие письма»:

Они горят!.. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты обещала…
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая их сердцу диктовала?
Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала…
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!
Свободно ты решала выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени!..
Безумный шаг!.. быть может, роковой…

Я читала и плакала… А потом даже – будете смеяться – захотела написать Некрасову письмо от имени Авдотьи… Примерно такое:
«Любезный друг мой! Мы, действительно, «бестолковые люди». Не вините себя. Не обвиняйте меня. Я спрячу свою печаль в самый укромный уголок своей души и не стану докучать Вам письмами, а себя мучить воспоминаниями.  После расставания с Вами, после всех пережитых нами бед за эти годы – а их было почти 16!  - моя судьба не пересечется более с Вашей.  И теперь я свободно делаю свой выбор – и это не безумный шаг, как Вы изволили выразиться. Я устала от Вашей ревности, я  погибаю от бесконечных перепадов   Вашего настроения. И даже моя поездка за границу не смогла избавить меня от Ваших претензий и обид. Мы расстаемся. Я выйду замуж, рожу ребенка и, надеюсь оставшиеся годы своей доселе бессмысленной жизни проведу в покое. Не обессудьте, друг мой, любовь моя. Надеюсь, и Ваша жизнь без меня не омрачится безвольным унынием и творческим упадком. Целую Вас нежно в последний раз. Ваша А…. »
Разве это может быть кому-то это интересно?...