Философские вопросы. Новое. Часть 15

Татьяна Химич
1. Существует ли Бог?

Святой царь и пророк Давид (предок Девы Марии и Христа) написал: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Перевод: «Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога». Они развратились и гнусны стали в делах: нет творящего добро». (Псалтирь. Псалом 13:1-2).
Бог не может не существовать! Это не только вопрос веры: бытие и помощь Божия засвидетельствованы миллиардами людей с самого становления человечества. Но бытие Божие – и предмет научно обоснованный: генетики, биологи, физики-теоретики, врачи и другие – все они утверждают, что человек и мир, да и любой организм, даже клетка, настолько сложно устроены, что без Высшего Разума не могут существовать и не возникли бы никогда.
Макс Планк – отец современной физики, сформулировавший квантовую теорию – писал: «Я изучал атом и могу сказать: не бывает материи самой по себе! Вся материя возникла и существует только благодаря силе, которая приводит в движение частицы и удерживает их в виде мельчайшей солнечной системы – атома. Но так как во всей вселенной нет ни разумной, ни вечной энергии, то нам следует предположить, что за этой энергией стоит Дух, обладающий разумом и самосознанием. Этот Дух есть первопричина всей материи!»

Чарльз Дарвин, Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Луи Пастер, Николай Коперник, Блез Паскаль, Артур Шавлов, Роберт Милликен, Иоганн Кеплер, Фрэнсис Бэкон, Майкл Фарадей, Джеймс Максвелл, Готфрид Лейбниц, Джозеф Томсон, Эрвин Шрёдингер – основоположники современной науки – пришли к выводу, что Бог есть.

2. Бог один или их несколько?

Бог один – Пресвятая Троица. «Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная» (Формулировка догмата о Пресвятой Троице). Так Он Сам Себя открыл людям.
Богов не может быть несколько – иначе у них появится иерархия в зависимости от свойств (наличия свойств или их степени развития). Если боги все обладают совершенно одинаковыми свойствами, не отличимыми друг от друга ни в чём – они одно целое – Один Единый Бог. Если же имеется некая иерархия, значит, есть и Главный, поэтому остальные не могут называться Богом по определению. Бог – Совершенный Абсолют, объемлющий всё, вездесущий, и Он такой может быть только Единственный.

3. Если из живого человека сделать биоробота, заменив его органы на искусственные, а конечности – на совершенные протезы, управляемые чипом в мозге – останется ли он человеком?

Человек по своей природе – существо двухсоставное: материальное (тело) и духовное (душа и дух), созданное по образу и подобию Бога, обладающее бессмертной душой. Манипуляции над телом не лишают человека его природы и образа творения, а также бессмертной души. Биоробот – это человек.

4. Биоробот – это тот же человек, что и был до всех манипуляций с ним?

Биоробот – тот же самый предшествовавший человек (ведь душа уникальна и не исчезает), но он может быть уже другой личностью вследствие воздействия на него чипа и в результате перемен. Личности свойственно изменяться со временем (иногда до неузнаваемости). Она либо развивается и обретает своё подлинное «я» в Боге либо деградирует и может стать даже своим собственным антагонистом.

5. Существует ли истинный, подлинный идеал?

Совершенен во всей полноте только один Бог, поэтому Он и является истинным Идеалом для всех.

6. Можно ли достичь идеала?

К Идеалу можно только бесконечно приближаться, но никогда не достичь Его. Достичь Идеала значит стать Идеалом – стать Богом.

7. В чём смысл жизни животных? Одинаков ли смысл жизни животного и человека?

«Таким образом, цель, поставленная перед тварью, состоит в обожении, в приобщении всего творения к Божественной славе, к блаженству Божества. А путь или средство к обожению – в прославлении Бога благочестивой жизнью. К этому призывает Апостол: «Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах и в душах ваших, которые суть Божии» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 6:20). «Итак, едите ли, пьёте ли или (иное) что делаете, всё делайте в славу Божию» (Библия. Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла 10:31)» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 172)

«Если неодушевлённые и неразумные творения постоянно, хотя и бессознательно, служат орудиями откровения беспредельного величия и Благости Божией, неумолкаемо провозглашая Божественную Славу…, то разумные существа призваны славословить Бога свободно и сознательно и тем самым восходить к единению с Ним. Митрополит Филарет (Дроздов) говорит, что человек поставлен священником и пророком по отношению к твари, он призван возглавить величественный хор земных существ, славословящих Творца.» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 172)

8. Есть ли что-то объективное в этом мире или всё субъективно?

Объективно – то, что истинно и существует независимо от человека. Над людьми и всеми сущими есть Бог-Истина, только в Нём обретается объективность.

9. Зачем нужно учиться?

Учиться нужно всю жизнь, чтобы отличать правду от неправды, прокормить себя и свою семью и служить Богу и людям своими знаниями, навыками и трудом.



«Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32)