Мой самый дорогой. 9, 10. 11

Эльхан
МОЙ САМЫЙ ДОРОГОЙ. 9.

Оба сына приехали ко мне под Новый год. Навезли продуктов, но занесли только после того, как я отказалась ехать к ним. Я же понимаю, порой и дочкам стареющие мамы и то не в радость, а что говорить о снохах. Лучше сидеть в своём теплом углу, чем быть кому - то не в радость.
Приехали привезли продуктов, сказали обыденные слова вроде
- Жаль... И что будете делать одна на праздник, а может передумаете и поедете к нам.
Отец всё ещё находился у них. А мне видеть его вообще не хотелось.
Мне нормально быть одной.
Я точно говорю, что 31 декабря проснулась, и вдруг пришла мысль.
- Почему я должна вот так сидеть "прокисшей капустой." Надо радоваться тому, что живу в своем доме, что продуктов хватает, что деньги есть. Всё таки пенсия приходит, да и старшенький подкидывает мне часто. Вообще он у меня очень хороший. Младший делает всё с согласия жены, а Витя он со своих подработок покупает мне вкусное и ещё дает на личные расходы. Он как - то душевно привязан ко мне. Мне очень неудобно, что так получилось у меня с их отцом. Но я меньше всего в этом деле виновата. Не знаю, как отец оправдался перед сыновьями, лично я молчала и не хотела поднимать эту тему.
Так что хочу сказать. Лежать почти сутками и переживать, ничего с этого не получишь. Пора перестать тужить. Так праздник ведь. Раньше я готовилась к нему задолго до этого числа, а тут...

Мясом завален холодильник. Все есть к холодцу. А почему бы мне не сварить то, что я обожаю. Часы показывают 5 утра. Всё успею. И селёдку под шубой и венегрет, и зелёный салат, и отварить курочку. А что, неужели я должна вот так валяться в постели. Ну нет уж. Быстро подвязала косынку и выложила мясо. Глянула, что навезли мне дети. Шампанское есть. А им никак нельзя было оставаться у нас.
У старшего, отец гостит, да и сваты должны прийти к ним. А младший должен был с женой пойти на вечеринку. У детей свой порядок.
Так что Новый год буду встречать с Дусей. Думаю, что ничего такого страшного.
Мясо, курочка готовы. Ножки разварены. Свекла картошка, морковь, яйца уже стынут на столе. Нужно только пропустить через шинковку  Так что работа шла полным ходом, когда ко мне заглянула Марфа. Забежала вся в снегу. Увидела заваленный стол. Отщипнула от курочки кусочек и пропела - Ленка, я то думала, что ты лежишь и тоскуешь одна, а ты вон готовишь царский ужин. Ну молодца!... Люблю вот таких баб. Айда к нам. Ко мне Тонька да Тамарка с мужем, посидим, выпьем, да песни под баян.
Отказала, сказав, что дети приедут ко мне.
Эдак разочарованно - Аааа, жалко. А я спецом к тебе приглашать. Ну дети это святое дело, конечно побудь с ними.
Прихватила два мандаринчика с яблочком и убежала. В городе никто не может позволить себе такое, а здесь все можно.

Ну вот, за окном потемнело. Задернула шторки. Ставни прикрыла ещё днём.
На столе всё готово. Красота. Да вот некому открыть шампанское. Я то не умею. Никогда не занималась откупориванием бутылок.
На столе три прибора. Это я к тому, что если опять прибежит Марфа, так чтобы было что сказать. А то с обидой скажет, что я обманула.
Никогда не думала, что именно в этот день увижу своего благоверного. А ведь увидела, и к тому же...
Лучше по порядку.
Скрип во дворе. Дверь распахнулась. Я то думала, что Марфе что - то нужно от меня, и потому даже не повернулась на шаги.
- Лена здравствуй. Ты кого - то ждешь.
Повернулась, ну точно Федя. Смотрит на приборы.
Как бы нужно обрадоваться, но не тут - то было. Сразу перед глазами встала Стася и он. Как они милуются.
Не нужно было вспоминать, потому что не смогла совладать со своими эмоциями.
И не моя вина. Мужики они нашкодят и не чувствуют свою вину. И, это ужасно нервирует. Толстокожие, словно гиппопотамы. Без совести и чести.
Стоит будто ничего страшного не произошло.
- Лена, так кто должен прийти.
Выложу правду все равно не поверит. Зачем говорить. Молчу. Делаю свое дело. Холодеец положила в холодильник. И вдруг почувствовала страшный голод. Ну правильно. Я же не ела с утра.

