Страх веры или мощь страха?

Виктор Тарасенко
    Сегодня мне захотелось обсудить с тобой дорогой читатель один важный, и основополагающий вопрос религиозной практики церковного человека – участие в Вечере Господней.

    Во всех христианских церквях, будь это православная, католическая, или протестантская церковь важность исполнения данной заповеди Христа, установленной Им для своих учеников, и переданной ими последующим поколениям христиан не вызывает вопросов. Однако, с богословской точки зрения, нет, наверное, более обсуждаемой темы, и различного понимания этой заповеди среди разных христианских деноминаций. Такие вопросы: что именно происходит, когда совершается данная заповедь очень обсуждаемы и актуальны. Я не буду сегодня подробно разбирать эти точки зрения, мне хочется лишь обозначить то, что всегда обсуждение этой заповеди вызывало и вызывает различные толкования и формирует определённые деноминационные принципы и различия в среде христиан.
     Даже в пределах одной деноминации порою существуют различные понимания сути этой заповеди. Наверное, нет особой нужды, говорить об этом подробно, желающий читатель может обратиться по данному вопросу к трудам известных богословов прошлого и настоящего. Достаточно лишь упомянуть несколько основополагающих принципов по которым шла или идёт дискуссия богословов. Что я имею в виду?

     Во-первых, личность того, кто может совершать молитву над вином и хлебом. Здесь есть различные толкования и практика исполнения. В одних христианских церквях данное действо может выполнять только рукоположенный в священнический сан пресвитер. В других, допускается совершение молитвы над вином и хлебом, с одобрения пресвитера, диаконов. А в-третьих церквях, молиться над вином и хлебом допускается каждый брат. Мне не следует давать здесь оценку кто из трёх вышеперечисленных поступает верно, так как у всех есть свои аргументы и вопрос в том, убеждают ли меня или вас эти утверждения определённой христианской деноминации.

     Во-вторых, это само действо, то есть то, что непосредственно происходит тогда, когда совершается молитва над хлебом и вином. Уже давно богословы ввели в практику совершения данной трапезы такой термин как «преосуществление». Ими утверждается то, что в момент произнесения молитвы над вином происходит преосуществление или трансформация, изменение буквальное вина - в кровь Иисуса Христа, и хлеба - в тело Христа. Другие же говорят, что вино остаётся вином, и хлеб – хлебом, но при этом происходит духовное единение христиан с Христом. Третьи говорят о том, что данное действие является каждый раз жертвой Христа, подобно той, что была на Голгофе.

   В-третьих, я бы отметил частотность исполнения данной заповеди. В одних церквях данная трапеза совершается каждое служение, в других один раз в месяц, третьи не устанавливают чётко периодичность исполнения данной заповеди.

   В-четвёртых, отличие практики исполнение данной заповеди существующих в различных деноминациях выступает место совершения молитвы. Одни непоколебимо убеждены что данное действо может происходить лишь в определённом месте – алтаре церкви, другие допускают совершение молитвы над вином и хлебом на всяком месте.

   В-пятых, отличиях, совершения данной трапезы я бы отметил формы участия – допущения или недопущения христиан к выполнению данной заповеди. В одних церквях к праву участия допускаются лишь те, кто является членом церкви и не имеет церковного взыскания и гости из других церквей, в других допускаются все, кто может заявить о себе что он христианин. В иных церквях, «постороннего», просто не допускают в церковь при совершении данной трапезы, или просят выйти из помещения храма при выполнении данного действа.

   В-шестых, я бы отметил то, какой хлеб преломляется при совершении молитвы и какое должно быть вино. Одни уверены, что это может быть лишь опресночный (без дрожжевой) хлеб, другие допускают и квасной. Одни уверены, что вино должно быть только красным, другие допускают и другое вино, а иные даже вместо вина используют виноградный сок или иные жидкости, будь это сок кокоса или молоко.

    Как видите, достаточно много того о чём христиане спорят и не соглашаются друг с другом по поводу исполнения данной трапезы.

    При чём здесь страх веры или мощь страха спросите вы? Конечно все эти споры велись достаточно давно и определённые представления того как правильно исполнять данную заповедь Христа в большой мере и определило различие христианских деноминаций. Но жизнь продолжается, и сегодня опять возник один очень болезненный вопрос, который встал во главу при выполнении данной трапезы в церквях. По крайней мере мне видится одна определённая проблема, которая возникла в наших церквях. Что я имею в виду?

