"Мой дорогой Сэм!
Нельзя вечно раздваиваться, ты будешь единым целым долгие, долгие годы.
У тебя впереди столько забот и радостей… Для тебя эта история продолжится."
Что ж, я – дома.
___________________________
ОДНАЖДЫ, ДЕТСТВО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ
Приходит время и волшебные существа, престарелые родственники и друзья по детским приключениям (а может – и представления о себе – сказочном герое) уплывают в далекую страну.
Настает, долгожданное детьми, время самостоятельности.
Так и Сэм, в истории Толкиена, взрослеет и становится мэром.
Сказка окончена.
ТОЛКИЕН И ДЖЕКСОН
С возраста, лет – 10-и, для человека значимость его детских переживаний начинает снижаться, забываются острота и глубина прежних чувств, а приобретенный жизненный опыт кажется, чем-то, само собой разумеющимся, чуть ли – не врожденным знанием.
Годам к 13-и, по устроению мыслей - это уже, практически, взрослый человек, готовый к адаптации к условиям ренального мира.
В обществах, не требующих от людей сложного образования, подростки в 11-12 лет включаются в хозяйственную деятельность и причисляются к воинству.
Нередко, это закреплено традициями инициаций.
Однако, отсутствие опыта и ограничения в его приобретении, из-за неразвитости растущего тела, вынуждают повзрослевший, раньше тела, ум прибегать к мысленным образам и формам поведения предшествующих лет.
Человек, всё равно, еще – ребенок.
Этому переходному периоду жизни и соответствует сказка, придуманная профессором Толкиеном и пересказанная режиссером Джексоном.
Хотя, Толкиен и не считал сказочный жанр исключительно детским и даже пытался найти для него место в мире взрослых (в результате чего, возник жанр «бегства от действительности» - фэнтези), сказки, как древнейший вид художественного искусства, имеют своё незыблемое место в мировой культуре.
Это – назидательные истории для детей.
Профессор изучал именно детские сказки и, созданный им, шедевр стал такой же детской сказкой.
Что бы он, при этом, себе не думал…
Истории Средиземья - сказка последнего этапа детства.
Киноперессказ Джексона соответствует всем канонам теории сказок Толкиена.
Несмотря на изменение подробностей, введение новых персонажей и сюжетных ходов, киноверсия воспринимается, как та же самая сказка, что изложена в книге.
Такое бывает только со сказками.
Постоянное пересочинение сказок – их жанровая особенность.
Толкиен сравнивал этот жанр с кипящем котелком, в который постоянно подкладываются новые ингредиенты, в результате чего, варево, всё время, приобретает новые вкусы и ароматы.
В киноверсии, как и в романе, ребенок назидается в том, что зло – это зло, а добро – это добро.
И они не меняются местами (как это происходит в, уводящем от реальности, фэнтези).
Так же - наглядно преподается опыт, трудновоспринимаемого детьми, милосердия и утверждается догмат, порой, еще более трудновоспринимаемого ими, послушания родителям.
Пересказ Джекона настолько соответствует задачам детского жанра, что можно было бы подумать, что ученик превзошел учителя и пересказчик понял педагогическое назначение сказок.
Если бы не один ляп кого-то из его сценаристов, пропущенный Джексоном в картину.
Речь идет о насмешке героя над супружеской неверностью жены своего собеседника.
Если хотят детям пользы – до 16 лет не акцентируют их внимание на таких вещах.
Но сказка существует в мире по своим правилам.
Ошибка в теории Толкиена и недочет Джексона не изменяют детской её направленности.
Лишь учитывая эту её внутреннюю суть, можно понять зашифрованные в ней смыслы.
ЧТО ТАКОЕ СРЕДИЗЕМЬЕ
Средиземье - земля, окруженная землей.
Тавтологии в этом нет.
Средиземье - образ ореала обитания детей - двора, района, поселка…
Земля, которая ребенку ведома, окруженная землей неизведанной.
Своего рода - "средьпланетье". Планета среди планет.
ПРЕДЫДУЩИЕ ЭПОХИ
Откуда в сказке - покинутые города, руины крепостей, следы забытых битв?..
Каким было Средиземье в период его расцвета?
Кто строил грандиозные сооружения и как они использовались?
Куда, вообще, делся весь этот идеальный величественный мир?
Он остался в сказках для детей младшего возраста.
И в забытых подростками играх.
Это именно они строили из песка дворцы и крепости, насыпали горные хребты, скрывающие пещеры с лестницами из глубин земли к вершинам, рисовали карандашами великие сражения, играли в кристально благородных королей и героев...
Последние сказки детства часто содержат осколки ранних сказок.
ВОЛШЕБНИКИ, ДРАКОНЫ, ТРОЛЛИ И Т.Д.
В сказках нет мистики.
Они понарошку отражают явления только материального мира.
И состоят только из слов.
Понарошку - это, даже - не "по нароку" (по серьезной словесной схеме), а по игровой словесной фантазии.
Мистика (в отличие от фантазии) – категория реальная.
С ней не шутят и лишний раз её не поминают.
По крайней мере – в детские назидательные сказки ей путь закрыт.
Сказки, ведь - не мифы, а фолклор.
Не принципиально, чьи имена и какие сюжеты попали в сказочный горщочек.
В нем варится только отражение реальности материальной.
То - что ребенок слышит и видит.
Никакой транцендентальности!
Поэтому, если у Толкиена Гендольф - и Ангел, то - фолкорный ангел.
Через ряд пересочинений, он может стать и человеком, и эльфом, и кем угодно еще - мудрым вороном, например... - соответственно изменяющим фолклор обстоятельствам.
Так же - и сказочные чудовища - не есть инфернальные сущности (чего остеригаются некоторые исследователи сочинений Толкиена), а иносказательное отражение зла - вообще.
Дракон Смаог, Саурон и прочие - это фолклорные персонажи.
Такие же, как змей-горыныч, Снежная королева и другие известные сказочные злодеи.
Не надо их мистифицировать.
ЭЛЬФЫ УХОДЯТ, ОРКИ ОСТАЮТСЯ
Важным уроком сказки Толкиена-Джексона является предупреждение детей о том, что капризное, эгоистичное, жестокое детское зло не уйдет из их жизни, при взрослении.
Неоправданное и ненужное в мире, оно будет цепляться за мир, как за единственно возможную среду своего существования.
Орки остаются и противостоять им придется всю жизнь.
И во внешних обстоятельствах, и в собственном характере.
А эльфы уходят. Видимо, им есть куда идти.
Добро всегда где-то ждут.
Картина уходящих эльфов – ассоциативное отражение реальных чувств подростка.
Кто эльфы такие – неизвестные ребенку разумные силы, устраивающие быт его повседневной жизни.
По мере узнавания - откуда берется свет в лампе, пища на столе, чистая одежда по размеру… как сохраняется здоровье… благодаря чему движутся автомобили… и т.д, и т.д… - эльфам приходится покидать детское сознание.
Расставание с тайными друзьями - частый сюжет подростковых сказок.
Такова цена обретения самостоятельности.
В финале этих историй, тайные друзья не могут не исчезнуть.
Внезапно - Карлсон улетает, Мери Попинс уносит ветер, Черную Курицу уводять в кандалах...
Эльфы Средиземья начинают организованый уход, не дожидаясь окончания сказки.
Они, действительно, очень мудры.
_______________________
"Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе...
Многое из того, что было - ушло и не осталось тех, кто помнит об этом..."