Вечера на хуторе близ Диканьки

Лев Алабин
театр им. Сергея Есенина

За здоровье Николая Васильевича

Посмотрел  изумительный спектакль. Редкого задора. Жизнеутверждающий. Зрители в восторге, ни за что не хотели отпускать актеров. Это почти мюзикл, хотя нет автора музыки. Номерами музыкальными стали колядки. Ну, а сам спектакль, -  в болезненную украинскую тему, и во-время, - на святки. Хотя не новый, идет в репертуаре тетра пару лет, но до сих пор веет от него премьерной свежестью. Актеры говорят практически на украинском, но мы понимаем. Все-таки – один народ. Такие спектакли я видел в единственном театре- Учебном театре ГИТИСа. Я каждый день в иные годы, когда этот театр  еще  был реально гитисовским (Потом кому его только не отдавали)  ходил на выпускные спектакли. Было много пустых и провальных, но запомнились прекрасные, и во всех ощущение оптимизма, молодости. Еще недавно всепобеждающая «чернуха» после просмотра «Вечеров…» уже не может никогда вернуться.
Vолодой театр им. Сергей Есенина, укоренился в Токмаковом переулке в усадьбе Струйских. Здесь нет обычной сцены. Но кажется, все, что используется театром в спектаклях, построено, оборудовано специально для него. Это потрясающее свойство использовать и делать своим любое помещение. Автором сценического пространства оказался  режиссер спектакля. Режиссер всех других многочисленных спектаклей театра– Ярослав Шевалдов. Он же автор инсценировки.
Этот спектакль обнаружил, что в труппе есть практически все необходимые амплуа. И герой. Героев даже несколько. Сам Шевалдов, хотя здесь, в роли черта, он  и злодей, и комик. Комический злодей. Илья Алаев – Вакула. Влюбленный кузнец, оседлавший  самого черта.   А характерных целая череда.  Актеры здесь играют по две роли, при этом они так меняются. Что их невозможно узнать. Кажется, что в спектакле заняты десятки актеров. А на самом деле, всего семь. И женский состав, конечно, красавица – героиня Анна Сардановская. Здесь она Оксана. А еще я видел её,  как Настасью Филипповну. И резко вычерченная характерная Солоха – Оксана Гончарова, прячущая всех своих ухажеров в мешки. И, воистину, колдовство, но на этот раз, театральное, допустимое колдовство, пока мы думаем, что актер сидит в мешке, он на самом деле, выходит уже в другом образе. Фиг узнаешь. У Солохи все натуральное. И улыбка секси и повадки ведьмы и, главное, подходящая по размерам, натуральная грудь в достаточном вырезе, чтобы мы могли ее рассмотреть во многих ракурсах.
Есть и возрастной актер сластолюбивый и жизнерадостный старик - Чуб  в исполнении Ильдара Аллабердина, с постоянно вступающими в копчик ревматизмами. Хотя, смотрю на фото и насчет возраста большие сомнения. И тут обманка.
Мы увидим много волшебного, и как пропадает с неба месяц, украденный чертом и царицу, которая дарит Вакуле свои черевички.
В общем, я доволен. И главным образом, собой, потому что сделал множество замечательных фотографий. В условиях вечно темной сцены, сделать это было непросто. Но осветительных приборов в этом театре намного меньше, чем самих актеров. Приходится утешаться тем, что электричество на пару тысячелетий моложе театра. Как-то обходились. И при солнышке играли и при свечах. И здесь несколько сцен при свечах. Приятно видеть всегда живой огонь. Театр все неодолимые обстоятельства использует в свою выгоду. Изобретательность режиссуры здесь побеждает.
Увы, не удалось отведать сала, которым тут дают закусывать. Говорят, слух просочился из-за кулис, на этот спектакль просто забыли его купить.
Для академических театров такая манера игры, которую иногда называют ужасным словом «наигрыш», в лучшем случае – гротеском, невозможна, а для внуков Анатолия Васильева (О чем я писал в первой рецензии) вполне допустима, хотя как мне кажется, только в пределах стилистики молодежного, «выпускного»  спектакля.
Весь спектакль казаки пьют за здоровье хуторян, односельчан, вновь и вновь перебирая в памяти гоголевских персонажей. И нам наливают. Мы тоже тут не чужие.  И наконец, когда занавес, ой, извините - плетень, закрывается, Панас (актер Тимур Буртин) вспоминает: "За Николая Васильевича не пили!" Конечно, это же наш. Нашенский  казак, нет, в этом спектакле Гоголя не забыли. Нет, в этом спектакле  Николая Васильевича из Миргородсого уезда Полтавской области,не забыли, в этом спектакле за него пили, поминали и честили. И вновь мы его, как в детстве полюбили.