О портрете Александра I работы Аткинсона

Владимир Варнек
Каким-то загадочным показался  мне этот английский художник Аткинсон Джон Август (1775–1831), имя которого вынесено в название миниатюры,  продолжающей две предыдущие [1,2].  С одной стороны Atkinson John Augustus несомненно существовал на белом свете и оставил свой достаточно яркий след в истории живописи. А с другой стороны его словно не было вовсе, поскольку в некоторых книгах по искусству, а также в художественных альбомах, где имя его по всем признакам  следовало бы увидеть, оно отсутствует.

Начну миниатюру со второго, т.е. с краткого упоминания таких первоисточников, в которых имени Аткинсона я не встретил. К ним относится, в частности, Краткий биографический словарь «Художники», в котором вниманию читателей предлагается ознакомиться с биографиями 300 художников (включая незначительное число скульпторов и графиков) [3].  Не поленился посчитать, что в справочнике даны биографии 112-ти российских и 288 зарубежных представителей мира искусства, но Аткинсона как в числе тех, так и других не оказалось. 

Не попал Аткинсон  и в серию красочных художественных альбомов русских и зарубежных художников, которые были изданы в начале 2000-х годов издательством «Белый город». Число художников, которые были охвачены этим проектом, находилось на уровне 200 человек, и  отсутствие в этом списке Аткинсона дает основание сомневаться  в его принадлежности к художественной элите.

Основанием для таких сомнений дает также отсутствие имени художника в Большом атласе живописи, изданном издательством  Олма-Пресс в начале 2000-х [4], тогда как число художников мирового уровня из многих стран, упоминаемых в этом огромном красочном издании с объемом 430 стр. и тиражом 7000 экз., достигает уровня 350 человек.

Ограничусь этими примерами, которые можно было бы продолжить и дальше, и попробую реабилитировать художника, аргументы для чего нашлись в моей домашней художественной библиотечке. Так, заглянув, прежде всего,  в уже известный читателям по предыдущей миниатюре справочник «Единый художественный рейтинг» [5], я тут же встретил полное имя  Аткинсона Джона Аугустина в его русской транскрипции,  причем указан  в справочнике лишь год его рождения, очевидно, по той причине, что год смерти художника немного различается  в разных источниках. 

Удивился тому, что рейтинг художника оказался достаточно высоким – 3В, означающий то, что Аткинсон причислен к художникам – профессионалам, признанным и востребованным художественным рынком и публикой. Забегая вперед, замечу, что он выше уровня петербургского художника Волкова Романа Максимовича, выполнившего копии c живописного портрета Александра I  неизвестного художника и рисунок для гравированного портрета императора [2].

Далее нашел имя Аткинсона  в двух каталогах живописи. Так в Каталоге Государственного русского музея [6] о художнике сообщается: «1775, Лондон – не ранее 1831, там же (?). Работал в России с 1784 по 1801 гг. Живописец, гравер. Портретист, автор исторических композиций, городских видов, жанровых сцен. Приехал в Россию со своим приемным отцом и учителем, известным английским гравером Джеймсом Уокером (James Walker, в русском произношении иногда – Валькер), приглашенным на службу Екатериной II в качестве гравера Е.И.В.   Аткинсон также пользовался покровительством  Екатерины II, впоследствии – Павла I.

Кисти Аткинсона принадлежат портреты Павла I, великого князя Александра Павловича (Александра I  с 1801 года), А.В. Суворова и др. Много работал в области городского пейзажа, выполнил круговую панораму Петербурга с башни Кунскамеры. По возвращении в Лондон в 1801 г. занялся рисованием и гравированием русских сцен и городских видов». В 1792 г. Аткинсон написал большую красочную картину «Катание с гор на Неве» (81х107), которая с 1830 г. находится в собрании ГРМ. Других его картин в собрании музея нет».

В Каталоге ГТГ [7]  биографические сведения о художнике соответствуют приведенным в [6]. Помимо этого сообщается, что в 1799 –1801 гг. Аткинсон исполнил четыре большеформатных полотна для украшения Михайловского замка в Санкт-Петербурге, а по возвращении в Лондон в 1802 г. занялся гравированием своих рисунков на сюжеты русской жизни и видов Санкт-Петербурга, сотрудничал при этом со своим отчимом Дж. Уокером.  В 1805–1807 гг. опубликовал пять гравированных листов, представляющих панораму Петербурга. А в 1815 г. посетил Ватерлоу и совместно с живописцем А. Девисом написал картину с изображением знаменитого сражения. Позже писал полотна с изображениями баталий  под Лейпцигом и Витторией, исполнял гравюры, в числе которых были карикатуры на тему Отечественной войны 1812 года.

Другой значимой для настоящей миниатюры информации о художнике и гравере Аткинсоне в Каталоге ГТГ  нет, и замечу лишь, что в собрании Третьяковской галереи находится два громадных полотна «Крещение князя Владимира» и «Куликовская битва», написанных им в 1799 году и находившихся до 1931 года в Оружейной палате Московского Кремля. 