    Пандемия коронавируса и её последствия уже много натворила того, за что придётся нам пастырям отвечать перед Творцом.  Что я имею в виду? Страх, который сковал всё общество пред этой смертельной и заразной болезнью проник и в церковь и, к сожалению, в сознание пастырей и учителей церкви.
    Наверное, нет необходимости говорить о том, что только при рекомендации властей воздержаться от церковных служений, иные пастыри издали указы о закрытии церквей и домов молитвы на «определённое карантинное время», затем открыв их, другие же до сих пор не дозволяют верующим прийти для молитвы в храм или дом молитвы, прикрываясь их особой заботой о здоровье «своих овец».
     Свято соблюдая рекомендации светских властей, напрочь забыв о своих пастырских и священнических обязанностях. Что я имею в виду? На мой взгляд священник должен иметь особые – тесные отношения с Богом и быть всегда готовым к встречи с Ним. Конечно, очень желательно чтобы эти дорогие и теплые отношения были бы у каждого христианина, но в практике жизни мы к сожалению, видим, что даже священники имеют больше страха перед возможностью заразиться, чем перед Богом, в исполнении вверенного им служения – пасти «агнцев и овец».

    Давайте рассмотрим кратко практику служения священников в Ветхом Завете в подобных ситуациях. В те времена существовала неизлечимая и чрезвычайно заразная болезнь – проказа. Больных этой болезнью изгоняли из жилищ, чтобы они не заразили других людей. Они обязаны были носить определённую одежду – вретище, и при приближении других к ним людей громким голосом предупреждать приближающихся к ним людей о их состоянии фразой «не чист». Те из больных, кто не хотел соблюдать эти ограничительные меры и пытался оставаться в обществе здоровых людей – побивался камнями.
    А что же священники? Давайте немного прочитаем из Ветхого Завета.
««1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2 когда у кого появится на коже тела его опухоль, или лишаи, или пятно, и на коже тела его сделается как бы язва проказы, то должно привести его к Аарону священнику, или к одному из сынов его, священников;
3 священник осмотрит язву на коже тела, и если волосы на язве изменились в белые, и язва оказывается углубленною в кожу тела его, то это язва проказы; священник, осмотрев его, объявит его нечистым.
4 А если на коже тела его пятно белое, но оно не окажется углубленным в кожу, и волосы на нем не изменились в белые, то священник имеющего язву должен заключить на семь дней;
5 в седьмой день священник осмотрит его, и если язва остается в своем виде и не распространяется язва по коже, то священник должен заключить его на другие семь дней;
6 в седьмой день опять священник осмотрит его, и если язва менее приметна и не распространилась язва по коже, то священник должен объявить его чистым: это лишаи, и пусть он омоет одежды свои, и будет чист.
7 Если же лишаи станут распространяться по коже, после того как он являлся к священнику для очищения, то он вторично должен явиться к священнику;
8 священник, увидев, что лишаи распространяются по коже, объявит его нечистым: это проказа.
9 Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику;
10 священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо,
11 то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист.
12 Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника,
13 и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист.
14 Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист;» - Лев.13:1-14.

        Можно и дальше, читать всю главу, где вы увидите, как Господь через Моисея даёт указания священникам как быть и что делать при возникновении этой несомненно опасной и заразной болезни. Ограждая общество от больного и изолируя того на определённый карантин, священник сам был обязан несколько раз иметь непосредственный контакт с больным и заразным человеком, рискуя заболеть и умереть. Тем не менее, он выполнял свой долг, и не боялся этой смертельной заразы, наверное, помня о заповедях Господа о защите тех, кто вполне предан Ему, хорошо выраженную в псалмах Давида:
«1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое». – Пс.90:1-16
 
