Первый командир

Алекс Волга
   Свою службу в Советской Армии я начинал в Приволжском Военном округе, в мотострелковой дивизии «кадра», расквартированной недалеко от станции Тоцкая, на Тоцком полигоне.
Раньше я уже бывал на Тоцком полигоне. Это было в ходе военного лагерного сбора на предпоследнем курсе института, мы проходили его в г. Бузулук в тамошнем артиллерийском полку, а на Тоцкий полигон приезжали на боевые стрельбы. Первое пребывание на Тоцком полигоне запомнилось поражением коровы в ходе боевой стрельбы, вкусными, особенно на свежем воздухе, консервами «Гречневая каша с мясом» и ночным походом за арбузами на местные бахчи.
   Тоцкий полигон знаменит тем, что в сентябре 1954 года на нем проходили учения с реальным применением ядерного оружия. Ядерную бомбу взорвали в воздухе, сбросив ее с самолета. В годы службы на полигоне мне приходилось бывать в эпицентре взрыва, там стоял кирпичный сверху оштукатуренный и побеленный монумент, на котором кто-то карандашом нацарапал «Лучше бы на Пекин». Это были годы, когда одним из вероятных противников Советской армии были войска армии Китая. Говорят, что до взрыва на том месте росли вековые дубы, но во время моего посещения этого места, а это был 1976 год, там было голое поле и кое-где еще оставались обугленные стволы деревьев.
   Определили меня командиром батареи в Отдельный истребительно-противотанковый дивизион, вооруженный современнейшими, на то время, 100 мм противотанковыми пушками МТ-12 «Рапира». Как и вся дивизия, дивизион был «кадрированным», т.е. содержал только минимум личного состава. Командиром дивизиона был опытнейший офицер-противотанкист и просто хороший командир подполковник Баркут Виктор Максимович, воевавший в Судане. Одним из примеров творческого подхода к тактике использования противотанковых подразделений, предложенных Виктором Максимовичем, было занятие огневой позиции с «перепрыгиванием траншеи пехоты».
Как известно, противотанкисты – это смертники, живучесть орудия максимум два выстрела, потом тебя засекли и надо или менять огневую позицию, или готовится к худшему. Занимают они огневую позицию либо в рядах первого эшелона обороны, либо впереди перед первой траншеей. Так вот маневр, предложенный Виктором Максимовичем, заключался в следующем. На полном ходу артиллерийский тягач, у нас это был УРАЛ-375 вес с полной загрузкой 13 тонн, с пушкой на прицепе, вес 3 тонны, на полной скорости вылетает из укрытия и летит к переднему краю обороны. Перед траншеей автомобиль кратковременно, резко тормозит и «взмывая» перелетает через траншею. Затем резко разворачивается и останавливается, расчет спешивается, отцепляет орудие и проводит его в боевое положение. Тягач в это время быстро исчезает. Происходит это при надлежащей выучке так быстро, что на учениях, проходящих на полигоне командующий Приволжским округом и сопровождающие офицеры не поверили своим глазам и потребовали повторить. В результате подполковнику Баркут была объявлена благодарность от командующего округом. Вот такой был мой первый командир.