Принарядилась. Заколола волосы и накинув шубу, пошла к Марфе. А зачем?...
И, сама то толком не пойму.
Марфа с головой в праздничных приготовлениях. У неё и салат оливье, разносолы и запеченное мясо с картошкой. Как увидела меня так ложку в руки и...
- Ленка попробуй - ка все что на столе. Соли хватает или как. Мой Филя говорит, что везде недосол. Молодчина, что решилась прийти. Чего сидеть с молодежью. Пусть сами, а мы уж сами. Вот только Филе скучновато, муж Тамарки напился уже, и на боку подхрапывает. Жалко, что твоего Федьки нет.
- Почему нет?... Сидит у меня.
- Да ты что!... Вот скотина, приперся всё таки к своей жинке. И все же своя лучше, чем... Ну садись подруга. Давай тяпнем по маленькой, проводим старый год. Всё таки радостно, что Бог послал мне хорошую подругу.
Выпила, и собралась домой. А тут слышу, как она кричит своему - Филь, твой Федька дома сидит, тебя дожидается.
Ну Марфа, болтушка так скоро сообщила своему. Ну теперь вполне, вполне, что сосед заберёт моего мужа к себе на гулянку. Да и мне хорошо.
Вошла, и только сняла шубу, как следом за мной Филя. Вошел и прямо к Феде.

Видно, что соскучмлся, а мой так хмуро ему - А ты чего это пришел?... Я тебя не приглашал.
Тот опешил.
- Федь, ты чего?... Я ведь рад тебе от души. Давай собирайся и к нам. У нас все накрыто. А я испереживался, что одному придется сидеть в бабской компании...
Мой глянул на него исподлобья и буркнул - Ладно, ты иди к себе. Сейчас поговорю с женой и может быть приду.
Как только тот ушел, мой в наступление.
- Чего это вырядилась и к ним. Пока меня не было обзавелась любовником да?... А не боишься Марфы?...
Накинулась на него - Ты это что старый, совсем из ума выжил?... Я этим делом никогда не занималась. А вот теперь ты заставил призадуматься. Как только найду себе подходящего, так сразу приведу его сюда.
- Попробуй только приведи, обоих придушу. Или палкой забью до смерти.
Глянула на него, а он весь дрожит, позеленел от злости. А меня уже не остановить. Нет жалости к нему. Раскричалась словно бабка на базаре - Ненавижу тебя. И никогда не быть нам вместе. Уходи к своей Стаське. Чтобы ноги твоей не видеть здесь!
- Дура ты, неужели поверила всему. Да напридумывал я всё. Неужто думала, что Стаська мне нравилась.  Да никогда! Ты думаешь зазря что ли первый муж её бросил. Ты на Вику глянь. Она же точно в мать. Души у них копеечные. Жаднючие. Она хоть раз приносила нам хоть что то. А ведь паслась на наших харчах. Да ей и рядом с тобой не стоять, поняла!... А то что было у нас, так что же, в жизни бывает всякое. Я же мужик. Ну было. А потом понял, что ошибся. Прости. А вот Фильку убью, если ещё раз придет без приглашения.