          Другими словами, священники в прошлом целиком и полностью уповали на Бога и Его защиту, чего, к сожалению, не всегда можно сказать о современных священниках и служителях, которые больше полагаются на меры санитарного контроля и выполнению ограничений санитарных мер и рекомендаций.
      Но скажут некоторые из вас, что это Ветхий Завет и древние времена. История развития человеческой цивилизации с тех пор видела много эпидемий, опустошающих нашу землю. Достаточно вспомнить бубонную чуму Средних веков, которая унесла практически половину Европейского населения. И что же церковь тех дней? Она закрывала храмы?
          Совсем наоборот, служения велись постоянно, молитва об исцелении звучала непрестанно и практика помощи смертельным и заразным больным превозмогала страх заражения и искренне верующие люди шли к тем, кто нуждался в их помощи, заботясь о больных, ухаживая за ними, принося им питание. Все ли они остались в живых, спросите вы? Нет, к сожалению, многие помогая другим – умерли. Но для них страх смерти и окончания земной жизни не был основополагающим, а основой их поступков было желание послужить Господу, через помощь смертельным и заразным больным. Им они говорили о Господе, покаянии и вере. Там, в те последние дни, минуты и часы их жизни, они приобретали для Господа многие души и несомненно получат награду от Него.
       Их вера превозмогала страх смерти, чего сегодня к сожалению, нельзя сказать о всех служителях. Возможно потому, что мы сегодня очень хорошо живём в своих домах, и не очень стремимся побыстрей устремиться в небесные обители, где Господь обещал приготовить нам обитель, как Он говорил Своим ученикам: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.» - Ин.14:2.
      
        Да, нам следует брать примеры из жизни апостолов и самого Господа. Вспомните случаи, описанные в Евангелиях о том, как Он общался с больными, в том числе и с прокажёнными. Как Он их исцелял, прикасаясь к ним, не боясь заразиться от них: «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.» - Матф.8:1-3.
        Есть и другие примеры общения Христа с прокаженными, вспомните тех десятерых, которых Он излечил, и только одного благодарного из них, воздавшего славу Богу и вернувшегося ко Христу.
       Что всеми этими примерами хочу я сказать? И при чём здесь Вечеря Господня, о которой мы начинали говорить?
      Я не знаю точно в настоящий момент как пандемия короновируса повлияла на исполнение данной заповеди в других христианских деноминациях, но в среде баптистов, данная эпидемия внесла определённые коррективы в исполнении данной трапезы. Что я имею в виду?
      Это так называемое «раздельное участие» в трапезе Господней. Оно уже достаточно широко представлено и распространено на Западе достаточно давно. Помню, что лично я столкнулся с выполнением «раздельного участия» ещё в 2000 году на съезде десяти тысяч благовестников со всего мира в Амстердаме. Там, «раздельное участие» не смутило меня, так как по-иному было трудно провести совместное участие в данном действе. Каждому из десяти тысяч участников раздали разовые запакованные мензурки с вином и облатку пресного хлеба. Кроме того, будучи к тому времени уже служителем, я и самостоятельно также молился над хлебом и вином и вкусил трапезу Господню, нимало не сомневаясь тогда.
      Эпидемия коронавируса и рекомендации светских властей о мерах безопасности в наши дни привело «раздельное участие» и в наши российские церкви.
     Некоторые и весьма уважаемые пастыри и церкви стали широко практиковать «раздельное участие». Вино разливается по разовым стаканчикам и не разрешается вкушать Вечерю Господню из общей чаши. Хлеб преломляется в разовых перчатках и вкладывается в руку участвующего служителем. Все эти новые для России правила объясняются особой заботой о здоровье членов церкви и страхом передачи вируса от одного – другому.
        Практика исполнения Христом и апостолами данной трапезы: «26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» - Матф. 26:26-28 -  несколько забывается и трактуется в современных реалиях страха заражения короновирусом.
         Что превозмогает при этом? Страх веры ли мощь страха? На мой взгляд ответ очевиден. Однако, что делать тем, кто не может перебороть эту мощь страха? На мой взгляд мы можем умереть не от того, что заразимся от совместного участия в трапезе Господней, чего на мой взгляд не может быть по определению - никогда! Но вполне допускаю, как и апостол Павел писал церкви города Коринф, что многие немощны и больны по причине недостойного участия в данной трапезе.
Давайте вспомним его наставление: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.» - 1 Кор.11:27-32.

