14. 6 Пояснения к энеаграмме

Лариса Болотова
                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского,

слова Г.И. Гурджиева:

(стр.361) «Полная конструкция этого символа, которая связывает его с полным выражением закона октав, более сложна, чем указанная ... Но даже и данная конструкция раскрывает знания сущности какой-либо вещи, рассматриваемой самостоятельно».

                Символ энеаграммы

(стр.359) «Круг разделён на девять равных частей; шесть точек соединены фигурой, которая симметрична по отношению к диаметру проходящему через наивысшую точку деления окружности. Далее, наивысшей точкой разделения является вершина равностороннего треугольника, соединяющего те точки деления, которые не входят в конструкцию первоначальной сложной фигуры».

                Самая высшая точка деления круга обозначена цифрой 9, затем, двигаясь по часовой стрелке, имеем точки 1,2,3,4,5,6,7,8. Соединим точки 9,3,6,9 линиями, получим треугольник, вписанный в круг. Соединим точки 4, 2, 8, 5, 7, 1, 4 линиями получим симметричную фигуру в круге. Всё вместе и будет энеаграмма.

«Изолированное существование предмета или явления представляет собой замкнутый круг вечно возвращающегося и непрерывно текущего процесса. Круг и символизирует этот процесс.

Точки, делящие окружность на части, символизируют ступени процесса. Символ в целом – это «до», то есть нечто, обладающее упорядоченным и законченным существованием. Это круг как завершённый цикл; это нуль нашей десятичной системы; в своём написании он означает замкнутый цикл. Внутри себя он содержит всё необходимое для собственного существования, он изолирован от окружающей среды».

                То есть в нём вырабатываются все энергии, необходимые для его существования? Например, физический мир?

                Почему в вершине треугольника стоит число 9?

«Последовательность стадий в процессе должна быть связана с последовательностью остальных чисел от единицы до девяти. Наличие девятой ступени, заполняющей «интервал» «си-до», завершает цикл, то есть замыкает круг, который в этой точке начинается заново. Вершина треугольника завершает двойственность его основания, создавая возможность многообразных форм его проявления в других треугольниках – подобно тому, как вершина треугольника безконечно умножается в линии его основания. Поэтому всякое начало и завершение цикла находится в точке вершины треугольника, там, где сливаются начало и конец, где замыкается круг. Эта точка звучит как безконечно текущий цикл двух «до» в октаве. Но именно эта девятая ступень замыкает цикл и вновь начинает его. Поэтому в вершине треугольника, соответствующей «до», стоит число 9, а среди остальных точек расположены числа от 1 до 8.

Переходя к рассмотрению более сложной фигуры внутри круга, необходимо уяснить законы её построения. Законы единства отражаются во всех явлениях. Десятичная система построена на основании тех же законов. Приняв единицу за одну ноту, содержащую внутри себя целую октаву, мы должны разделить эту единицу на семь неравных частей, чтобы прийти к семи нотам этой октавы. Но в графическом изображении неравенство частей во внимание не принимается, и для построения диаграммы берётся сначала седьмая часть, затем две седьмых, затем три седьмых, четыре, пять, шесть и семь седьмых. Вычислив эти части в десятичной системе, получаем:

1/7 = 0,142857…  2/7 = 0,285714…  3/7 = 0,428571…  4/7 = 0,571428… 

5/7 = 0,714285…  6/7 = 0,857142…     7/7 = 0,999999… 

 Рассматривая полученные десятичные дроби, мы видим, что все их периоды, кроме последнего, состоят из одних и тех же шести цифр, которые идут в определённом порядке, так что, зная первую цифру периода, можно полностью воссоздать весь период.

Если поместить теперь на окружности все девять цифр от 1 до 9 и соединить числа, вошедшие в период, прямыми линиями, проводя их в той же последовательности, в какой числа стоят в периоде, то получится фигура, находящаяся внутри круга. Числа 3,6,9 в период не включены и образуют отдельный треугольник – свободную троицу символа.