Что делать мне в этой ситуации?... Я ведь за правду. Стала выгораживать соседа. Что он порядочный, не такой, как некоторые, которые без зазрения совести, гуляют с подругой жены.
В общем пыль до потолка. Наконец оба устали Он в кухне, а я в комнате. Но голод дает о себе знать. Пошла в кухню, вынесла холодец, да горчицу в банке. Нарезала холодца и присела за стол. А мой - то там сидит покуривает. Дым столбом.
Когда проходила мимо увидела, что щека у него дергается. Весь понурый. Похудевший. Совсем постарел. Не тот, что был несколько недель назад. Жалко стало, а позвать что - то мешает. И на мировую не хочу, а вот чего мне в тот момент надобно было, так и не запомнила.
А он видно подумал. Решился. Вошел ко мне. Увидел что я сижу за столом. Так он мне:
- Лена, если скажешь уходи, я уйду. Пойду и сдохну где - то в чистом поле. А к детям не пойду. Никому я не нужен стал.
Ни слова в ответ ему. На жалость давит сволочь! Молчу. Слышу, натягивает свою куртку. Дверь открылась и захлопнулась. Он ушел, а я все сижу.
Вижу на диване сверток. Подошла. Открыла машинально, а там духи. И открытка с надписью - Моей единственной любимой жене... И рядом написано от руки  Леночке от любящего мужа Фёдора.

Вскочила. Подумала - Ну куда же он. Раз не уехал к Стаське, значит не думал ехать к ней. Наверное бравада мужицкая перед Филей. Выбежала в тапках. Темно очень. А снег кружит. И где мне его искать. Побежала в сторону дороги. Не видать. А может пошел до Фили, а я в мокрых тапках. Хотела развернуться обратно и услышала кашель. Это  Федя. Побежала на звук, не замечая, что ноги мокрые. Вот и его одинокая фигура. Сутулый идет навстречу ветру. Окликнула. Не слышит. Побежала. Догнала и ухватилась за рукав куртки.
- Куда ты. Пошли домой. Ты же видишь, что нет ни одного транспорта. Пойдем.
Уговаривала, пока он сам не увидел, что я в одних тапках. Сам стал меня подгонять - Ленка быстрее. Наверное заболеешь. Ты чего это на босу ногу...
Всю дорогу брюзжал. Наконец дома. Сразу помыла ноги в теплой воде, насухо вытерла и натянула теплые носки.
Вот и 2300. Итак вот из года в год. Провожать и встречать с большими надеждами Наступающий Новый год.

Продолжение.   ЭльХан
МОЙ САМЫЙ ДОРОГОЙ. 10.

Мы помирились. Точнее сказать, я его простила. Поняла, что он точно пропадет без меня. И опять я повторяю, кому он нужен, если сил нет, нет пороха в пороховнице, нет былой удали. Не может зарабатывать деньги, которые так любят женщины, для которых, они важнее любви, чести, совести.
Насчет той, которая стала для нас - Яблоком раздора. Мы дружны были уже очень долгое время. Не то что я верила ей, как самой себе, нет, я об этом не задумывалась. Просто она была постоянной гостьей в нашем доме. Мы как то привыкли к ней. По сути, она  нахально навязала нам себя. Откуда мне было знать, что помимо того, что она всё свое время проводила у нас, но еще и покусилась на моего мужа. Знала бы, догадалась бы, выгнала этих чёртовых любовников из дома, но я говорю, что даже ни разу в голове такое не присело.
Действительно прав муж, что на протяжение всего времени, я ни разу не видела от неё ничего сьестного, или подарков. Бывало заскакивала с рынка попутно,  с сеткой и спрашивала - Лен тебе дать яблочко?...
Те кто сами от души, они выкладывают просто без слов, а те, которым жалко, они спрашивают. Естественно я говорила
- Нет. Не нужно.
Так что муж мой не был ослеплен любовью, он знал на что способна она. Тем не менее это не умоляет его предательства. Уж этого я никогда не забуду. Буду помнить. И когда настанет час, когда из нас он первым покинет наш свет, я вспомню его предательство и не заплачу горькими слезами.
 