        Самым важным, на чём акцентирует внимание верующих апостол Павел является размышление о крови Христа и Его Теле. И здесь можно и нужно говорить, как о физическом теле Христа и Его крови, текущей с креста Голгофы, так и о духовном Теле Христа – Его Церкви, которую Он приобрёл ценой Своей крови и ломимого Тела Церкви, которую продолжают распинать и в наши дни противники христианства.
         Размышления о важности прошлого и настоящего, о том насколько мы погружены в Его Тело – Церковь, и насколько являемся Его членами, является основополагающим для практики нашей веры и служения. При всем при этом, на мой взгляд, практика «раздельного участия» в трапезе Господней, хотя и не является греховной как таковой по своей сути – ибо заповедь соблюдается, пусть в несколько отличной от формы, предложенной Христом и апостолами, но, несомненно является показателем «духовной немощи» как служителей, так и членов церкви с радостью переходящих на «раздельное участие» в вечной заповеди.

         Что же делать? И могут ли авторитетные служители, которые ввели в практику российских церквей выполнение «раздельного участия» в трапезе Господней, быть духовно немощными?

       Попробую ответить вначале на второй поставленный мною вопрос. К сожалению, да, так было и так бывает. Вспомните начало Реформации, когда Лютер посмел поставить под сомнение до ныне существующий в католической церкви догмат о непогрешимости папы Римского и учения католической церкви. Его тезисы, хорошо известны. Да и сам Иисус Христос говорил такие слова: «21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22 Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
23 И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» - Матф.7: 21-23.
   
       Конечно, я хочу сразу сказать, что «раздельное участие» в трапезе Господней, не является греховным, так как заповедь Христова всё же выполняется, но на мой взгляд, «раздельное участие» в трапезе Господней, несомненным образом говорит о духовной незрелости тех, кто практикует и распространяет такое «раздельное участие». Мощь страха заражения и смерти является более сильным, чем страх веры в точности соблюдать то, что заповедовал нам Иисус Христос.

     Все ли служители, практикующие «раздельное участие» понесут ответственность перед Христом? Да, это так, потому что Он Сам говорил о том, что велика ответственность тех, кто учит народ.  Но как быть конкретному пастору, который не смог ясно донести до каждого члена церкви, правильного участия в Вечери Господней? Тем более, когда более авторитетные пастора учат «раздельному участию»?
    
 На мой взгляд есть два пути:

    Первый радикальный – все, кто не согласен с «правильным» выполнением трапезы Господней, до неё не допускаются и как правило уходят в другие церкви, где допускается «раздельное участие» из-за боязни заразиться.
В таком случае ради принципа – пастор может потерять нескольких или многих (тут всё зависит от того, насколько правильно были научены «овцы стада» ранее).

    Второй путь – компромиссный. Путь, который помогает духовно сильным сносить немощи духовно слабых. Что я имею в виду?

   Всегда в церкви есть духовно сильные и крепкие в своей вере люди, и есть духовно слабые, которые подвержены «различным ветрам учения». Так было в древности, так есть и сейчас. Иногда духовно сильные верующие не могут снизойти до слабостей духовно немощных и пытаются силой заставить слабых выполнять какие-либо духовные практики, будь это связано с молитвой, постом, выполнением устоявшихся норм, обрядов, традиций определённой церкви, или чего иного. Часто это не приводит к желанному результату, и духовно немощный человек уходит из церкви, в лучшем случае в другую христианскую церковь, или деноминацию, а в худшем «в мир».

     Насколько подобная проблема «немощных в вере» была представлена и в церкви первого века, мы увидим прочитав  четырнадцатую главу послания Римлянам, и немного рассмотрим, как апостол Павел предлагал решение таких проблем:

«1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.
6 Кто различает дни – для Господа различает; и кто не различает дней – для Господа не различает. Кто ест – для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест – для Господа не ест, и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;
8 а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога».
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
20 Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.
22 Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
23 А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере – грех.
24 Могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа, по откровению тайны, о которой от вечных времен было умолчано,
25 но которая ныне явлена, и через писания пророческие, по повелению вечного Бога, возвещена всем народам для покорения их вере,
26 Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь.» - Рим.14:1-26.

        Конечно у нас нет времени подробно рассмотреть данную главу, но что на мой взгляд несомненно, даже при беглом рассмотрении, это то, что перед апостолом Павлом и церкви города Рима стояла проблема «немощных в вере».

        Посмотрите, именно с такого определения Павел начинает обсуждение этой главы, и он настоятельно рекомендует церкви, надеюсь, что и нам с вами, принимать «немощных в вере» без всяких споров и мнений.       Другими словами, он говорит о том, что такая проблема есть, и её нужно принимать.
         Затем он показывает всем о чём собственно идёт речь и какие вопросы духовной практики вели к различному пониманию сильных и немощных.

