Эдуард Мане и Берта Моризо

Алина Алексеева-Маркезин
 
  Мир искусства - особый мир, в котором чувства обострены, эмоции хлещут через край, а человек часто оказывается перед выбором, он которого зависит не только его судьба, но и его творческая карьера.

     Это история настоящего, долгого, страстного романа Эдуара Мане и Берты Моризо, которые  не могли быть вместе, связанные обязательствами, моральными принципами и личными убеждениями.

 Первая встреча Эдуара Мане и Берты Моризо состоялась в Лувре в 1868 году. Художник Анри Фантен-Латур познакомил сестер Моризо, Эдму и Берту, с кумиром всех молодых живописцев, этим скандальным и гениальным Мане, о котором говорил весь Париж после «Завтрака на траве» и «Олимпии». Берте 27 лет и она совсем не спешит обзавестись семьей, вызывая нешуточное волнение матери своим свободомыслием и отказывая многочисленным ухажерам. А Мане уже давно женат и воспитывает ребенка.

      Мыслила талантливая девушка совсем не по меркам своего времени. На опыте родной сестры Эдмы, она поняла, что не хочет жертвовать своим талантом ради семейного очага. Берта представить не могла жизнь без живописи. Этими трезвыми взглядами и рассуждениями она и отличалась от других дам того времени. Мужчины чувствовали ее свободолюбие и это, без сомнения, привлекало их внимание. Умна, красива, талантлива, благоразумна... Что же до Эдуарда, он любил женщин, их улыбки, внимание, интрижки и далек от образа примерного семьянина. Его биография полна тайн и недосказанности.

     Увидев Берту в Лувре, Мане сразу же понял, кто станет моделью для его новой картины. Совсем недавно он задумал написать групповой портрет, взяв за основу «Махи на балконе» Гойи, но одна из героинь никак не находилась. Он сразу предлагает Берте позировать.

  Моризо не могла отказать лучшему художнику современности — каждый день сеансы, каждый день находиться в его мастерской, видеть еще незаконченные наброски, понять, наконец, в чем секрет его потрясающей живописи. Она будет приходить сюда, конечно же, с матерью.

    Мане наслаждался своей натурщицей. Он писал ее с таким запалом и желанием, что не мог остановиться. После появления картины «Балкон» на выставке поползли слухи. Эдуард рисует и рисует свою новую музу. Он видит в ней не только красивую натуру, но еще и талантливую художницу.

    Образованная и умная, чаще молчаливая и сдержанная, слишком независимая и талантливая, Берта знает цену собственному стилю и индивидуальности. На ее живопись уже трудно оказать прямое влияние — и Мане просто освобождает ее от сомнений и направляет в поисках.

       Лучшие художники того времени общались друг с другом, собираясь и споря о будущем искусства. Их общество называли «банда Мане». И Берта Моризо была первой и последней женщиной, которая стала членом этого мужского клуба. Она выходила с ними на пленэры и принимала эту компанию в родительском доме. Это было плодовитое время для всех художников. Но приходит война и все меняется.


  Художники перестают творить. Приходит время всеобщей депрессии. На горизонте появляется будущий муж художницы, брат Эдуарда - Эжен Мане. Перед Бертой встает один из главных выборов в ее жизни. Эдуард был безумно талантлив и знаменит. Конечно, они нравились друг другу. Огромная пропасть между их видением жизни и положением в обществе не давала развиться чему-то большему, кроме дружбы.

        Берта была благоразумной женщиной. Она не пожертвовала бы счастьем и положением ради эмоциональной интрижки. А Эдуард не был готов отдаться в любви к кому-то настолько сильно, чтобы осчастливить женщину мечты. Они были слеплены из разного теста, и вместе им быть не было предрешено.

    Молчаливая дружба, напоминающая влюбленность, Эдуарда заканчивается. Художник ставит последнюю точку, отправляя Берте «Букет фиалок». Веер, букет и письмо с именем Берты – вот и все, что оставляет ей мэтр. Он был обижен и отвергнут, но нельзя придумать более изысканного прощания, чем это.

    Выбрав личное счастье и реализацию, в 33 года Берта Моризо останавливает свой выбор на том, кто сможет ей все это подарить. Эдуард создает последний портрет музы – на руке художницы кольцо, она отстранена и холодна, она – жена Эжена и больше ему не место здесь.

      Эжен Мане безумно любил свою жену. Он носил за ней краски и мольберт и был главным поклонником Моризо. Нельзя представить более выгодной партии для Берты. И этим выбором она подтвердила, что ум, благоразумие и правильные поступки делают женщину самодостаточной и счастливой. Кто знает, как сложилась бы судьба художницы, если бы не ее терпеливость, уверенность в собственном таланте и помощь любящего супруга.