Друзья - товарищи

Татьяна Кравченко 3
    Как-то так получилось, что в девятом классе на зимние каникулы все мои  подружки поразъехались. Кто к родственникам, кто просто к старшим сестрам, которые уже завели семьи и жили недалеко, на Урале. Да и сама я уехала в Нижний Тагил с бабушкой и двоюродной сестрёнкой Наташей. И опять получилось так, что мы две сестрички, обе  Тани, были вместе. Всё время гадаю, почему бабушка разрешила новую внучку назвать Таней, ведь одна Таня, т.е. я – уже есть?
    Вернулись все мои подруги прямо накануне новой учебной четверти. Рассказов было - заслушаешься! В нашей компании на 9 человек было тоже аж три Тани! Да и в классе – Тани - через одну! Ну это я,  конечно, привираю немного, но всё равно - любимое имя - Таня! Мы как-то пытались разобраться в этом вопросе, и пришли к выводу, что народ начитался романов, и Пушкина наконец-то прочитал… И имя стало на устах, как же - онегинская Татьяна!Да еще сам образ Татьяны Лариной был понятен мужчинам. Скромная, верная, на фронте каждый верил, что жена его ждет, а это - самое главное! Каждый знал конец монолога, " ... я другому отдана, и буду век ему верна!" Таких вот дочерей хотелось вырастить.
   Мои подружки – двойняшки Таня и Галя – вдруг заявили, что в городах девушки красивее,  и обосновали это тем, что из деревень все красивые поуехали, что им в деревнях-то делать? Такой вот естественный отбор! В селах остались только те, кто красивыми не считали себя, или не могли уехать по другим соображениях. Мы, смеясь,  соглашались, но, каждый имел свою версию. Косметика, наряды, есть куда сходить и т.д.
    Еще мы разговаривали о том, что у городских девчонок – времени свободного намного больше, есть время и почитать, и в кино сходить, и в библиотеке посидеть, и в театре побывать. И кружки в школах организованы,  в том числе – театральные! А главное - телевидение есть, а у нас в городе - вышку построили только через год.
    Я рассказала, как мы с моими сестренками во дворец ходили, правда не на спектакль, а на репетицию, с Таней, она танцевала  в спектакле «Барышня и хулиган». А мы были в зале, и никому до нас не было дела. Сидели мы с Наташей тихонечко, и наслаждались тем, что видели  и слышали. Содержание балета Таня нам рассказала в подробностях, поэтому всё было совершенно понятно и прекрасно! Еще Таня проверила нас на способность к балету, мы вытягивали пальчики и ступни ног, но…. Но она, как знаток, сказала, что до балета нам далеко! Это в их коллективе проходил отбор,  в балетную школу…
    Таня Чиркова и Галя Волкова рассказали, как живут их старшие сестры. Обе закончили институт иностранный языков  и преподавали иностранные языки, тоже в ВУЗах.  Совсем другая жизнь. Студенты, походы, песни, много-много хорошего! И еще – книги!
    Не сказать, что мы были отсталыми, много читали и, к этому времени уже ходили на акробатику, к одному очень известному, высланному в Тавду цирковому акробату по имени Рудольф Иоганович. Он знал шесть языков и всякий раз приветствовал нас на разных языках.По-новому! Но в школе от него отказались, видимо платить было нечем.  Хотя всё было гораздо сложнее. Статья у него была опальная. И он работал на реке - сводил плавучий мост.  И еще он был лично знаком с Фёдором Шаляпиным.
    Да и гимнастикой мы занимались.  Уже имели  первый юношеский разряд. Чем и гордились.  Но всё равно хотелось какой-то новой жизни: другой, интересной!

   - Мы ведь еще не были на площади, не катались с горки! Давайте после уроков  сходим! – сказала Таня, одна из двойняшек! – Мы ведь в валенках!
    И вот мы катимся с ледяной горы! Весело. К нам прицепились мальчишки, одного из которых мы знали. Это был наш одноклассник, из школы номер один. И они, так как нам было по пути – пошли нас провожать! Это и были, как сказал мой папа,  наши первые женихи. Что интересно,  что всех их звали Витями:  Иванов, Григорьев, Ульянов, а позже - Яковлев.  Был в их компании один Вова. Мы тут-же прозвали его – Вова маленький. Росту он был невысокого, да и младше нас на год. Видели бы  вы его через пару-тройку  лет! Высокий, красивый, в лётной форме! Но почти никто в те годы из моих подруг его не видел. Поразлетелись мы после школы: кто куда!
А ребята между собой называли друг друга - Витьками! (ударение на «ка») А как иначе? Не по фамилиям же? Уж позже мы догадались, что Витя - стало самым распространенным именем после войны и Победы! Виктория! Победа! Вернувшиеся с войны мужчины называли сыновей в честь великой Победы!
    Никто в нашей компании ни за кем не ухаживал, просто ходили гурьбой, шутили, смеялись, по договору между нами, девочками, зарывали кого-нибудь в снег, откапывали, опять хохотали и так доходили до дома. Олю, она жила дальше всех, мальчишки провожали всей гурьбой. Так, беззаботно прошла зима.

