Властелин колец - это сказка для детей 10-13-и лет

Владимир Афанасьев 2
"Мой дорогой Сэм!
Нельзя вечно раздваиваться, ты будешь единым целым долгие, долгие годы.
У тебя впереди столько забот и радостей… Для тебя эта история продолжится."

Что ж, я – дома.
___________________________


ОДНАЖДЫ, ДЕТСТВО ЗАКАНЧИВАЕТСЯ

Приходит время и волшебные существа, престарелые родственники и друзья по детским приключениям (а может – и представления о себе – сказочном герое) уплывают в далекую страну.
Настает, долгожданное детьми, время самостоятельности.

Так и Сэм, в истории Толкиена, взрослеет и становится мэром.
Сказка окончена.


ТОЛКИЕН И ДЖЕКСОН

С возраста, лет – 10-и, для  человека значимость его детских переживаний начинает снижаться, забываются острота и глубина прежних чувств, а приобретенный жизненный опыт кажется, чем-то, само собой разумеющимся, чуть ли – не врожденным знанием.
Годам к 13-и, по  устроению мыслей - это уже, практически, взрослый человек, готовый к адаптации к условиям ренального мира.
В обществах, не требующих от людей сложного образования, подростки в 11-12 лет включаются в хозяйственную деятельность и причисляются к воинству.
Нередко, это закреплено традициями инициаций.
Однако, отсутствие опыта и ограничения в его приобретении, из-за неразвитости растущего тела, вынуждают повзрослевший, раньше тела, ум прибегать к мысленным образам и формам поведения предшествующих лет.
Человек, всё равно, еще – ребенок.

Этому переходному периоду жизни и соответствует сказка, придуманная профессором Толкиеном и пересказанная режиссером Джексоном.


Хотя, Толкиен и не считал сказочный жанр исключительно детским и даже пытался найти для него место в мире взрослых (в результате чего, возник жанр «бегства от действительности» - фэнтези), сказки, как древнейший вид художественного искусства, имеют своё незыблемое место в мировой культуре.

Это – назидательные истории для детей.

Профессор изучал именно детские сказки и, созданный им, шедевр стал такой же детской сказкой.
Что бы он, при этом, себе не думал…

Истории Средиземья - сказка последнего этапа детства. 

 
Киноперессказ Джексона соответствует всем канонам теории сказок Толкиена.
Несмотря на изменение подробностей, введение новых персонажей и сюжетных ходов, киноверсия воспринимается, как та же самая сказка, что изложена в книге.

Такое бывает только со сказками. 
Постоянное пересочинение сказок – их жанровая особенность.

Толкиен сравнивал этот жанр с кипящем котелком, в который постоянно подкладываются новые ингредиенты, в результате чего, варево, всё время, приобретает новые вкусы и ароматы.

В киноверсии, как и в романе, ребенок назидается в том, что зло – это зло, а добро – это добро.
И они не меняются местами (как это происходит в, уводящем от реальности, фэнтези).
Так же - наглядно преподается опыт, трудновоспринимаемого детьми, милосердия и утверждается догмат, порой, еще более трудновоспринимаемого ими, послушания родителям.
 
Пересказ Джекона настолько соответствует задачам детского жанра, что можно было бы подумать, что ученик превзошел учителя и пересказчик понял педагогическое назначение сказок.
Если бы не один ляп кого-то из его сценаристов, пропущенный Джексоном в картину.
Речь идет о насмешке героя над супружеской неверностью жены своего собеседника.
Если хотят детям пользы – до 16 лет не акцентируют их внимание на таких вещах.
 
Но сказка существует в мире по своим правилам.
Ошибка в теории Толкиена и недочет Джексона не изменяют детской её направленности.
Лишь учитывая эту её внутреннюю суть, можно понять зашифрованные в ней смыслы.
 