Уделю некоторое внимание интернетовским источникам информации.  Нужно сказать, что в интернете Аткинсон неплохо представлен, имеется хорошая статья о нем в Википедии и в некоторых других документах,  в особенности, на сайте «Наполеон и Революция», где к хорошей заметке прилагается большая подборка иллюстраций.  Обращу только  внимание на одну помеху, которая существует при поиске документов, касающихся биографических сведений и творчества  Аткинсона.   

Во-первых, имеются и другие Аткинсоны (художник Аткинсон Джон Гримшоу, известный военный хирург Аткинсон Джеймс и другие), а во-вторых, имеется целый набор  имен у «нашего Аткинсона»: его, помимо Джона Августа , как назван он в каталогах ГРМ и ГТГ, в интернете называют еще и такими именами, как  Джон Августин, Джон Аугустин, Джон Огастес и Джон Агастус.

В результате, например, для быстрого нахождения материала о художнике на сайте «Наполеон и Революция» в поисковом окне рекомендую набрать слова «Наполеон и революция Аткинсон Джон Агастус». Нужный нам материал будет первым в списке найденных документов, а следом за ним будет заметка, посвященная участнику войны 1812 года военному хирургу Аткинсону Джеймсу (1780–1852). Чтобы быстрее найти заметку о герое настоящей миниатюры в Википедии, в поисковом окне следует указать слова «Википедия Аткинсон Джон Огастес». Заметка будет первой в списке найденных документов.

Но есть в интернете адрес, непосредственно касающийся  настоящей миниатюры. Рекомендую заинтересованному читателю посетить его. Это адрес, на котором я обнаружил ценные сведения, понадобившиеся мне для подготовки предыдущей миниатюры о гравированном портрете Александра I, выполненном  в 1814 году в Лондоне  английским гравером Генри Майером по рисунку русского художника Волкова Романа Максимовича (1776 –1831) [8].

Сейчас  же он понадобился мне при подготовке миниатюры о другом гравированном портрете, выполненном также в 1814 году английским  гравером  Джеймсом Уокером по рисунку Джона  Аткинсона (1775–1831), его сводного сына. Замечу, что помещенный в настоящее время на сайте интернета известный Словарь гравированных портретов  Ровинского Д.А. дает возможность исследователю достаточно легко найти сведения об огромном количестве гравюр отечественных и зарубежных граверов, выполненных в XIX веке и ознакомиться с изображениями многих из них.

Замечу дополнительно, что даты жизни Аткинсона повторил второй раз, чтобы обратить внимание читателя на удивительное почти полное совпадение дат жизни  Волкова и  Аткинсона,  авторов находящихся рядом рисунков 189 и 190 из словаря Ровинского. Оба они ушли из жизни в возрасте 55-56 лет. Объединяет их также то, что воспроизведенные в справочнике Ровинского гравюры Александра I открывают в нем раздел   Ж.1814. Тип Аткинсон-Волков.   По какому принципу сгруппированы портреты мне пока неясно, но ясно то, что сделано это для удобства работы с огромным массивом данных, представленных в Словаре.

Пишу об этом по той причине, что в статье из Википедии с биографией художника Р.М. Волкова  сообщается  «При жизни Волков был более всего известен портретом императора Александра I, который представлял собой переделку портрета, выполненного работавшим в России английским художником и гравером Джоном Аткинсоном». 

Далее в цитируемой  заметке сообщается «Так возник тип портрета, получивший у историков и антикваров название  «тип Аткинсона-Волкова».  Помимо самого Волкова, этот портрет, судя по всему, неоднократно повторяли и неизвестные провинциальные живописцы. Кроме того, с него была исполнена гравюра, известная как в черно-белом, так и в цветном, раскрашенном варианте».   

Замечу, что речь здесь идет о том самом гравированном портрете Александра I, которому была посвящена предыдущая миниатюра [2]. Считаю, что данный поясной портрет никак не может являться переделкой  портрета Александра I, на котором император изображен в полный рост на гравированном портрете работы Аткинсона – Джеймса Уокера. 

Данный гравированный портрет, идущий в [8] под номером 189, воспроизведен выше, в самом начале миниатюры.

За помощь и ценные советы при работе с изображением  выражаю благодарность к.ф.-м.н. Тимошенко Николаю Ивановичу.


ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Владимир Варнек. Аргументы к атрибуции портрета Александра I.    Проза.ру
2. Владимир Варнек. Об одном гравированном портрете Александра I.  Проза.ру
3. Комарова И.И. и Железнова Н.Л. Художники: Краткий биографический словарь. М.:РИПОЛ КЛАССИК, 2003. 512 с.
4.  Стефано Дзуффи. Большой атлас живописи. М. Олма-Пресс., 2004.
5. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
6. Живопись. Каталог ГРМ XVIII века. Т.1. 1998, с. 54. Издательство Palace Editions.
7. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ. Т. 3. с.31. Издательство «Скарнус». М. 2005.
8. Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. Т.1 А – Д. СПб. Тип. Имп. Академии наук, 1886 –1889.