     Во-первых, это пища. Одни ели только овощи, другие ели и овощи и мясо. Надо сказать, что в то время, практически всё мясо, продаваемое на торгу, посвящалось языческим богам и являлось оскверняемым, для тех, кто не желал есть мясо. Другие же, кто допускал вкушение мяса, к которым несомненно относился, и апостол Павел, считали, что молитва благодарения очищает всё, однако, он говорит также о том, что если его свобода «сильного в вере» служит соблазном или преткновением «слабому в вере», то сильному следует снизойти до уровня слабого, чтобы тот не соблазнился и не отпал от веры во Христа.

       Другими словами, наши твердые убеждения в вере и практическому исполнению нашего упования могут быть изменены ради немощных в вере до того момента, пока они не станут сильными в вере.

      Далее Павел рассматривает как человек стоит или падает перед Господом. Другими словами, как он молится. Один молится стоя, а другой распростирается на земле. Один Бог может дать правильную оценку тому, кто в каждом конкретном случае правильно поклонялся Ему. Вспомните слова Христа о тех, кто долго молится на углах улиц и перед людьми напоказ и о награде тех, кто молится уединённо, будь это под смоковницей, как Филипп, или в уединённой комнате, или на кровле, как Пётр. Или ответ Христа Самарянке, как правильно поклоняться Богу в Дух на всяком месте.

       Затем Павел приводит в пример то, как христиане огорчаются от того в какие дни нужно правильно поклоняться Богу и какие праздники чтить. Несомненно, здесь речь идёт о «субботстве», которое пытались постоянно навязать для обязательного исполнения бывшим язычникам бывшие иудеи.        Они были воспитаны в религиозной практике закона Моисея, и всеми силами пытались заставить исполнять предписания этого закона и язычников.

       Не стоит здесь подробно говорить и об обрезании и исполнении других традициях иудеев. Этому вопросу Павел уделял достаточно много внимания в других местах, и имел даже серьёзный разговор по всему этому с апостолом Петром, обличая того в лицемерии.
 
      Но разве многое изменилось? Разве мы с вами, вместо того, что снизойти на какое-то время до немощи брата или сестры, не пытаемся заставить их слепо следовать нашим нормам и правилам церковного устройства и порядка? Ответ думаю, есть у каждого…

         Возвращаясь к теме сегодняшнего рассуждения о «раздельном участии» в Вечери Господней, я хочу предложить своё видение этой проблемы.

       На мой взгляд, каждый, кто ратует за «раздельное участие» в этой трапезе является «немощным в вере», будь это «заслуженный служитель» или «простой член церкви». Но, следуя за апостолом Павлом, нам следует их принимать и дозволять им это «раздельное участие». Почему?
         Потому, что иначе будет огорчение брата или сестры, что может служить к отпадению их от веры во Христа, и в таком случае мы «духовно сильные» понесём на себе ответственность за «духовно слабых» или «немощных в вере», как говорит апостол. Надо нам такое положение дел? Нет!

       Вот почему я предлагаю ради «духовно немощных в вере христиан», после совершения молитвы освящения над общей чашей, разлить из неё по нескольким разовым стаканчикам для тех «немощных в вере», которые очень напуганы короновирусом и страх заражения им и возможной смерти у них больше доверия и веры в защиту от Господа от любой болезни. Всем другим духовно зрелым христианам я настоятельно рекомендую вкушать из общей чащи, не боясь ничего.
       Наверное, те, кого парализует страх заразиться, ещё плохо читают Писания, и не разумеют того, что и волосы на голове у нас все сочтены, и что без Его воли ни один из них не упадёт на землю (Лук.21:18), или ещё:
«будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» - Мар.16:18.

       Насколько вы сильны в вере? Решать вам! Насколько ваши действия или бездействия, могут привести к огорчению или соблазну «немощного в вере»? - тоже непростая задача для каждого служителя.

        На мой взгляд, «страх веры» должен превозмогать «мощь страха» в любом случае.

          Как это получается сегодня у меня или у вас, узнаем в будущем, когда придём на небеса к Господу. А туда мы все придём, хотим мы этого, или нет. Ему дадим отчёт в нашем уповании и исполнении Его заповедей.

   Аминь!


ТВГ, г. Барнаул, январь 2021 г.