Прими меня таким. Часть 2

Жюли Кошка
… На следующий день урок истории. Анастасия Федоровна напоминает о проектах.
- Нам с тобой доделать надо, чтоб на душе не висел, - говорю я Олегу. - Вот только Мишка заболел, и мама просила, чтобы пока не приходили к нам…
Самой мне почему-то кажется, что истоки маминой просьбы не только в Мишуткиной простуде. Хотя после ее разведывательной вылазки с целью получше разузнать противника я и сама не горю огромным желанием снова приводить Олега к нам домой и выносить молчаливый прицел маминого взгляда, а потом  обстрел ее очередного допроса.
- А у тебя дома можно позаниматься? – забрасываю я удочку.
Ответа приходится ждать целый урок. Мне уже начинает казаться, что Олег либо не понял, что я спросила, либо, вообще, забыл, хотя вид у него при моем вопросе сделался слегка озадаченным. Но на следующей перемене он вдруг говорит:
- Можно у меня.
- Ты так долго не отвечал. Тебе неудобно, чтоб мы у тебя дома занимались?- спрашиваю я, желая узнать причину его длительных раздумий.
- Я… У меня никого из ребят не бывает просто…
- Думаешь, твой папа будет против, если я приду?
- Нет, наверное…
- Если боишься, можем подождать, когда Мишка поправится. Время в запасе есть еще, - предлагаю я.
Олег плохо ориентируется в чувствах и эмоциях других людей. Возможно, ему и в самом деле неясно, как может отреагировать отец на мое появление. Да и отношения между ними какие-то совсем непонятные…
- Нет. Пойдем ко мне, - его голос, пожалуй, звучит даже настойчиво.
И я соглашаюсь.
… Квартира Олега находится на четвертом этаже. Двухкомнатная и, как ни странно, очень уютная. Все кругом чисто, опрятно. Даже и не скажешь, что здесь живут двое мужчин. Но вскоре я понимаю к большому своему удивлению, что это заслуга Олега. Вижу, как он аккуратно прибирает одежду, как расставляет обувь, как умело возится на кухне, когда готовит нам чай.
- За порядком ты в доме следишь?
- Да… Мама следила. Нельзя, чтобы по-другому было…
При этих слова Олег отворачивается, а у меня сжимается сердце. И я вдруг совершенно неожиданно для себя предлагаю:
- А хочешь, мы в выходной в кино сходим?
- В кино?
Наверное, для Олега это предложение очень неожиданное, потому что он сразу отключается со своих печальных и тяжелых мыслей и поднимает на меня удивленный и растерянный взгляд.
- Да. В кино. Ты какие фильмы любишь смотреть?
Олег на мгновение задумывается.
- Комедии.
Теперь удивляюсь я. Он такой безэмоциональный, я даже ни разу не видела, чтоб он смеялся. И вдруг – комедии!
- Уверен?
Олег кивает головой.
- Тогда давай сходим на какую-нибудь комедию. Договорились?
- Хорошо.
Мы снова садимся за наш проект. Со стилем работы Олега я уже знакома, так что все его глобальные раздумья, длительные заминки воспринимаю как данность. Он привык заниматься один. Но ко мне все же старается прислушиваться, хотя иногда мне кажется, что это ему удается с трудом. Он похож на улитку, которую заставляют высунуться из ее укромного домика. Не знаю, хорошо это для него или нет, но мое шестое чувство подсказывает, что он не без желания идет на контакт со мной…
Вечер. Работа почти готова. Кое-какие мелкие поправки и дополнения, и все. Я довольно потираю руки. Честно говоря, без Олега мне было бы непросто справиться. Над созданием компьютерной презентации я работала всего лишь раз в прошлом году. И мне тогда помогал отец. А сейчас практически всю техническую работу по оформлению выполнил Олег, который, как оказалось, в работе с компьютером преуспел гораздо больше моего.
- Ну вот, кино мы точно заслужили! Можно выбрать какой-нибудь фильм на выходных. Давай афишу откроем.
- А ты хочешь в кино? –  вопрос Олега звучит безэмоционально, как почти все, что он говорит.
- Да. А почему бы и нет. Я давно не была, - отвечаю я, но сама начинаю думать, что, возможно, ему не понравилась эта затея.
Парень вдруг продолжает свой вопрос:
- Со мной?
И до меня доходит, что для него это очень важно. Для него это не просто обычный поход в кино, как для многих. Возможно, с ним кроме родителей никто никогда не ходил в кино, и… он не ожидал, что пойдут…
Я касаюсь своими пальцами его плеча, снова забыв, что он не переносит прикосновений. Ощущаю, как он чуть вздрагивает и сжимается, но не отстраняется от меня. А я не убираю руки.
