6. Физаля

Альберт Деев
          - Расскажу-ка я вам сейчас, как сажал физалис. – Начал Юрий, разводя мангал.
         - Расскажи, расскажи, послушаем. -  согласился Пётр, предчувствуя интересный рассказ.
         - Когда ты сажал в первый раз физалис? – решил уточнить Николай.
         - Да, когда самый первый раз сажал эту удивительную культуру. – начал с лёгкой ностальгией Юрий.
         - Вкусно это?  -поинтересовался любитель вкусненького Николай. – Дегустационную порцию сюда! – потребовал он.
         - Не забегай вперёд коня. - тормознул его Пётр.
         - Я люблю копаться в земле, выращивать что-нибудь новое, оригинальное, но мне никак не удавалось осесть, так как вёл кочевой, можно сказать, цыганский, образ жизни, сегодня здесь, завтра – там. Не до дачи, если работа такая суматошная, связанная с поездками.
         “Хватит! – думаю. – Надо, наконец, прибиться к берегу! Жизнь – долгая ли штука…”
         И я бросил якорь, осел. Вскоре встретил ту, единственную. Тихо-скромно отметили свадьбу. Тесть с тёщей жили недалеко и поэтому частенько ездили на дачу со мной и без меня. - перескочил он резко к теме разговора, не останавливаясь на долго на предисловии. - Тесть – человек безвольный, слабохарактерный, во всём подчиняется тёще. Тёща, наоборот, напористая, властная женщина, привыкшая крутить мужем, как ей заблагорассудится, и на дачу она вошла, как полновластная хозяйка. Она категорическим тоном говорила, какие культуры и сколько надо сажать, а, так как она ориентировалась исключительно на рынок, то велела сажать-сеять те овощи-ягоды, которые продаются на рынке.
         Я, привыкший, что в доме мужик – хозяин, всегда обдумает, хорошенько взвесит все “за” и “против”, и уже зная заранее, что, как и когда делать, был ошарашен тем, что тёща начала командовать, как только приехали на дачу.
Приказы сыпались, как из рога изобилия. Я с тоской понял, что “дрессировать” тещу бесполезно, занял позицию молчаливой обороны: а потому решил, что буду сеять то, что нужно, но ссориться с тёщей не буду – зачем, себе дороже.
В первый год по приобретении дачного участка я купил саженцы жимолости. О! это надо было видеть! Тёща, привыкшая к тому, что все спрашивают её совета, закатила мне скандал.
         – Почему не спросил у меня, нужна ли эта твоя жимолость? – распалялась она. – Ты видел, чтобы эту ягоду продавали на рынке? – привела она очень веский, на её взгляд, аргумент. – Её не продают, потому, что она никому не нужна!  – решила она добить меня. – Ты видел, чтобы твою дурацкую жимолость кто-нибудь выращивал? – уж добивать, так добивать. А под словом “все” подразумевались соседи по даче.
         Тогда, правда, соседи по даче не выращивали жимолость.
        – Не выращивают, так будут выращивать, во-первых, а во-вторых, я никогда не пойду к соседям, чтобы узнать, что они выращивают, а что не выращивает, в-третьих – я сажаю то, что считаю целесообразным. – Спокойно, можно сказать, даже флегматично, произнёс я.
        Конечно, после этих слов, отношения мои с тёщей стали, говоря дипломатическим языком, на грани холодной войны. А уж когда я посадил черноплодку, то накал дошёл до того, что любая искра могла спровоцировать военное столкновение
        Черноплодку и жимолость тёща решила не поливать, и тестю наказала, пусть эти не окрепшие  кустики сами засохнут. Мне-то бывает некогда полить саженцы – работа, приезжаю на дачу редко, наскоками, часа на два, редко, когда на три, да и тёща всё время вертится под ногами, следит, чтобы не пошёл проведать свои саженцы.
         На второй год я посеял на рассаду физалис овощной и ягодный. Тёща, конечно, посмотрела, что там зять посадил на рассаду. Опять не слушает её! Садит что попало.
        – Что это ты посадил? – грозным голосом спросила тёща. – Почему не спрашиваешь, что можно сажать, а что нельзя?
        – Это – физалис. – спокойно произнёс я – А сажаю я то, что считаю нужным, и ни у кого я не буду спрашивать, что мне сажать на даче.
Тёща от негодования потеряла дар речи, выскочила с дачи и направилась к подруге.
        – Аксинья! – с негодованием произнесла она. – Мой-то дурачок какую-то физалю посадил.
        – Что это за физаля?
        – Да кто его знает! Сажает, как помидоры. Грит, варенье будет обалденное.
        – А может и правда? – засомневалась Аксинья.
        – Да какое варенье из травы! Токо место зря занимает! Я говорю ему, спрашивай, что можно сажать, а что нельзя, так он ведь самовольничает! Не хочет никак слушать, что я говорю, всё по-своему, по-своему норовит делать. А какой прок от этой физали? Её никто не садит, и на базаре я ни разу не видела, чтоб продавали эту самую физалю.
         – А ты говорить с ним пробовала?
         – Да на языке скоро мозоли будут, всё время ему долдоню, сажай то, что люди сажают, а не придумывай. Вычитал где-то – и торопится сажать, а  я  ему грю, сеять надо то, что на базаре продаётся, что люди сеют. Нет, не слухает!
        – Тяжело тебе с зятем. – посочувствовала соседка.
        – Зять то зять, а неча взять! Посадил какую-то жимолость прошлый год. Он сажает, а я соседу предлагаю, возьми, мол, жимолость, а сама думаю, она ведь без надобности.
       – Ну и как? Избавилась от жимолости?
       – Какое там. – сокрушённо произнесла тёща. – Пришёл Вася, а зятёк-то уже садит, так сосед-то, Вася, плюнул, пробурчал что-то и пошёл к себе на дачу.
       – Выдумает же твой зятёк! – возмутилась Аксинья.
       – Да я перехитрить его решила: не буду поливать его жимолость. Сам-то он на даче бывает редко, всё работа, да работа. А жимолость, как на грех, растёт и растёт.
       – Хороший у тебя муж, слушается во всём, делает, как надо, не то, что этот, и где твоя дочка откопала такого?
       Такие разговоры вела моя тёщенька с соседкой ни один раз.
Шло время. Незаметно подкатила осень. Я снял спелые плоды физалиса. Тёща не удержалась, попробовала.
       – Дрянь! – с презрением и с каким-то злорадством, произнесла она. – Место зря занимал твой физаля.
       Я молча очистил все плоды от оболочки, опустил в кипяток, затем мелко нарезал плоды, засыпал сахаром и сварил.
       Вскоре я дал попробовать ещё свежее варенье тёще и жене. Варенье тёще понравилось, но она недели две, а может три, не разговаривала со мной.
       – На следующий год посади эту физалю побольше. – попросила она.
       - Слышь, Юр, у тебя эта физаля для дегустации есть? – немного нахально спросил Пётр.
       - Вот сейчас открою банку… - начал Юрий.
       - Три в одном! – воскликнул Николай.
       - О! огурцы, помидоры и физаля! -  не дал докончить Пётр.
       - А где варенье? – облизнулся Николай.
       - Под пивко три в одном, а варенье потом. -  успокоил друзей Заливайкин, колдуя у мангала.