ЧТО ТАКОЕ СРЕДИЗЕМЬЕ

Средиземье - земля, окруженная землей.
Тавтологии в этом нет.
Средиземье - образ ореала обитания детей - двора, района, поселка…
Земля, которая  ребенку ведома, окруженная землей неизведанной.
Своего рода - "средьпланетье". Планета среди планет.


ПРЕДЫДУЩИЕ ЭПОХИ

Откуда в сказке - покинутые города, руины крепостей, следы забытых битв?..
Каким было Средиземье в период его расцвета? 
Кто строил грандиозные сооружения и как они использовались?
Куда, вообще, делся весь этот идеальный величественный мир?

Он остался в сказках для детей младшего возраста.
И в забытых подростками играх.
Это именно они строили из песка дворцы и крепости, насыпали горные хребты, скрывающие пещеры с лестницами из глубин земли к вершинам, рисовали карандашами великие сражения, играли в кристально благородных королей и героев...

Последние сказки детства часто содержат осколки ранних сказок.


ВОЛШЕБНИКИ, ДРАКОНЫ, ТРОЛЛИ И Т.Д.

В сказках нет мистики.
Они понарошку отражают явления только материального мира.
И состоят только из слов.
Понарошку - это, даже - не "по нароку" (по серьезной словесной схеме), а по игровой словесной фантазии.

Мистика (в отличие от фантазии) – категория реальная.
С ней не шутят и лишний раз её не поминают.
По крайней мере – в детские назидательные сказки ей путь закрыт.

Сказки, ведь - не мифы, а фолклор.

Не принципиально, чьи имена и какие сюжеты попали в сказочный горщочек.
В нем варится только отражение реальности материальной.
То - что ребенок слышит и видит.
Никакой транцендентальности!

Поэтому, если у Толкиена Гендольф - и Ангел, то - фолкорный ангел.
Через ряд пересочинений, он может стать и человеком, и эльфом, и кем угодно еще - мудрым вороном, например... - соответственно изменяющим фолклор обстоятельствам.

Так же - и сказочные чудовища - не есть инфернальные сущности (чего остеригаются некоторые исследователи сочинений Толкиена), а иносказательное отражение зла - вообще.
Дракон Смаог, Саурон и прочие - это фолклорные персонажи.
Такие же, как змей-горыныч, Снежная королева и другие известные сказочные злодеи.
Не надо их мистифицировать.
 

ЭЛЬФЫ УХОДЯТ, ОРКИ ОСТАЮТСЯ

Важным уроком сказки Толкиена-Джексона является предупреждение детей о том, что капризное, эгоистичное, жестокое детское зло не уйдет из их жизни, при взрослении.
Неоправданное и ненужное в мире, оно будет цепляться за мир, как за единственно возможную среду своего существования.
 
Орки остаются и противостоять им придется всю жизнь.
И во внешних обстоятельствах, и в собственном характере.

А эльфы уходят. Видимо, им есть куда идти.
Добро всегда где-то ждут.

Картина уходящих эльфов – ассоциативное отражение реальных чувств подростка.

Кто эльфы такие – неизвестные ребенку разумные силы, устраивающие быт его повседневной жизни.
По мере узнавания - откуда берется свет в лампе, пища на столе, чистая одежда по размеру… как сохраняется здоровье… благодаря чему движутся автомобили… и т.д, и т.д… - эльфам приходится покидать детское сознание.

Расставание с тайными друзьями - частый сюжет подростковых сказок.
Такова цена обретения самостоятельности.

В финале этих историй, тайные друзья не могут не исчезнуть.
Внезапно - Карлсон улетает, Мери Попинс уносит ветер, Черную Курицу уводять в кандалах...

Эльфы Средиземья начинают организованый уход, не дожидаясь окончания сказки.
Они, действительно, очень мудры.
_______________________   

"Мир изменился. Я чувствую это в воде, чувствую в земле, ощущаю в воздухе...
 Многое из того, что было - ушло и не осталось тех, кто помнит об этом..."