- Конечно, с тобой, – я смотрю на него и улыбаюсь, в надежде, что он все же поднимет на меня свой взгляд. И он поднимает.
- Ты же на комедию хотел? Давай в афише выберем что-нибудь.
Он кивает. И я сажусь за компьютер и открываю расписание фильмов на выходные. Фильм мы выбираем быстро и уже начинаем планировать, во сколько лучше выйти, чтоб не опоздать на сеанс, как в прихожей раздается шум открываемого ключом дверного замка. И я вижу, как Олег начинает сжимать в кулаки и разжимать руки.
- Это отец? – спрашиваю я.
Парень кивает.
- Олег? – в дверях появляется худощавый мужчина среднего роста с лысиной на голове.
Он встает в дверном проеме и удивленно смотрит на меня. Видимо, обнаружить кого-то в комнате своего сына он совсем не ожидал.
- Здравствуйте! – киваю я ему и встаю из-за компьютера.
- Вечер добрый! Не знал, что у нас гости.
Олег молчит, поэтому представляться и объяснять причину своего присутствия здесь приходится мне самой.
- Ну что ж, очень рад, Маргарита! Очень рад! Я - Александр Константинович! – представляется он. - Будете с нами ужинать?
- Да нет, спасибо. Мы закончили, так что я пойду, а то поздно уже.
- Ну, может, хотя бы чашку чая выпьете? – продолжает настаивать отец Олега.
Не знаю почему, но ему очень хочется, чтобы я осталась. Я бросаю взгляд на Олега, пытаясь понять его реакцию на эту ситуацию. Но парень стоит с непроницаемым лицом, упершись взглядом куда-то в пустое пространство. И вдруг я принимаю решение остаться и озвучиваю свое согласие. Мне интересно, какие отношения у отца с сыном. Что-то мне подсказывает, что они не слишком-то теплые.
- Олег, иди поставь чай! – в голосе мужчины слышны весьма строгие нотки.
Олег не трогается с места. В выражении его лица, во всей его позе чувствуется напряжение. Руки сжаты в кулаки, челюсти сомкнуты, при этом взгляд отведен куда-то в сторону.
- Олег! – в интонации голоса его отца звучит едва сдерживаемое раздражение.
А я уже начинаю каяться, что согласилась остаться на чай. Но вот Олег все же решает отправиться на кухню. Мы с его отцом остаемся в комнате вдвоем. Тон мужчины сразу же меняется на радушный.
- Значит, говорите, вместе с Олегом в одном классе учитесь?
- Да. В одном.
- И… как он там? – читаю в глазах отца тщательно скрываемое улыбчивостью, но все же рвущееся наружу, беспокойство.
- В смысле? Вы про учебу? – уточняю я.
- С учебой-то понятно. Особых способностей у него нет да и не было никогда, - в голосе появляется интонация пренебрежения.
- Ну, я бы не сказала, - почему-то у меня возникает желание перечить этому человеку. – Олег просто медленно делает. Он работает в своем темпе и иногда не все успевает. Но вот наш проект – это в основном его заслуга. У меня бы без него так все грамотно сделать не получилось.
Мужчина смотрит на меня с явным недоверием.
- А друзья? Он там общается с кем-нибудь?
- Ну, вот со мной, например, - улыбаюсь я.
Мужчина тоже улыбается мне в ответ и качает головой.
- А я, знаете ли, удивлен, сильно удивлен.
- Почему?
- Да мне кажется, с ним, вообще, общаться нельзя. Он же молчит все время. В наше бы время такого в школе били.
 - А зачем же вы его тогда в школу отправили? Он же на домашнем обучении был до этого? – я понимаю, что не мне задавать отцу Олега такие вопросы, но сдержаться не могу.
Но мужчина нисколько не теряется.
- А чтоб перевоспитался. Дома я с ним все равно ничего сделать не могу. А там, может, обломают хоть немного. Строит из себя неизвестно кого, дома сидит, не общается ни с кем. И ему еще врачи позволяют на домашнем обучении быть. Нашли больного! Да ему это только во вред. Он должен в обществе быть, среди людей. Только так из него человек может получиться! – отец Олега начинает размахивать руками, глаза его загораются.
И я понимаю, что он полностью верит в то, что говорит. И, наверное, он даже желает счастья своему сыну и думает, что таким образом может направить его на этот путь к счастью. Но звучит все это как-то страшно.
- А сейчас он разве не человек? – вырывается у меня.
