Успех ночных истребителей в небе Смоленска

Олег Каминский
    Сразу после начала крупномасштабной наступательной операции «Багратион» советских войск немецкому командованию стало ясно, что удержать Белорусь им уже не удастся. Однако, чтобы хоть как-то задержать наступление русских и воспрепятствовать сосредоточению их войск, немцы предприняли массированные ночные бомбардировки некоторых важных железнодорожных узлов и станций на Белорусском направлении.

     И вот, в ночь с 27 на 28 июня 1944 года немецкая авиация произвела массированный налет на Смоленск – главный  железнодорожный узел и транспортную артерию, через который в сутки проходило до 100 эшелонов с грузами и пополнением для фронта. В налете участвовало, по одним данным 126, по другим данным – 143 бомбардировщика Хе-111 из KG.53, KG.55 и других эскадр Люфтваффе. Бомбежка длилась 1,5 часа, было сброшено около 450 бомб (по 250 и 500 кг), которыми были разрушены здание железнодорожного вокзала, жилые дома на Шклянной горе и улице Бакунина, а также погибло 47 человек, в основном мирных жителей.

     При отражении налета советские ночные истребители, с помощью радиолокационной станции «Редут», добились впечатляющего успеха.

     Так, лётчики четырехпушечных «Харрикейнов» 959-го истребительного авиационного полка, базирующегося на аэродроме Смоленск, совершили 10 боевых вылетов, в 12 воздушных боях сбили 7 и подбили 2 немецких самолета.

     Один Хе-111 в 01.28 возле деревни Денисово в 15 км юго-западнее Смоленска сбил капитан М. М. Горлов, один Хе-111 в 01.30 недалеко от станции Лелеквинская уничтожил младший лейтенант В. А. Чудин (из немецкого экипажа 3 лётчика погибли, 1 был пленен).

     Сбитый в 01.40 младшим лейтенантом И. А. Пашковым Хе-111 упал в 1 км юго-восточнее деревни Ломакино. При этом, 1 немец погиб, 1 был ранен и взят в плен, а 2 лётчикам удалось скрыться.

     Один Хе-111 сбил в районе деревни Демидовка в 14 км западнее Смоленска лейтенант Г. И. Пулов, по одному Хе-111 сбили также младший лейтенант В. И. Бугрин, старший лейтенант Ф. К. Лосев, лейтенант П. В. Мальцев.

     С аэродромов Микулино, Шаталово и Смоленск были подняты в воздух также 13 самолетов Як-7б из состава 960-го истребительного авиационного полка. Пилоты «Яков» провели 14 боев, сбили тоже 7 и подбили 4 бомбардировщика.

     Причем, в отличие от лётчиков 959-го полка, сбивавших только «Хейнкелей», пилоты 960-го полка заявили, что вели бои исключительно с «Юнкерсами». Кроме того, по данным наградных документов, список побед оказался даже больше заявленного.

     Первым из летчиков полка отличился в эту ночь лейтенант П. Д. Медведев – после 00.50 он сбил один Ю-88 южнее района Витебск – Орша.

     Затем в 01.15 по одному Ю-88 сбили в районе Смоленска старший лейтенант Н. К. Желтов и младший лейтенант В. В. Печенкин.

     Один Ю-88 в районе Красный сбил в 01.20 младший лейтенант А. М. Филатов.

     Через пять минут младший лейтенант Н. В. Сушилин уничтожил Ю-88, который упал в 5 км севернее аэродрома Смоленск, при этом погибли 3 немецких лётчика.

     Младший лейтенант П. Ф. Чупятов в 01.29 сбил Ю-88 в районе Катынь – Гусино.

     По одному Ю-88 сбили младший лейтенант М. И. Матвеев (в 01.30 возле деревни Волково) и младший лейтенант Н. Т. Четвергов (в 01.40 в 15 км южнее Смоленска).

     Сбитый в 01.45 младшим лейтенантом Н. С. Горским Ю-88 упал в районе станции Лелеквинская, 3 немецких лётчика погибли.

     Последнюю победу лётчиков 960-го полка в эту ночь одержал в 02.25 младший лейтенант В. Н. Губанов, сбивший Ю-88 возле Сырокоренье.

     Действительно, в ту ночь немцы понесли чувствительные потери. Известно, по крайней мере, о потере двух бомбардировщиков Хе-111: из налета не вернулись экипажи лейтенанта Вильгельма Валькера из I./KG.53 и обер-фельдфебеля Матиаса Ваннера из II./KG.55. Судя по всему, ещё несколько немецких самолётов было серьёзно повреждено. А вот «Сталинские соколы» потерь не имели.

     Однако самым главным было другое: несмотря на массированный удар по узлу, немцам не удалось вывести его из строя – были разрушены всего 17 вагонов, а основная масса эшелонов и грузов не пострадали. Снизить поток грузов для фронта врагу не удалось и в этом – большая заслуга наших отважных лётчиков-ночников.