Золотая лихорадка еврейского портного

Теодор Буки 2
В Баварии, германской земле откуда исходят в вечность стремительные БМВ, есть городишко Буттенхайм. Именно здесь седьмым ребенком по счету в бедной семье эмигранта из Западной Украины Штрауса в 1829 году появился на свет Лейба.
Штраусы имели маленькую лавку по продаже галантереи, а теперь их дом и эта лавочка в нем гордо называются музеем «Джинсы и их культ».

Еврейский музей в Берлине на почетном месте представляет экспозицию – не самые первые, но достаточно древние штаны под названием «Ливайс  Levi’s». Располагаются штаны-музейный экспонат в нескольких шагах от витрины, посвященной Теории относительности….

Кто скажет, что больше свидетельствует о достижениях еврейского народа, штаны Лейбы Штрауса или теория относительности Альберта Эйнштейна?...

В 1847 г. вместе с матерью, братьями и сёстрами Лейба Штраус эмигрировал в Америку, где приобрёл более «благозвучное» для говорящих на ином, чем идиш языке, имя – Ливай Страус.

Приехав в Новый Свет, молодой энергичный парень безуспешно перебрал много торговых профессий. В Нью-Йорке немного разбогател, а попросту - с голоду не умер.
Когда Калифорнию охватила золотая лихорадка, юный Лейба с первыми золотодобытчиками переезжает в Сан-Франциско (1853 г.). Находит для себя бизнес – торговля тканями для палаток старателей, затем - и пошив палаток. Дохода было мало и уже почти без куска хлеба оказался, … а тут удивительный случай, который перевернул….

Как часто такие случаи «появляются» у других, почему у нас нет ничего подобного? Может быть, это и не случай никакой, а совсем даже закономерность, как в той поговорке «Дело не в бобине, а в том, кто сидел в кабине?...»

Как-то раз услышал Лейба разговор шахтеров, что нет в Америке хороших штанов для грубой работы, в Европу за ними ехать, что ли?

А если шить робу из «чертовой кожи» - палаточной ткани, подумал Лейба. В таких штанах только в земле и ковыряться – долго не потрутся. Пошил для пробы первую маленькую партию товара под названием «комбинезон без верха waist overall»
 по цене 22 цента за штуку.

За первую партию комбинезонов Леви получает от старателей золотого песка на 6 долларов. Вот и наступил кризис лихорадки у одного отдельно взятого американца – температура у Лейбы-старателя пошла на убыль. Он обзавелся всем антуражем, который имелся у приличных деловых людей в то время.

Однако не сразу и он сам, и окружающие стали считать его преуспевающим бизнесменом. В 1853 году он еще «приторговывал» всяким товаром «dry goods» и подумывал о семейном галантерейном бизнесе. На вопрос налогового инспектора, чем он занимается, Ливай откровенно признался: точно не могу сказать – то ли шью палатки, то ли штаны для работы шахтерам. «Уже все старатели построили себе крепкие хижины и имеют крышу над головой, а у тебя, видно, не всё в порядке с головой, если ты шьешь ненужные вещи. Вот штаны – другое дело…», - посоветовал хороший налоговый инспектор, который сам хотел иметь в своем гардеробе что-нибудь «крепкое и нервущееся» для работы в выходные дни.

В январе 1853 года Лейба стал американцем по паспорту, в марте – он в Сан-Франциско
начинает свою предпринимательскую деятельность, в 1863 году он регистрирует бизнес под названием “Levi Strauss & Co.”, в 1866 году на улице Батареи  (Battery Street), 14-16 появляется его главная контора.

Ливай с шиком обустраивает свою контору – газовые канделябры, лифты для подъема людей и грузов, в общем, всё, что надо, чтобы люди увидели – удачливый и богатый предприниматель этот Лейба.  Иона Штраус (его брат) в Нью-Йорке уже не торгует в развес, а является восточным представителем “Levi Strauss & Co.”

Тридцатилетний бизнесмен также известен в Сан-Франциско как активный спонсор еврейского сообщества, регулярно посещает первую синагогу (Храм Эману-Эль), построенную в Сан-Франциско с его помощью, он награжден золотой медалью. При этом он настаивает, чтобы все сотрудники  фирмы звали его Ливай, а не мистер Страус.

Ливай с 1877 года является членом правления Торговой палаты Сан-Франциско и директором банка Невада, директором страховой компании Liverpool, London and Globe Insurance. С 1875 года с двумя компаньонами он выкупает у миллионера Уильяма Ралстона ткацкие фабрики  Mission and Pacific Woolen Mills. С этого времени он уже почти не использует французский "serge de Nimes" и итальянский "Genes", а шьёт штаны из своего собственного, сотканного в Америке денима. Ливай Страус вкладывает миллионы в благотворительные (в основном еврейские) организации и является почетным членом Hebrew Board of Relief. В 1897 году он учреждает фонд для 12 стипендий в Университете Калифорнии в Беркли (в биографии Лейбы Штрауса нет ни одной строчки о его среднем и, тем более, высшем образовании, не было таковых, как говорят англичане,
whatsoever).

А что касается штанов Лейбы, то им просто повезло, этим штанам, что за дело их создания взялся этот человек. Не было бы Лейбы не было бы у нас у всех, у всего мира, у ВСЕГО ПРОГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА штанов этих,… а не было бы штанов, так Лейба всё равно без всемирного признания не остался бы. Придумал бы что-нибудь себе для бессмертия.

Я так думаю….

Сегодня существует немало фирм, выпускающих джинсы. Появившись в середине девятнадцатого века, как спецодежда золотоискателей, затем в 20-ом веке - ковбоев (Генри Дейвид Ли, джинсы «Lee» в 1928 г.), к сегодняшнему дню удобные и практичные джинсы завоевали весь мир, став частью высокой моды. Джинсовая одежда сейчас, пожалуй, самая популярная и демократичная. Ей одинаково отдают предпочтение во всем мире мужчины и женщины, дети и пожилые люди, бродяги и миллионеры.

«Одежда пролетариев», в которых «строилась вся Америка», была создана бедным иммигрантом, ярким представителем «гонимого народа».
Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был «выпущен» в свет также представителями того же народа, но как-то быстро (по сравнению с вечностью) обнаружили эти самые пролетарии невозможность «соединения» без маленькой детали в одежде….
 
Если бы слоган этот чуточку видоизменить, то… тогда бы нас, пролетариев ли, селян ли, миллионщиков ли, профессоров, студентов и тупых доцентов НЕ РАЗЛЕЙ ВОДА: «Джинсы всех стран, соединяйтесь!».