Пользуясь «теософским сложением» и взяв сумму всех чисел периода, мы получаем девять, то есть целую октаву. Опять-таки в каждой отдельной ноте заключается целая октава, подчинённая тем же законам, что и первая. Положение нот соответствует числам периода, и рисунок октавы выглядит следующим образом:

                9 до

                си 8                1 ре

                ля 7                2 ми

                6                3

                соль 5          4 фа

Прошу прощения у читателей, эти символы должны представлять треугольник с вершиной в точке 9 и основание в точках 6 и 3, остальные символы по сторонам треугольника.(редактор не даёт)

"Треугольник 9-3-6, который соединяет три точки на окружности, не включённые в период, связывают воедино закон семи и закон трёх. Числа 3,6,9 не включены в период; два из них, 3 и 6, соответствуют двум «интервалам» октавы; третье является, так сказать, «излишним»  и в то же время замещает главную ноту, которая не входит в период. Кроме того, каждое явление, способное взаимодействовать со сходным ему явлением, звучит подобно ноте «до» в соответствующей октаве. Поэтому «до» может  выйти из своего круга и войти в правильное соотношение с другим кругом, то есть сыграть такую же роль в другом цикле, которую в рассматриваемом цикле играют «толчки», заполняющие «интервалы» в октаве. Поэтому и здесь, обладая этой возможностью, «до» связано треугольником 3-6-9 с теми местами в октаве, где происходят толчки, идущие из внешних источников, где возможно проникнуть в октаву для того, чтобы установить связь с тем, что существует за её пределами. Закон трёх, так сказать, выступает из закона семи, треугольник проходит сквозь период; и эти две фигуры в сочетании дают внутреннюю структуру октавы и её нот.

В этом пункте нашего рассуждения справедливо задать вопрос: почему один из «интервалов», обозначенный числом 3, находится на своём настоящем месте, между нотами «ми» и «фа», а другой, обозначенный числом 6, - между «соль» и «ля», хотя его настоящее место – между «си» и «до»?

Ели бы были соблюдены все условия относительно появления второго «интервала» (6) на его собственном месте, мы должны были бы получит … круг и девять элементов замкнутого цикла были бы симметрично сгруппированы следующим образом:

                до  ре  ми

                ля  си  х                х  фа  соль

А распределение, которое мы имеем в действительности, может дать следующую групп
               
                си  до  ре

                соль  х  ля                ми  х  фа

То есть в одном случае «интервал» расположен между «ми» и «фа», а в другом – между «соль» и «ля», где он не является необходимым.

Видимое помещение «интервала» на неправильном месте само по себе показывает тем, кто способен читать символы, какой род «толчка» требуется для перехода «си» в «до».

Чтобы понять это, необходимо вспомнить то, что было сказано о роли «толчков», протекающих внутри человека и во вселенной.

Когда мы рассматривали применение закона октав к космосу, тогда ступень «Солнце – Земля» была изображена следующим образом:

ре
до
си
ля
соль
фа
-
ми
ре
до
си
ля

По отношению к трём октавам излучения было установлено, что переход «до» в «си», заполнение «интервала», происходит внутри организма Солнца. В описании «космической октавы» об «интервале» «до-си» было сказано, что этот «интервал» заполняется волей Абсолютного. Переход «фа-ми» в космической октаве заполняется механически с помощью особой машины, которая позволяет входящей в неё «фа» приобрести за счёт внутренних процессов характерные признаки «соль», стоящей перед ней, не изменяя свою ноту, то есть как бы накопить внутреннюю энергию для независимого перехода в следующую ноту, в «ми».

Точно такое же взаимоотношение повторяется во всех законченных процессах. Рассматривая процессы питания в человеческом организме и преобразование субстанций, поступающих в организм, мы находим в этих процессах те же самые «интервалы» и «толчки».

Как мы указали раньше, человек потребляет три вида пищи. Каждый из них является началом новой октавы. Вторая октава, то есть октава воздуха, соединяясь с первой, то есть с октавой пищи и питья, в том пункте, где первая октава останавливается в своём развитии на ноте «ми». И третья октава соединяется со второй в том пункте, где вторая останавливается в своём развитии на ноте «ми».

Следует понять, что, подобно тому как во многих химических процессах только определённые количества веществ, точно установленные природой, дают сложные составы нужного качества, так и в человеческом организме «три вида пищи» должны смешиваться в определённых пропорциях.