- Нормальный человек идиота из себя строить не будет. А он какого-то упрямого придурка из себя корчит. Так с самого детства было. И мать ему в этом потакала. Прыгала вокруг него. Вот и вырастила урода, который ни с кем даже поговорить путем не может. Нелюдь настоящий. Но у меня это дело не пройдет. Я ему дебила корчить из себя не дам. Пусть жизнь понюхает, которой все в его возрасте живут. Глядишь, остепенится! – мужчина совсем распаляется. Голос его становится все громче и громче. И я понимаю, что весь этот разговор совсем не стоило затевать.
Раздается резкий звон бьющейся посуды. Мы с отцом Олега кидаемся на кухню. Посреди нее стоит Олег, а по всему полу разлетевшиеся осколки.
- Ты что творишь?! Ты что такое творишь?!! – разъяренный мужчина подбегает к Олегу и хватает его за руку, но тот вырывается и кидается в прихожую, быстро открывает замок, распахивает входную дверь и выбегает в подъезд. Я второпях ныряю в свои ботинки, срываю пальто с засунутым в рукав шарфом и, прихватив еще и куртку Олега, выскакиваю вслед за парнем в темный коридор. Я видела, как он помчался вниз по лестнице, и поэтому бегу туда же. Неужели раздетый на улицу выскочил? Но когда достигаю второго этажа, на площадке между вторым и первым этажами я вижу темную фигуру, прижавшуюся спиной к стене. Освещение слабое и есть только на первом этаже, но я различаю, что это Олег. Я останавливаюсь. Не хочу, чтобы он и от меня убежал. Прислушиваюсь. Негромкие всхлипы разносятся по пустому каменному коридору. Я начинаю медленно спускаться на межэтажную площадку. Олег больше не пытается убежать. Я подхожу к нему. В слабом свете видно, как блестят слезы на его щеках.  Спиной он сильно вжимается в стену, словно хочет слиться с ней. Его руки опущены, а растопыренные пальцы судорожно шарят по холодному крашеному бетону, царапают его.
- Оле-еж… - тихо протягиваю я.
Но его огромные, светящиеся в полумраке от слез глаза не смотрят на меня. Мне самой хочется сейчас заплакать, потому что то, что произошло, было по моей вине. Как-то так вышло, что я, пытаясь заступиться за Олега, вызвала его отца на отвратительные откровения. Как же так получилось? Мне жалко парня. Очень. Нужно его успокоить, но я не знаю, как это сделать. Я бы хотела обнять его, но боюсь, что будет только хуже. Его раздражает любой физический контакт. Чувствую, как меня начинает знобить. Должно быть, от переживаний и  от холода тоже. На улице температура близка к нулю, а батарея в подъезде еще не греет, отопление пока не включили. У меня в руках мой шарф (пальто я успела накинуть, пока бежала по лестнице) и куртка Олега.
- Надень, - протягиваю ему куртку. – Тут очень холодно.
Но парень не реагирует. Я вешаю на шею шарф, чтоб не мешался и снова подаю Олегу куртку. Я боюсь, что он простынет. На нем школьные брюки и тонкая водолазка, а на ногах домашние шлепанцы.
 - Олеж, пожалуйста. Ты же замерзнешь! – скулю я.
Но парень по-прежнему стоит у ледяной стены и не обращает на меня никакого внимания. Наверное, он обиделся и не хочет разговаривать. Ведь я заварила эту кашу.
В полном смятении, не представляя, как можно помочь, я начинаю всхлипывать от своего бессилия и глупости.
- Прости меня, Олеж… прости, пожалуйста. Я не думала, что так все получится.
Сама не знаю как, но я вдруг утыкаюсь головой ему в грудь. И… он не отталкивает меня. Я тихонько прижимаюсь к нему и осторожно просовываю руки за его спину. Мне хочется отлепить его от ледяного бетона, согреть его. Я все жду, что он отстранит меня, защитив свое личное неприкасаемое пространство. Но он впустил меня в него и не прогоняет. Я ощущаю, как затихают его всхлипы, а напряжение в сведенных мышцах спадает. Я опускаю свою руку и нащупываю возле стены его ладонь. Пальцы холодные, как лед. 
- Ты замерз, - шепчу едва слышно. – Накинь куртку.
Я отстраняюсь от Олега и, вытащив куртку, зажатую подмышкой, пытаюсь накинуть ему на плечи. Он отделяется от стены и позволяет натянуть ее на него.
- Все, что говорил твой отец – это неправда, - смотрю ему в лицо.
Его взгляд отведен в сторону. Лицо еще влажное от слез, но он больше не плачет.
- Это правда. Я урод, - слова падают медленно и тяжело. И от них становится жутко.
