Мой старый новый год

Назокат Холова
                МОЙ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД

     Этот загадочный  праздник Старый Новый год в каждой семье воспринимается по-разному: кто-то знает о нем с детства, кто-то узнаёт в сознательном возрасте.  Сегодня  этот праздник стал очень популярным, а в некоторых семьях, особенно со старообрядческими традициями, считают, что  Новый год по старому  стилю  встречают, как Новый Новый год.
 
     Когда я работала продавцом в нашей лавочке, которую мы с мужем открыли  осенью 2005 года, где мы торговали детским питанием и игрушками, то была удивлена одним интересным фактом о встрече Старого Нового года.   После Нового года у нас остались нераспроданными ёлочные украшения и мишура. Убрать с витрины их у меня не поднималась рука, я думала «Пусть ещё полежат. С ними палатка выглядит красивее». И вдруг стали приходить люди и покупать эти украшения. Я не выдержала и сказала: «А я хотела их убирать уже с витрины». Женщина очень серьезно посмотрела на меня и сказала: «С 13 на 14 Новый год по старому стилю!» и потом добавила: «И неизвестно - какой главней!»
 
                …………………………

     В нашей семье Новый год по старому стилю или Старый Новый год  отмечали всегда. Не знаю, откуда  эта традиция пришла в нашу семью, думаю, что от моей прабабушки, бабы Мили.  Она родилась 16 сентября  1901 года и шестнадцать лет   прожила по календарю старого стиля, по которому жила вся Российская империя. Её отец Кицман Христофор Христофорович  был офицером царской армии, немец по происхождению, служил в крепости Кушка. Но потом вернулся в Самарскую губернию, откуда был родом,  построил сначала дом, а потом хутор с водяной мельницей  и занялся сельским хозяйством. В их семье, по рассказам моей прабабушки, Рождество и Новый год были очень любимыми праздниками. Для детей, а их в семье было пять человек, в большом зале  наряжали высокую ёлку, устраивали домашние музыкальные представления. Все дети умели играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Моя прабабушка играла на мандолине. А под ёлкой дети находили подарки, о которых мечтали.

        В  1918 году, согласно Декрету СНК РСФСР  от 24 января  Россия перешла на новый стиль (западноевропейский календарь указано в Декрете), и периода с 1 по 13 февраля 1918 года не было в истории нашей страны.  После 31 января сразу наступило 14 февраля 2018. Вот так и появилось два Новых года – по новому и по старому стилю.  Но об этом я узнала гораздо позже.

     В детстве, лет до семи, пока я не пошла в школу, я думала, что праздник  Старый Новый год   придумали мои родители, чтобы спокойно в кругу семьи отметить праздник. Мои родители Татьяна и Курбан Холовы – артисты балета и  Новый год я встречала очень часто без них, вместе с бабушкой, дедушкой и прабабушкой. Иногда  с ними, но как-то не очень празднично, потому что 1 января были детские утренние спектакли.  А 14 января все праздничные спектакли и концерты позади, школьные каникулы, когда было по 3 спектакля в день, так называемые «Ёлки» закончились можно и с семьёй  праздник отметить. А так как прошло уже две недели, то естественно этот Новый год уже  становился старым.

    Мои детские выводы о том, что Старый Новый год – придумка моих родителей подтверждались тем, что никто из моих подруг никогда не отмечал этот праздник с непонятным названием и даже не слышал о нём.

     С выходом на телевизионные экраны фильма «Старый Новый год» мои детские фантазии исчезли. Оказалось, что этот праздник бывает и в других семьях. Проблематику всего фильма я тогда не поняла, но актрису Елену Ханаеву, которая играла интеллигентную тёщу, я запомнила. На фразу героя, которого играл Александр Калягин: «Каждый сверчок - знай свой шесток» она так проникновенно, трогательно и с огромной обидой сказала: «Я – сверчок?», что запала в мою детскую душу. И когда  потом в других фильмах я видела эту прекрасную актрису, я всегда вспоминала «Я – сверчок?»

                ………………………………………..

     Старый Новый год в нашей семье праздновался всегда, где бы ни были мы, а попутешествовать нам пришлось много. Мы встречали Старый Новый год, кроме Душанбе, также   в пос. Лесные поляны,  в г. Калининград (теперь Королёв)  Московской области, в Москве, в селе Спас Ярославской области, в Каире. Если по каким-то причинам мы были в разных городах, то обязательно по телефону или открыткой поздравляли друг друга.

      Но один Старый Новый год я помню в мельчайших подробностях до сих пор, спустя четверть века…

       Это случилось в 1995 году. Мы снимали тогда две квартиры в пос. Лесные поляны. В однокомнатной жили родители, а в старом, деревянном, двухэтажном доме, на втором этаже  в двухкомнатной квартире – моя бабушка, отец Марата, маленький Марат и я.
 
         Отец моего сына 12 января поехал за лекарствами для сына Марата, которые мы заказали заранее, и пропал. 13 января родители пришли к нам и мы, все были под впечатлением пропажи Ильдара. Мы не знали, куда он пропал, но у меня были дурные предчувствия. И я не ошиблась.  Он пришел, пришел не один,  только 14 января
в Старый Новый год за вещами, с тех пор ни я, ни мой сын больше его не видели. Но это уже другая история…

                ………………………………….

     А в нашей душанбинской квартире на улице Шота Руставели ёлка всегда стояла наряженной до конца января. Потому что в конце января 1974 года у меня родилась младшая сестренка и родители решили продлить новогодний праздник до  дня её  рождения.
                Январь 2021, Москва

           PS     Коллаж для иллюстрации этой миниатюры я  сделала из фотографий с изображением таких же старых игрушек, которые когда-то  висели на нашей душанбинской елке.