Листая прозу Вертосельги

Галина Щекина
«Порезуха» и  изораженная в тексте  тема  девенскй гулянки далека от жизни современного читателя. Рассказ  и мне не был непонятен, пока не почитала  поянения фольклорных  слов и выражений. Непонятны дикие обычаи первой  ночи. Епотом, если крестьяне именно 30  чисоа кололи свиней, Ссовременный  чмитатель этого  знать не  может.
Все-таки сомнительно, чтобы свое доро  хозяином  так легко пускалось в распыл на случайную  пирушку.
Тем   более непонятен сам конфликт.Есл  если о мог иметь старушую невестку и этбылов  порядке  вещей – почему   вдруг Егор стал злрится на  собутыльника  Лариона, если это делали все!
Странно также и поведение пьяного Егора, который  плачется в подол матери.
Весь рассказ  зпапутан до крйности. Все сывается на  хмель. Хотя не говоится что имено они пили. Подливали, да подливали.
Что касатся образов. Прилично описан гармонист  Вася.Егор же показан наброском, доольно  смутно. Через Васю показана и влюбленностьв  Палашку, и ее горячиеглаза он забытьне может. А к огда  происхдит зстолье. там  уже никого не разобрать, и Вася, все  персонажи и их речь сливаются в кутерьму и неразбериху. Есть смешные  моменты – когда  Васька  рванул  меха гармошкп, деревенские  собаки взвыли благим матом… Но все это оже д застолья. Сами  старе лова  тоже смешные. Будто нарочно исковкрканные  . например,прихехеня.
Манеры изложения такова.что двже  извесные пени в тексте  трудно узнать. В контексте  самой беседы  они играют  пожалуй  дополнительную  роль.мы  эти песни  должны  знать т они моглибы стать  связующей ниточкой мнжду намии геоями рассказа.  Но  увы.
Автор  конечно сохраняет старые речения, но читать  эти речения не хочется.я  предпочитаю, чтобы  тексты мне перевели, потму что в  этом виде  судить о художественных достоинствах невозможно. Устревший яык здесь выступает как элемен  экзотики. Но не как художественный  прием. Конечно  виноват не язык, а  мы. современные  читатели, утратившие способность егопоимать
Но  даже начло и конец  этог расккаа  выдают разницу -  до застолья и по время застолья.. КодаВ ася идет со  свдания. Ощущатся живость и краса природы, нстрение влюбленности и какая-то удаль. А  во время  застолья среда исчезает остается  только  страное пведеипрсонажей, жареная свнина и опустошение стаканов. Все это акцентируется так. что становится физилогично.Почтряю – яне верю, сремтьяне мгли так прома.тывть свое богаттво , а потом сидеть голодом. Это фантпсмагория типа Гоголевской ночи вряд ли рельный  фрагмет их жизни.
Композиция не ает целостной  картины. Таким образом, рассказ   какбы распадатсна две  части, и потеме и  по стилю пассказчика. Интрига насчет  извены  жена не работает. Воспринимася ка  сумасшествие.

Расказ «Хош  верь, хо нет» написан сосем другом  стиле, это имитация «деревенскрй  речи» но не старого. скорей нового вреени. И постилю и по содержанию это пардия на  ногчисленые рассказы  об НЛО. Лиическаягероиня, она же раскзчица, сочувствия не  вызывает. Какая она, чем живет и   дышит, непонятно И также нет намека на то чем заончиись  эти  изиты.Есть поэьтчные фрагметы.нпоминающие  ее же ранний раказ «Редкая вещь», но только здесь нет прежнего накала эмоций. В  общем, фантазия от нчала до кона…хулжественой ценности в тексте нет.
В  связи с  этими  рассказами вспоминается  книга Вептосельги 1999 года  «Визами».Там  тоже все пострено на деревенских обычаях. Но устаревшие  речения употребляются дозированно, аккуратно не затемняя смысл посходящего. То есть в  литературнм оношении они более  тщательно сделаны.. Рассказы носят игровй  шутливый харатер. Но в целом мне ажется личность  Вертоселги внх проявлена сильнее чемв расказе Порезуха.
На клубе Кресло критика в  конце 20-20года расасмтривали  современных  деревенщиков ккотрыиотнесли А. Попова и А.астпфиеву. соговорками. Без оговорок  к  дереавещикам относится  и Вертосльга

Немноо истории.Фаустов и самолетик славы на праздновании 25 лет лито Ступени
(Вологодская картинная галерея, 1997)
Были моменты, когда поддержка В.В. Воропанова оказывалась значимой не только для меня, а для целого круга людей, которые в другом месте поддержки не получали.
Например, литобъединение «Ступени» получило по моей просьбе безусловную поддержку директора ВОКГ именно тогда, когда оно еще не было популярно, даже подвергалось некоторым нападкам. Тем более тяжело было найти зал для празднования 25-летия лито «Ступени» (1997). Наш ведущий, руководитель лито, писатель Юрий Макарович Леднев, почему-то отказался от правления литобъединением, которое сам же и создал. Мы его уговорили прийти и выступить. И он пришел, чтобы публично отречься от нас. «Ступени» пошли не туда», - сказал он. Уж если отец-основатель отвернулся! А Воропанов – нет. Не отвернулся. Таким образом,, он дал путевку в жизнь новому крылу вологодской литературы. На том памятном вечере выступали Юрий Богословский, Лариса Мокшева, Юрий Леднев, Ната Сучкова (будущая звезда читала стихи из новой книги), Сергей Фаустов со своим знаменитым самолетиком будущей славы.
Сергей Фаустов нашел где-то в интернете выкройку бумажного самолетика, я потом спросила – где взял?? Из шаблонов Пейдж Мейкера 7. Туда только помялся новый ПМ, 7 версия. Там внутри бли вложены шаблоны и оттуда самолетик. Фаустов вырезал, сложил, вышел на всеобщее обозрение в картинной галерее и сказал. что вот сейчас самолетик в кого попадет, Того настигнет слава.. А я была уже в полном шоке от выступления Леднева ...И тут смотрю така оживление в зале. Самолетик взлетел. Сделал петою и стукнулся об ветросельгу. « Да чу. Шутить-то над срарушкой!» - проворчала Клеопатра Тимофеевана. Но тут все зашумели и зввалодировали и фаустов обьявил – придет слава. Будем ждвть. Потому что была одна говорильня, а тут вдруг такой аттракцион. Воропанов засмеялся, оценил шутку. Да и все наверно оценили.
Шутки шутками, а той же зимой. через месяц -два, но Вертосельга написала новый, ни на что непохожий рассказ «Редкая вещь». Сложный эзотерический рассказ. А до этого Клеоратра Тимофена писала только детские стишки. Мы рассказ читали и обуждали на лито. помню, я пресс-релиз выпустила. Все удивлялись.А дальше Ветросельга ушла в фольклор, ею заинтересвалаь Фокина и пошло. Тперь создан целый словарь по книгам Вертосельги. Она теперь хранитель исчезнувшего языка.. А началось с самолетика.
Фаустов потом повторил шутку в областной библиотеке на 10летии союза. Но там уже не так хорошо получилось. Самолетик стунул в Татьяну Кербут…