- Нет, Олеж, нет. Это отец вбил тебе в голову.
- Я не такой, как все.
- Но это совсем не означает что-то плохое. Люди же все разные. Чем-то мы похожи, а чем-то отличаемся от других. Я тоже не такая, как все.
Олег снова молчит, будто обдумывает то, что я сказала, а потом произносит:
- Тебя за это не накажут.
- А тебя наказывают? Отец бьет тебя? – я с нарастающим ужасом смотрю на него.
Олег вдруг переводит на меня свой взгляд. В первый раз за все это время. Но лишь на короткий миг. В его глазах боль и… пустота. Слезы сами собой начинают стекать по моим щекам. Я не знаю, что делать, как помочь этому несчастному странному необыкновенному парню. Я делаю полшага вперед и вновь утыкаюсь лицом ему в грудь, просовываю руки ему под куртку и обхватываю его за спину. Наверное, это совсем не то, что сейчас нужно ему. Наверное, ему даже неприятно, что я так близко, что я касаюсь его. Но я делаю это необдуманно. Меня просто тянет к нему, мне хочется хоть как-то передать ему свою капельку тепла, показать, что я с ним и что он не одинок. И он вновь не отталкивает меня. Не обнимает в ответ, даже не двигается, просто стоит, но и не отталкивает. И мы стоим так долго, отдавая друг другу свое тепло в этом тускло освещенном, холодном коридоре с бетонными обшарпанными стенами…
… А на следующий день он встречает меня своим взглядом уже у самых дверей класса, как только я появляюсь на пороге. Он никогда не делал этого раньше. Прежде, чем поймать его взгляд, мне необходимо было подойти к парте, поздороваться с ним. Но даже и в этом случае он мог так и не взглянуть на меня… Но сегодня все по-другому…
… Наступает воскресенье. Мы с Олегом запланировали днем сходить в кино. Договорились встретиться возле автобусной остановки. Я подхожу минут на пять пораньше, но Олег уже ждет меня. Я машу ему рукой. Я очень рада его видеть!   И у меня отличное настроение. Я давно не была в кино, наверное, где-то полгода. И сейчас мне очень хочется посмотреть фильм, который мы выбрали. Отзывы и рецензии на него весьма многообещающие.
- Когда в кино был последний раз? - спрашиваю я, когда мы садимся в подошедший автобус.
Олег задумывается ненадолго.
- В семь лет.
- В семь лет?! – не могу скрыть своего удивления.
- Мне тогда не понравилось. И мы с мамой ушли с сеанса.
- Фильм не понравился?
- Я не помню…
Замечаю, что Олег чувствует себя не комфортно в салоне автобуса. Он сутулится, опускает голову и прячет лицо в капюшон, кисти рук то сжимаются, то разжимаются, он часто трет пальцами лоб. Хотя народа вокруг не особо много. В основном заняты только сидячие места.
- Редко на транспорте ездишь? – интересуюсь я.
Олег кивает.
- Тогда давай в конец автобуса встанем. Там, вообще, никого нет.
И мы переходим в конец салона, где Олег, кажется, становится менее напряженным.
В кинотеатр мы приезжаем где-то за полчаса до фильма, покупаем билеты, проходим в зал и занимаем свои места на четвертом ряду, почти посередине. Хорошие места. Нам повезло. Зал почти полон. Но кто-то как раз перед нашей покупкой отказался от забронированных билетов. И вот приглушается свет, и включается рекламный ролик. Анонсируют какое-то кино, готовящееся к выходу. Но мое внимание приковывается не к экрану, а к Олегу, который вдруг вздрагивает и зажимает уши руками.
- Что случилось? – спрашиваю я, наклоняясь к нему и стараясь говорить так, чтоб он меня понял свозь грохот рекламы.
Но парень болезненно морщится и отворачивается, по-прежнему не отнимая рук от ушей.
- Олег, что с тобой? – я беру его за плечи и слегка трясу, пытаясь привлечь внимания и добиться хоть какого-то ответа.
Реклама стихает. На экране появляется надпись, с какого числа будет демонстрироваться фильм. А мне в этом промежутке недолгой тишины удается отлепить руки Олега от его головы.
- Громко! – выдыхает он, и, когда начинается следующий ролик, вновь закрывает уши.
А я теперь отлично понимаю, почему они с мамой ушли с киносеанса и больше до сегодняшнего дня он в кино не ходил.
- Сейчас реклама кончится, может, потише станет, - предполагаю я.
