Обитаемый остров 2008-2009

Хельге Янссен
Хотели как лучше…

Статья ориентирована на любителей и ценителей творчества Аркадия и Бориса Стругацких. Если Вы к ним «не очень», или «вовсе не…» — все равно заходите и чувствуйте себя как дома! :)

Попыток снять «по Стругацким» было немало. Старая, немного скучная кинолента по повести «Отель «У погибшего альпиниста»». Дальше пошло хужее (( «Трудно быть богом»’ 1989 — нелепое барахло,  версия 2013 Германа — отвратительный тухлый навоз. «Чародеи» — не по мотивам, только по именам отдельных персонажей «Понедельника…» Были еще «Гадкие лебеди», но сильно странноватые. «Сталкер»… да-а-а, «Сталкер» Тарковского — отдельная и очень грустная тема!..

Есть еще фильмы других стран, есть фильмы (и даже один телеспектакль), незаметно канувшие не пойми куда. Есть фильмы по сценариям в сотрудничестве со Стругацкими (например, «Письма мертвого человека»). Оставим эти «диковинки»  в сторонке… (честно говоря, трудно себе представить, как можно поставить «Малыша» на театральной сцене!)

«Обитаемый остров» — пока единственная серьезная отечественная попытка достойно отразить наследие Стругацких в кинематографе. Вряд ли кто-то будет спорить, что попытка была действительно серьезной. Но, как говорится, «что-то пошло не так»…
В целом, вышел парадокс! Для тех, кто не читал книгу, фильм получился «недо-голливудский», но приемлемо зрелищный. А вот по смыслу, по логике событий, по «живости» киноперсонажей — какой-то ощутимо «недоделанный» и неуклюжий, словно сшитый неровно, наспех и кое-как. А те, кто читал книгу (тем более, любят ее!) — точно по Жванецкому «…жутко ругаются и матерно кроют Голливуд!..»

Что любопытно! Во многом аналогичная история — фильм «Война и мир» Бондарчука-старшего. Сработали гены? Семейное «переселение душ»?

Вернемся на «Остров» — так в чем же «спотыкач»? Прямо на виду — актеры и роли. Уж сколько об этом было сказано! Но добавим и свои «пять копеек». Можно любить Стругацких, можно не любить, но трудно оспорить мнение — в их зрелых произведениях «…ни слова  вставить, ни слова убрать». Чуть измени — все «поедет»… Другая сторона таланта этих писателей — очень «живые», отчетливо «зримые» герои. Каждой чертой характера, каждым поступком, практически каждым словом и проявлением эмоций — все они органичные, неотделимые части всего произведения. Как слова в стихотворной строке… как ноты в мелодии…

Главные, яркие, значимые герои фильма «Обитаемый остров» — из них «в ноту» только единицы. Другие — не всегда и не очень, многие — даже «не в ту октаву»! Вот сразу же все и «поехало», и «выстроиться» толком уже не смогло… Дело даже не в уровне актерского мастерства, просто большинство важных «нот» игралось не ТЕМИ «инструментами». Откровенно плохие там тоже были — но были и хорошие, и даже отличные… но не те… Гармаш (Зеф), Евланов (ротмистр Чачу), сам Бондарчук (Прокурор) — совершенное «не то»! И вообще невозможно себе представить, кого мог бы сыграть в этом фильме Куценко. Но точно не Вепря Тика Феску! Это даже «не та октава», это — как детская погремушка в хард-роке…

Вот к «главной барышне» претензий нет, она и в книге — в основном «для красоты», для некоторых личных мотиваций, и вообще, для правильного гендерного воспитания молодежи. Весьма «в ноту» Серебряков (Странник), но его «партию» во многих эпизодах кто-то сильно придушил и «урезал», а в других — слишком растянул и заставил непомерно «наддать»... Финальный рукопашный поединок — ну жутко «перетянут» эмоционально и по времени! И почему-то в игре актеров — постоянно ощущение какой-то спешки, цейтнота…

Но основная, глубинная причина «прорухи» представляется более серьезной. Слишком увлеклись прокачкой «зрелищности»! Лишние декорации, костюмы, предметы… лишние спецэффекты, лишняя техника, даже — целые лишние сцены. Слишком много потрачено сил, времени и средств на явно лишнее, проходное, незначительное. Наверное, хотелось «не хужее Голливуду…»

К сожалению, в канву фильма не попало слишком много необходимого для «гладкости понимания». Например, общая предыстория и причины некоторых важных событий. А заодно — внятная подача многих ключевых моментов. Например, открытие Прокурором очень важного факта — на Максима не действует излучение башен. Если этого не знать из книги, не сразу сообразишь, отчего Прокурор вдруг так всполошился!..

Конечно, «Остров» невозможно экранизировать «слово в слово», в нем много достаточно длинных мест, которые несложно прочитать глазами, но сложно воспринять на слух. Однако ж, создатели фильма «17 мгновений весны» умудрились как-то «вшить» исторические справки и пояснения — местами весьма пространные. И ничего, и получилось хорошо — солидно, связно, ничуть не утомительно.

По большому счету, 100-процентная экранизация любой большой книги — это все-таки «перебор» и слишком жесткие «рамки» для творчества сценаристов и режиссеров. Но с сожалению, в кино-«Острове» отсутствует многое «неигровое» из книги — жизненно-необходимое, связующее, определяющее характеры, события, эмоции. Тут Россия — здесь всегда важно «Почему?», здесь все и всегда в первую очередь из души и для души. Но… не хватило сил, они были излишне потрачены на «экшены» и «бижутерию». Сил не хватило и на то, чтобы верно определить и «направить» актерский состав. Как неизбежное следствие — «мелодия» фильма регулярно «спотыкается», «фальшивит» и «зависает» (( Вроде бы и несильно,.. но это «ловится» подсознательно даже теми, кто не читал…