ОНО

Ольга Соина
Ольга Соина
"ОНО"

Бывают события и обстоятельства, которые  обрушиваются на  потрясенное человечество внезапно, в полном смысле этого слова как снег на голову,  потоп, или как как наводнение в традиционно засушливой стране, или,  наконец,  как возмущение народа, беспричинное и нелепое, поскольку обычно он пребывает в полном согласии с жизнью и вполне доволен своим существованием…

Словом, ну, ничего не  предвещало, никаких намеков с небес подано не было, пророки и предсказатели, если и не  молчали, то говорили вразнобой…. И тут вдруг пришло ОНО, расселось посреди истории и настоятельно требует к себе особого отношения. Разумеется,  опомнившись от неожиданности, пылкие перья современников начинают строчить запоздалые объяснение. Дескать, ОНО воз-никло, потому что часть народа на всем земном шаре, вдруг дружно пошла вправо, ибо всем осточертели исторические новации  постсовременности:  крах традиционной семьи и однополые браки;  анонимность властных структур при почти безграничном господстве финансового капитала;  повсеместная деградация производства в феноменально развитых промышленных странах и, как след-ствие, появление огромного количества ненужных людей, обладающих тем не менее и умом,  и образованием, и волей к жизни. А далее появление чего-то уж совершенно отвратительного:  перманент-ной войны с явным фундаменталистским религиозным подтекстом, терзающую доселе спокойные страны и регионы, причем войны, которой в полном смысле этого слова не видно конца и которая непонятно почему началась? Затем вместе с войнами и, как следствие их, невиданные миграции народов, устремляющихся по чьему-то анонимному зову на новые места обитания и сразу требую-щие от коренного населения права и места… И, наконец,  невиданный технологический бум, приносящий, однако, отнюдь не обновление жизни и всеобщее смягчение нравов, но какое-то  новое все-общее одичание, когда доселе здравые и неглупые люди вдруг в массовом порядке начинают ловить  виртуальных существ — покемонов на пороге музеев и храмов… И уж в качестве закуски от чрезмерности выпитого нами горького вина, которым и поныне все буквально захлебываются: небывалое со-циальное неравенство, а, значит, и озлобление людей, чувствующих себя в каком-то тупике, из которого уже нет выхода, а там до преступлений недалеко…
Ну, в общем, устали народы и вдруг дружно захотели вернуться «назад»: к спокойствию, гарантированному труду, закону, порядку, религии, твердым семейным устоям, гражданской морали и житейской добропорядочности, ну, и, конечно, нормальной, внятной и всеми уважаемой власти, охраняю-щий человека и при этом (удивительное дело!), позволяющей ему быть самим собой. Итак, вдруг в ответ на все эти вожделения неожиданно появилось ОНО, а затем мир потихоньку начал переверты-ваться. Все бы хорошо, и как бы надежда появилась на новый «порядок вещей», да только неотвязно мучит душу странный вопрос:  что же такое это ОНО?  С чем или под каким «соусом» его следует употреблять в жизни? Если это, скажем,  бессознательное (или, наоборот,  осознанное) движение масс, вдруг нашедших  своих протагонистов и выведших их на арену истории, то ведь совершенно неизвестно, как они поведут себя в реальной жизни!? Обещать, ведь не значит жениться, не так ли?  Или, быть может, перед нами Воля Божья, пасущая народы «жезлом железным»? Или это, дошедшая до  крайней степени борьба  межгосударственных элит, воплощающая  себя  в уже совершенно не-предсказуемых событиях и формах?
Осмелимся предположить, что перед нами ни то, ни другое, ни третье, хотя прямое вмешательство Провидения в исторический процесс, право же, представляется более достоверной гипотезой, чем иные, сугубо рационалистические штудии и толкования. Так что же  такое это грозное ОНО и почему ЕГО практически невозможно предсказать и исчислить, а надо научиться жить вместе с ним и приме-ряться к нему по мере необходимости? Как свидетельствуют многие внимательные исследователи Запада (к сожалению, небрежно прочитанные и перетолкованные пристрастно и избирательно), ну, тот же О. Шпенглер, например, в тот достойный всяческого сожаления исторический период, когда «великий рассудок окончательно победил великую душу», и человек, одурев от собственного всемогущества забудет об иррациональной основе истории (живой и постоянно меняющейся по Воле Бо-жьей), в пошлый и почти до безумия рационализированный мир постсовременности начнет вторгаться АНТИЧНАЯ СУДЬБА, забытая, обесславленная, но грозная и великая сила, не знающая пощады и милосердия.

И вот это-то Оно, величественное, страшное, непредсказуемое, но при этом до ужаса реальное во-шло в современный мир, угнездилось в нем и, очевидно, располагает властвовать над племенами и народами неопределенно долгое время. Многие, быть может, не согласятся с нами и закричат о фатализме, но здесь не фатализм, а именно ничто иное как «сила вещей», о которой некогда писал Л.Н. Гумилев, предстающая в разных видах, формах и проявлениях. И в самом деле: не слишком  ли много случайностей в современной жизни? И почему именно случай, то в странных, то в смешных, то в ужасных обстоятельствах нашей жизни вдруг начинает занимать непозволительно большое место в существовании современного человека?  А эти самые обстоятельства зачастую складываются так фантастически, а повлиять на них, и уж тем более укротить их мы уже никак не можем? Да и можно ли  укротить действие судьбы, если она вдруг почему-либо решила показать себя? Да и вообще тут перед нами возникает вопрос, который надо бы адресовать читателям: а есть ли рецепты укрощения этого всесильного ОНО, и каково его действие на современного человека? Что это ОНО хочет от нас и к чему призывает? Возьмем эти вопрошания за основу для будущих рефлексий и пока немножко успокоимся. Слишком уж пылкий «резонанс» получился…