Он пожил у сына. Я слышала одну поговорку - Лучше у сына под столом жить, чем у зятя за столом. Если бы мне был дан выбор, я пожелала бы жить за столом.
 Мой муж пожил у сына под столом. Это я образно. Ему, как мужчине очень было прискорбно видеть, как сын задыхается в собственном доме. Не хозяин, а придаток.
А кто в его доме хозяин  положения?... Конечно. Рулит дома жена. Она готовит, она ставит еду на стол. От неё на 90 процентов зависит погода в доме. И пусть мужчины сдвигают брови на переносицах, не соглашаясь с этим, но это  факт. Так мой всё мне рассказал.
- Лена, я всегда был не в восторге от Нади, но она оказалась хуже, чем думал. Вначале ещё приглашала меня на завтрак, обед, а после трех дней вообще перестала. Витька позовет, а она ворчит на него, что мол взрослый отец и нечего его звать. Прекрасно мол слышит, когда мы садимся за стол. Злилась, что я не выкладываю денег. Говорила, что я жадюга.  Представляешь всё ворчала на него
- Ты же говорил, что у твоего батьки полно денег, а чего не заставишь его дать нам какую то часть. Или думает, что еда нам валится с неба.
Знаешь Лена, однажды не выдержал и наорал на неё. Даже хотел уйти, но Витя дал такого леща Надьке, что та собралась и ушла к сестре. Ну и хозяйство осталось на мне. Поговорил с Витей, чтобы поехал за женой, а он мне:
- Бать, раз жадничает для тебя, значит меня считает за лоха. Я терпел, но видно это ошибка. Пусть ищет для себя другого, более покладистого. Я уже подумаю, как построить свою дальнейшую жизнь.

Я так обрадовался. Ну просто чуть было не взлетел от радости. Говорю ему
- Вить, ты наконец - то обрадовал меня. Вот таким должен быть мужик. Если не ты, то кто встанет на мою защиту.   
Наши кровати рядом. Уже зима в разгаре, а он всё делился со мной тем, как проживал все эти недели без меня. Видимо многое переосмыслил. Да и я поняла, хотя и пыжилась, что проживу одна, а это уже совсем другое. Когда остаешься одна. Какой никакой муж, а без него совсем плохо.
Жизнь наша продолжалась. У моей кошки тоже изменения. К нам во двор повадился рыжий кот. Здоровенный, пушистый. Мяукнет раз, и наша Дуся рвет и мечет, чтобы выпустила её. Котофеич однажды полез в драку, так не поверите в то, что в драку вмешалась и она, когда увидела, что её Рыжик стал сдавать позиции. Она накинулась сбоку на Котофеича с яростью разгневанной тигрицы. Видно помнила измену. И у животных это не проходит бесследно. Тот убежал стремглав. А наши стали приводить в порядок помятые бока.
Мой уж точно убедился, что для Фили я без интереса. У того, ко мне нет никаких чувств, а у меня и подавно. Всё таки я порядочная, и никогда себе не позволю ничего такого подленького, как некоторые. Марфа моя подруга и этим всё сказано.
Марфа она нисколечко не комплексовала по поводу своей полноты. Когда ложилась в трусах и в лифчике на травку, казалось, что лежит гора. Филя рядом с ней казался малышом, худеньким и зашуганным. Она, при своих чудовищных размерах нисколько не страдала отдышкой. Веселая, смешливая и говор деревенский очень притягательный, задушевный.

Ну об этом позже, а я пока вернусь к зимнему периоду, когда Федя приходил в себя от вынужденного жития у детей. Он всё не мог забыть, как прожил некоторое время у второго сына.
- Знаешь Лена, решил побывать у Вовки. Думал,  пока поживу у младшего, тем временем, Витя приведет Надю. Может быть ему неудобно показывать передо мной свою слабину.
Попросил Вовку приехать за мной. Доехал до них. А в ночь слышу, как Галка кричит Володьке:
- Надьку развел с Виктором, теперь за нас решил приняться. Раз мама выставила его за дверь, значит невмоготу с ним стало жить. Да и с мозгами у него непорядок. Давай оформляй его в Дом Престарелых. Если хочешь знать я не хочу, чтобы он жил у нас. Выбирай или отец, или я...
И знаешь что Вовка сказал ей?... Так и сказал: - Собирай вещи и уматывай из моего дома!...
Я прямо обрадовался. Моя кровь. В душе подумал - Ай да молодец!.. Вот так ей. Нарвалась на крепкий камень и расшибла себе лоб.
В общем, что не делается, оно всё к лучшему. Не ушла, и со мной стала считаться. А тут Витя за мной приехал. Я думал, что Надя дома, а оказалось, что Витя и не думал её привозить. Так и сказал мне - Батя, сама ушла, пусть сама и приходит. Никто уговаривать её вернуться и не собирается.
Пришла сама через три дня.
 
