Овальные портреты Владимира Боровиковского

Наталья Швец
К несомненным достижениям художника Владимира Боровиковского относятся небольшие овальные портреты, написанные маслом на металлических пластинках. Один из них — парный — запечатлел крепостных девушек князя Николая Александровича Львова — Лизоньку и Дашеньку.

Молодые девушки, портрет которых хранится в Государственной Третьяковской галерее, прекрасны и грациозны. Глядя на них, трудно представить, что они крепостные: одеты и причёсаны по моде, мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец… Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая! Портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел свои модели и довольно тонко передал внутренний мир изображённых им людей.

Видимо очарованный прелестью и молодостью своих героинь, Боровиковский представил их в самом привлекательном виде. Девушки обладают изящными манерами, они легко и естественно носят одежду и украшения, более привычные для представительниц привилегированных сословий.

На них светлые платья, напоминающие античные туники, волосы, падающие лёгкими кудрями на плечи, украшены цветами и обручем, напоминающим по форме кокошник. Сама картина написана в голубовато-жемчужных и блеклых зелёных тонах.

Художник очень хорошо передал нежную чувственность героинь и при этом ни у кого даже мысли не возникает о том, что модели простого происхождения. Но, тем не менее, невольно обращаешь внимание на грустные глаза девушек. Возможно они думают, что их будущее зависит от прихоти господина и овальные портреты крепостных эти мысли хорошо передают.


Лизонька и Дашенька
Тверской князь Николай Александрович Львов считался одним из самых эрудированных и остроумных людей своего времени. Он занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравёром и рисовальщиком.

И что интересно, все науки изучал самостоятельно, по книгам. Так же самостоятельно осваивал рисунок, живопись, гравюру и архитектуру. Князь Львов дружил с Дж. Кваренги, поэтом Григорием Державиным, живописцами Владимиром Боровиковским и Дмитрием Левицким.

Лизоньку и Дашеньку Николай Львов взял на воспитание, когда девочки были совсем маленькими. Забегая вперёд скажу, что они будут ухаживать за ним, когда в старости князь будет тяжело болен. Он скончается на руках у Лизы. Но в тот момент, когда Владимир Боровиковский рисовал портрет, благодетель ещё был полон сил и не задумывался о старости. А девушки, которые славились своим умением исполнять народные танцы, развлекали его своими талантами.

Во время прогулки в саду на даче Львовых в окрестностях Петербурга поэт Державин сочинит стихотворение «Другу». Там он не забудет и о юных плясуньях:

Пусть Даша статна, черноока

И круглолицая, своим

Взмахнув челом, там у потока,

А белокурая живым

Нам Лиза, как зефир, порханьем

Пропляшут вместе козачка,

И нектар с пламенным сверканьем.

Мне очень хотелось узнать, как сложилась судьба Лизоньки и Дашеньки после смерти их благодетеля — получили ли они свободу, выдали ли их замуж или быть может наследники продали их кому-нибудь из соседей. Но, к сожалению, ничего не нашла. Будем думать, что у них всё сложилось хорошо. По крайне мере, на портрете они счастливы.

Немного о художнике
Расцвет искусства Владимира Боровиковского был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII — XIX вв., — но прекрасным. Именно тогда он создал портрет императора Павла I, статс- секретаря Дмитрия Прокофьевича Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов. Список можно дополнить парадными портретами Муртазы Кули-xана, пышным портретом князя Алексея Куракина, выразительно представляющим человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портретом поэта Державина, сидящим в кресле у письменного стола, заваленного рукописями.

Всё же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определённый стиль портрета. Обычно это поясное изображение, погружённая в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в лёгкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая!

К сожалению, Боровиковский не оставил описания своих технических приёмов живописи. Никто не знает, как он писал свои знаменитые овальные портреты. Известно только, что Боровиковский был левша…