И жду, когда начнется фильм. Все-таки звуковая дорожка там не настолько интенсивная и шумная, как в рекламе. Но и во время фильма Олег почти постоянно держит руки у головы. Для него, должно быть, это похоже на пытку. И минут через двадцать от начала фильма (весьма увлекательного и забавного, кстати) я не выдерживаю.
- Может, уйдем?
Олег не смотрит на меня, но утвердительно кивает. И мы встаем и тихонько, стараясь никого не беспокоить, покидаем кинозал. Выходим в коридор и останавливаемся. Я поворачиваюсь к Олегу.
- Ты как?
Он молчит, уткнувшись взглядом себе под ноги.
- Знаешь, может, в кафе сходим, раз с кино не получилось? – предлагаю я.
Но парень не отвечает. Я чувствую, что он нервничает. Крылья носа бесспокойно раздуваются, пальцы рук то сжимаются в кулаки, то разжимаются. Я пытаюсь сообразить, как мне сейчас быть, как вести себя с ним, но вдруг он произносит:
- Прости!
- Ты из-за кино? Ерунда! По крайней мере, теперь понятно, почему ты в кинотеатр с семи лет не ходил.
- Ты хотела посмотреть.
- Ну, посмотрю еще. Через какое-то время этот фильм в интернет выложат.
Мы идем в кафе. Покупаем по коктейлю и соку с пирожными. Причем Олег заказывает то же, что и я. Пытаюсь уговорить его посмотреть меню, но он отказывается. Занимаем свободный столик. Свободных мест мало, так что столик нам достается недалеко от кассы, где толпится народ. И я понимаю, что Олегу здесь очень неуютно. Он сутулится, не поднимает глаз, весь съеживается и не снимает капюшон. Все то же самое, что было в автобусе. Видимо, и идея с кафе - не из лучших. Но тут освобождается дальний столик в закутке, отделенном от зала полупрозрачной перегородкой. И мы пересаживаемся. Здесь намного тише и уютнее Олег начинает чувствовать себя явно спокойнее, хотя все же предпочитает остаться в капюшоне и иногда отвлекается на какие-нибудь резкие звуки, доносящиеся из зала. Я, как обычно бывает в наших беседах, в основном говорю одна. А Олег лишь изредка отвечает на мои вопросы или вставляет пару слов. Он, как и всегда, внимательно слушает меня. Правда, подмечаю, что он не все улавливает с первого раза, и некоторые вещи ему приходится объяснять подробнее.  Но меня это не напрягает. Я с увлечением рассказываю ему про свою подругу Люду, про то, как в позапрошлом году ездила с родителями на море и еще много про что. И замечаю в первый раз за все время нашего двухнедельного общения на губах Олега легкую улыбку, которая вдруг появляется, когда я начинаю описывать своего братишку Мишутку и то, какой он забавный. Но под конец у Олега тоже появляется желание что-нибудь рассказать. Он подхватывает мою тему про отдых на море и подробно рассказывает мне о том, как они с мамой и папой три года назад ездили на поезде на море. И я с удивлением отмечаю, что Олег, оказывается, может быть довольно разговорчивым, если найти интересующую его тему. И рассказывает он все очень подробно и красочно.
А потом мы едем домой. Автобус оказывается полупустым, и мы садимся на двухместное сидение. Я устала и сама не замечаю, как начинаю дремать. Просыпаюсь от того, что Олег теребит меня за руку.
- Рита, - тихо зовет он.
Открываю глаза. Осознаю, что удобно устроилась у парня на плече. Приподнимаюсь и гляжу в окно. Наша остановка. Вскакиваю и тяну за собой Олега.
- Пошли скорей, а то двери сейчас закроют!
Мы выскакиваем из автобуса. На улице уже темнеет. Я разворачиваюсь к парню, и вдруг меня озаряет:
- Ты же меня по имени назвал! – Отчего-то для меня это так важно, что даже просто про себя поудивляться не получается. И я произношу озарившую меня мысль вслух.
Короткий миг Олег смотрит мне в глаза, а потом опускает взгляд, ничего не отвечая. А я довольно улыбаюсь. Олег ни разу до этого почему-то не обращался ко мне по имени. А тут взял и назвал. На улице холодно и сыро. Я беру парня под руку. Он бросает на меня недоуменный взгляд. Так мы никогда не ходили. Но так теплее и уютнее. Олег не отстраняется от меня, однако он, кажется, не догадывается, что нужно согнуть руку в локте, чтоб я могла держаться.
- Сунь руку в карман, - предлагаю я. – Так идти теплее.
Он послушно выполняет мою просьбу. А я прицепляюсь к нему с боку. И мы идем по мокрой дороге, усыпанной пожелтевшей намокшей листвой, а вокруг уже начинают зажигаться фонари…