Вроде порядок какой - то наладился. Собрались все вместе поговорили, и за тобой. Хотели посидеть вместе на празднике. Я тебя тоже ждал. Купил подарок и жду. А они возвратились одни. Говорят, что ты наотрез. И прямо тоска по тебе. С тоски просто чуть не облысел. Приехал, а у тебя полный стол праздничного ужина. Ну, конечно вскипел от ревности. И тут под руку Филя. Ну а остальное сама знаешь.
Никогда муж так не откровенничал со мной. Я знала его таким, как человека полного собственного достоинства, а тут совершенно другой человек. Искренний, человечный....
И будто с души обида куда - то подевалась. Да ещё и уходил от меня такой решительный. Догнала. Вернула. И, стали жить по новой. И снова как бы стал опять самый дорогой  человек.  И хотя говорят, что
- Нельзя прощать человеческую подлость, мол она всегда преднамеренная,
и, надо с такими держать дистанцию.
Верно то верно, но порой бывают вот такие исключения.

Продолжение.   ЭльХан.
МОЙ САМЫЙ ДОРОГОЙ 11.

Эта поговорка стала для меня самой актуальной в последнее время
- НЕ СЖИГАЙ СЕБЯ, ЧТОБЫ СОГРЕТЬ ДРУГИХ.
Она для нас, тех, кто думает только о окружающих тебя родных. Но ведь и родные люди бывают такие, что лучше держаться от таких подальше.
В последнее время я стала пролистывать страницы своей жизни, чтобы понять то, что я прожила. Вспоминала, и вот так в задумчивости, пролила не одну слезу. Я вдруг с сожалением подумала о том, что прожила свою жизнь, не испытав ощутимой радости, как женщина.
Никого рядом, кто мог бы открыть глаза на правду. Верни эти годы обратно и я бы многое исправила. По крайней мере, было бы что вспомнить. И у меня есть родня, которая называется кровной.
Нас в семье трое детей. Был старший брат, затем я, а следом сестренка. Я не скажу, что мы жили душа в душу. В детстве, каждый со своими интересами. Выросли, и у каждого из нас разные дороги. Отец собрал нас всех троих детей, и сказал
- В доме, после моей кончины, хозяином всего, что мы накопили, будет Валера. А вы девочки разбегайтесь по сторонам. За мужьями, или по квартирам, как вам угодно. Он у нас был резкий. Мои родители всю свою жизнь проживали в своем доме. Так мама всегда крутилась, как белка в колесе. То кур накормить, то в огороде прополоть, то яблоки собрать и сварить повидло или варенье. А папа вечно то с лопатой, то с граблями. Не помню чтобы они когда - либо ругались. Некогда было им убивать время на не нужное. Всегда говорил то считал нужным. Так и в тот день, сказал и словно отрезал. Мы поняли, что брат наш и есть наследник.
 
Сестренка вышла замуж за помесь чукчи и русской. Она уехала с мужем на родину мужа, на Чукотку, к чукчам. На расстоянии она вдруг вспомнила, что ей не хватает меня. Стала звонить. Разговоры по телефону, и каждый такой разговор будто я побывала в каком - то другом мире. У них совершенно другие условия жизни. Она уже привыкла к такому чудовищному климату. То что она рассказывала, для меня оно будто из другого, из каменного века. Дико.
Дико слышать, что она употребляет сырую оленину. Что они обходятся без элементарного: в зиму умываются снегом. Вообще не купаются и обмазывают себя жиром. Что спят в тряпичных домах, что практически нет туалета, что испражняются на ходу, когда объезжают стада. Для меня всё это средневековье. И как такое может быть вообще. А оказывается это происходит у них на полном скаку, я имею ввиду справляют нужду. Для нас дико слышать что и в настоящее время в Америке индусы так же проделывали это самое, прямо по гладким дорогам цевильной Америки и Европы прямо на ходу своего транспорта. Сделав небольшое отверстие в днище пикапа или микроавтобуса.  Ну понятно на севере нельзя останавливаться. Там безлюдные места и в зиму рыщют волки, которые стаей разрывают на куски любого, кто зазевается. А у индусов оказыватся тоже причина, а это нельзя чтобы видели, что в машине есть люди, и машина не предназначена возить кучу людей.
Так сестренка рассказывала такие страхи, как...