    Вдруг, оказалось, что в результате очередной школьной реформы опять десятый класс будет выпускным! Получалось, что в 1966 году школу закончат и десятиклассники, и одиннадцатиклассники! Сразу только в нашей школе 11выпускных классов! А главное - программы обучения за 2 года свели в  один год. «Галопом по европам» - как говорили наши учителя.  А мы так еще и ранее подверглись испытанию. В  нашем десятом «А» были одни девчонки. Только один мальчик учился с нами - Лева. Сын нашей учительницы по географии. Что за эксперимент, мы так и не поняли…

    Недавно к нам в гости из Киева приезжала Таня Чиркова с мужем! Так хотелось встретиться и они с Гришей приехали. Теплая встреча! Читали мои рассказики, разговаривали про юные годы и про Витьков, и про девчонок, и вдруг Таня призналась, что Витя Григорьев - её первая любовь. Я как-то не думала об этом раньше. Не относилась к этому серьёзно, и потом вспоминала, какие - то отдельные истории этой юношеской влюблённости.
    Витю Григорьева мы, девчонки, приняли в свою команду как-то сразу: еще бы… кто-то из Витьков, как бы нечаянно,  сказал, что его старшая сестра живет на реке Бирюсе! Ну, всё!  В голове закрутилось: - «До свиданья белый город, с огоньками на весу, через реки, через горы, мне на речку Бирюсу…» Этого было достаточно, чтобы он стал нашим парнем!
    Моя подружка Таня была разговорчивая, как говорила моя мама. Не все обладают таким даром. Теперь применяют другие термины: общительная, коммуникабельная, словоохотливая, и т.д. А Таня - просто хохотушка и любитель поговорить! Вот тут они с Витей и сошлись. Помню, отпустили Таню к нам ночевать, на сеновал, так она с этим Григорьевым, всю ночь, под наблюдением моей мамы из открытого окна,  проболтала с Витей на лавочке! И пришла спать, как раз перед тем, как её мама провожала  корову в стадо мимо нашего дома.
    Не каждая первая любовь бывает счастливой. Однажды, когда Таня  уезжала учиться в Свердловск, Витя взял и поехал с нею. Без билета, без вещей, … просто не хотелось расставаться. Ей на занятия - а ему куда? Пришел вечером по указанному адресу, крепко выпивши, а Таня его отчитала и он ушел… навсегда. С какими чувствами? Одному Богу известно. Опасная авантюра…
    А потом жизнь у каждого шла своим чередом. На каникулах мы обязательно встречались. Но все вместе – не получалось никогда. Заходили к мамам наших друзей. Мне не пришлось, а вот Таня, делала это обязательно. А потом я от неё всё и узнавала о наших друзьях.
    Помню, однажды, когда я работала на летних каникулах на лесокомбинате, пришла с работы, а мне навстречу из бани выходит Витёк Григорьев со своим незнакомым мне другом,  в папиных кальсонах… смеются!
    - Узнаёшь?
    - Кальсоны узнаю!
    - Это мама твоя дала, напрокат!
При этом мы дружески обнялись, и даже чмокнули друг друга в щечку! Вот что значит – повзрослели. На веревке во дворе сушились их вещи.  Сами воды в баню натаскали, сами вещи постирали… Сами баню натопили!
   - Мы на практике были, в речном порту. На севере. Домой приехали, а мамка - у сестры, наверное!  Пошли к Чирковой, а она еще не приезжала. К тебе зашли. Ты на работе. Спасибо Анне Максимовне. Приютила. Накормила. Кальсоны дала отцовские. Как только вещи высохнут, в ресторан сходим. Мы денежек получили прилично. Надо хоть раз в жизни в ресторане посидеть. Собирайся!
    А вот ресторан у нас в городе - название одно. Ничего нам приличного заказать не удалось, котлетки и жареная картошка. Как дома. Вместо хорошего вина - опять водочка и красненькое. Рубин.  Даже музыки нет.  Выпили по чуть-чуть  и,  пока не стемнело,  домой пошли. 
    -  Может мамка приехала? Я ей писал. Должна вернуться. – сказал Григорьев, сворачивая на свою улицу.
     В доме горел свет. 
    - Зайдешь? Поздороваться…
    - Да нет.  Мне рано на работу.
    Так я с его мамой и не поздоровалась. 
    Позже, когда уже распределившись в Киев и выйдя замуж,  Таня Чиркова была в нашей Тавде у мамы  своего Григорьева,  та рассказала, что Вити уже нет в живых.
Грустная история.