Конечная субстанция в процессе октавы пищи – это субстанция «си» - «водород 12» третьей шкалы; чтобы перейти в новое «до», эта субстанция нуждается в «добавочном толчке». Но так как в выработке этой субстанции принимали участие три октавы, их влияние также отражается на конечном результате и определяет его качество. Качество и количество можно регулировать при помощи управления тремя видами пищи, получаемой организмом. Только при наличии полного и гармонического соответствия между тремя видами пищи можно получить требуемый результат, усиливая или ослабляя различные стадии процесса.

Но важно помнить, что никакие случайные попытки регулировать пищу в буквальном смысле слова или попытки регулировать дыхание не смогут привести к желаемому результату, если человек не знает точно, чего он желает и почему, а также какого рода результаты принесут его действия.

И далее, если бы даже человеку и удалось отрегулировать две составные части процесса, пищу и дыхание, этого оказалось бы недостаточно, потому что гораздо важнее знать, как регулировать пищу третьего этажа – «впечатления».

Поэтому, прежде чем думать о практическом влиянии на внутренние процессы, важно понять точные взаимоотношения между субстанциями, поступающими в организм, и природу возможных «толчков», а также законы, управляющие переходом нот. Эти законы всюду одинаковы. Изучая космос, мы изучаем человека.

Космическая октава «Абсолютное – Луна» в  соответствии с законом трёх распадается на три подчинённые октавы. В этих трёх октавах космос подобен человеку: те же «три этажа», те же три «толчка».

Там, где в космических октавах излучений появляется место «интервала» «ми-фа», в диаграммах сделаны отметки, обозначающие «машины», которые можно найти здесь так же, как и в человеческом теле.

Процесс перехода «фа-ми» можно схематично представить таким образом: космическое «фа» входит в эту машину, подобно пище для нижнего этажа, и там начинается цикл его изменений. Поэтому сначала оно звучит в машине как «до». Субстанция «соль» космической октавы служит субстанцией, входящей в средний этаж, подобно воздуху в процессе дыхания; эта субстанция помогает ноте «фа», находящейся в машине, перейти в ноту «ми». Сама нота «соль», поступая в машину, тоже звучит там как «до». Полученная теперь материя соединяется в верхнем этаже посредством субстанции космической «ля», которая поступает в верхний этаж машины тоже в виде «до»».

                Одна вибрация воздействует на другую, и заставляет первую вибрацию звучать по-другому, то есть перейти в другую ноту?

«Как видно из сказанного, следующие ноты «ля», «соль» и «фа» служат питанием для машины».

                Где они находятся? Звучат в космическом пространстве. Но если они звучат в пространстве, то  их что-то должно вырабатывать?

«В порядке их следования друг за другом, согласно закону трёх, «ля» будет активным элементом, «соль» - нейтрализующим, а «фа» - пассивным. Активный принцип, реагируя с пассивным, то есть соединяясь с ним при помощи нейтрализующего принципа, даёт некоторый результат. Символически это можно изобразить так:

до
си            до
              си
              ля
              соль
              фа
ля            -
              ми
              ре
              до 
              си
              ля
              соль
              фа
соль          -
              ми
              ре
              до
              си
              ля
              соль
              фа
фа            -   
              ми                соль =
              ре
              до                + ля                фа - 

Это символ указывает на то, что субстанция «фа» смешивается с субстанцией «ля» и даёт в результате субстанцию «соль»».


                Соединения двух противоположностей водорода (горение) и кислорода (дыхание) в определённых пропорциях даёт воду (жизнь). Нота «фа» - кислород, нота «ля» - водород? 


 «И поскольку данный процесс происходит в октаве, развиваясь как бы внутри ноты «фа», можно сказать, что «фа» не меняя своей высоты, приобретает свойства «соль»


Всё, что было сказано об октавах излучений и о пищевых октавах в человеческом организме, имеет прямую связь с символом, состоящим из круга, разделённого на девять частей. Этот символ как бы выражает совершенный синтез и содержит в себе все элементы тех законов, которые он воспроизводит, из которых он может быть извлечён и которые передаются с его помощью; он заключает в себе всё, что связано с этими октавами, а так же многое другое».