Однажды, она с мужем сами попали в подобную ситуацию и она лично сама отбивалась на ходу длинной палкой, от стаи голодных волков.
Так и рассказывала - Вожак уже настиг нас. Остался рывок и всё. Муж даже не стегал собак. Они сами чувствовали опасность, и потому на всех скоростях. А этот волчара огромный и смотрит, ну просто зомбирует взглядом - Не уйдете!...
Откудв сила не знаю. Палкой словно силач со всего маху ткнула по морде вожака. Тот кубарем в сторону. Можно сказать благодаря мне остались живы.
Ужас!Ей есть на старости что вспомнить. А мне?...
Она всякий раз звала к себе. Я отказывалась со смехом. А если бы вернуть обратно те года, полетела бы я к ней?...
Может быть, если бы не природная осторожность. Я бы рискнула и жизнь моя сложилась бы более лучше.
К брату ездила только на похороны родителей. После этого ни разу не навещала. А когда долго не видишь, то и родственные связи улетучиваются. Даже тогда когда пришло известие, что брату очень плохо после операции, послала деньги, а сама не поехала. А чего ехать, коли чувствуешь, что не в радость его жене.
От сестренки никаких известий. Писала на почту. Подряд несколько писем, но ничего в ответ. Последнее письмо с этого дома. Коротенькое письмецо - Мол переехала, и, теперь проживаю по этому адресу. Живу одна. Если есть желание приезжай. Буду ждать.

На всякий случай написала номера телефонов, свой и сына.
Но это я написала в то самое время, когда муж жил у сына.
Ведь скукота одолевала.
Когда старость просиживает на пороге, тогда воспринимаешь жизнь с другой точки. Видела, помнила, что муж сдал свои позиции. И это очень страшно. Это чувство  словами не описать
Я всегда вспоминала слова бабушки - В старости нужно одеваться всегда чистенько  и кушать хорошо. И чтобы иметь всегда свою собственную крышу.
Эти слова я запомнила на всю жизнь. А другое, это то, что надо беречь свой дом от других женщин, это я не учла. Ведь мы были молоды, доверчивы.
И слова подруги - Лен, завидую я тебе. С твоим очень интересно время проводить...
Ведь это было правдой, а я...
Соображение есть у меня. Понимала, что то, что случилось у нас, а это отчуждение, в этом моя вина. Что с него взять. Он уже становится, как малое дитя. Больные люди, они, как малые дети, кто больше внимания им, к тем и тянется их душа. Стася показалась ему роднее, чем я. Я не боролась за мужа. Я всё взвалила на его совесть.
А тут, в частных домах всё таки с соседями ближе. Поболтаешь о ерунде и на душе ляжет такое тепло, что душа в радости пребывает. Вспомнила Стасю, все таки обида на неё. Подруга называется...

Вспомнились и слова Марфы - Лен, я бы на твоем месте разрешила ему общаться с этой Стасей. А когда у них наметится свидание, выкинула бы его одёжу за ворота и всё. Если уж мстить так наверняка. А так - то всегда найдет отмазку.
А что я сделала?...
Я как бы простила и теперь проживаю с ним в согласии. И правильно. Думаю, что всё правильно было сделано в моём случае. Ведь не бывает так, чтобы все было плохо. И у меня появилась радость. Моя сестренка дозвонилась к сыну. Она ехала ко мне навсегда. И такая радость у меня в душе, что и не рассказать. Знала, и то, что она осталась одна на старости и не знала куда податься. На Севере жить без мужика смерти подобно. А детей своих не нарожали. И куда ей деваться. Хорошо, что додумалась зайти на почту, и ей на руки ворох писем от меня.
Федя видя, как я рада, тоже не против того, что едет к нам его свояченица.
Гляжу приободрился.
 
Продолжение.   ЭльХан.