    Было лето 1981 года. Нам всем уже по тридцать два. Уже нет в этом мире Тани и Гали Шиндяковых, уже разбился на северных воздушных трассах Володя Баранцев (тот самый Вова маленький), утонул его брат, и как-то мы, оставшиеся, чувствовали тоску по-особенному,  иногда так ныло где-то внутри, что прямо невыносимо.

    Я хорошо помню этот день. День рыбака. Второе воскресенье июля. Мы с мужем и семилетней Инной на Азовском море.  Бредем по воде песчаной Бердянской косы и радуемся солнцу и ветерку, синему-синему морю, и почти белому песку!
    - Сегодня День рыбака - вспоминает Борис. Год назад здесь были Иван с твоими сестрами. И мечтая, Иван сказал, что лежит тут на песке, как дурак! Сейчас бы на Тумбе карасей ловил с Витей. (Еще один Витя - мой брат!) 
    - А ты на Тумбе бывал? И там действительно караси ловятся7
    – И щуки, тоже!
А я вдруг вспомнила, что наш друг Витя Григорьев, недавно назначен начальником речного порта где-то на севере Обь- Иртышского речного пароходства.  Как он там? Таня Чиркова рассказывала, что от его мамы узнала, что недавно женился.
    - Взял с ребёнком -  вздохнула Елена Ильинична. -  Привозил свою Таню… погостили денёк и уехали по новому назначению.
    - Как? Его жену тоже Таня зовут? -    Чиркова изумилась, да и как по - другому?

    По возвращению из отпуска как-то всё завертелось, закружилось, заботы, работы… И только через год я узнала, как погиб наш друг.
    День Рыбака и на Оби – большой праздник! Развлечений особых нет, но там есть давняя традиция - выезжать коллективом на природу на катерах. Красоты там – каких мы и не  видели. А тут еще начальник новый первый раз с коллективом такой праздник отмечает. И место замечательное! Высокий берег, чтобы комары не донимали,  лес и песок. В команде руководители речпорта, жены, дети! Праздничное настроение. Высадились на берег и стали сооружать стоянку. Стол мастерить, костер разжигать! Женщины у стола хлопочут, детишки носятся! Ребята в лес пошли за валежником. Все делом заняты! Уже на уху и рыбой обзавелись, заранее наловить додумались. Столы от еды ломятся!
    Таня обвела взглядом людей,- что-то мужа не видать? Поспрашивала у знакомых ребят,  кто-то отмахнулся -  за валежником ушли, а может ягоды собирают…
Тревога пришла, да такая, что больше праздник - не праздник! Все вдруг забеспокоились… где Виктор Иванович? Видели, как он уходил в лес с каким-то мужиком, со спины не понять, кто?
А уже минут двадцать прошло… Пошли по примятой траве, и нашли его. Недалеко. Весь в крови, корчится, от боли стонет. И сознание потерял.
Догадались, что мужик убил его. А что за мужик - никто его не знал! И куда делся, не понятно. И хоть и быстро прилетел за Витей вертолет, но не успели его спасти. Почки отбил этот неизвестный. И что ему от Вити было надо? Строились предположения, заведено уголовное дело, но так и не нашли этого убийцу. Видимо, убийство было заказное. Темная история.
    Жена Вити приезжала к Елене Ильиничне. Все рассказала ей, побыла, пыталась утешить….
    - И деток вам бог не успел дать - вздохнула мать.
    – Был бы у нас ребёнок… но двоих я не понянула бы! Одна.  Не судите меня!
     Статистику не обманешь.