Любовь на всю жизнь

Алексей Ульянищев
Предисловие к книге.
 Дневники Зины пролежали почти 60 лет у неё в шкафу, и только после её смерти я и внучка Катя решили их опубликовать для семейного пользования. Эти дневники - поэма о первой и последней, безграничной, преданной любви, которой она была верна все 59 лет нашей совместной жизни.
Зина была не ординарной девушкой, талантливой во всех делах, за которые она бралась. Многие считали ее девушкой со странностями. В дневниках она подробно описывает свои «странности». Но, чтобы хорошо её понять, лучше начать с её детства. Зина была вторым ребёнком в семье, сестра её была на 7 лет старше Зины. У них были разные отцы. Характер Зины формировался в трудные военные годы. «Дети войны» во многих семьях, особенно в бедных семьях, были предоставлены самим себе. Родители им уделяли очень мало внимания. Да им некогда было заниматься воспитанием детей. Неоднократные голодовки, вопиющая бедность - всё это заставляло мать Зины «добывать» хлеб насущный. Отец её всё время пьянствовал, развратничал, буянил, ссорился с женой. Как пишет Зина: «при ссорах летели тарелки, кастрюли, обувь, какие-то ящики и всё время отец матерился, да так, что звенели стёкла». Мать старалась как-то оградить детей от этого кошмара. Но разве можно это сделать в одной маленькой комнате и кухне? И такие «концерты» продолжались не один год. Потом отца парализовало; во время поступления Зины в институт он уже плохо ходил и одна рука не работала.
 Эта обстановка в доме не могла не отразится на формировании характера Зины. Зина росла озорной, задиристой девчонкой, но училась хорошо. Учителя её любили за её трудолюбие в учёбе. Она много читала, любила стихи и прекрасно их рассказывала. Она наизусть знала лучшие стихотворения Блока, Есенина, Лермонтова. Любила сценическое искусство и выступала с чтением стихов ещё в школе. У Зины была прекрасная дикция, хорошо поставленный голос. Плюс к этому она была очень привлекательна своей красотой, весёлым задорным смехом, жизнерадостностью.

А как она играла на сцене? Она завораживала любой зал. Когда она читала стихи в зале всегда стояла тишина. И по окончании выступления зал «взрывался» аплодисментами. Зина была прирождённой актрисой. Вот почему у нее была заветная мечта поступить в театральный институт. Зина пишет в дневнике: «Я хотела и хочу стать актрисой. Мучительно хочу! Мне доставляет счастье играть на сцене, перевоплощаться в другой образ, чувствовать, говорить по-другому. Как это приятно! Я совсем не чувствую усталости, сколько бы я не играла, у меня всегда бывает возбуждённое состояние и на сцене я забываю всё».
Но жизнь по-другому рассудила. «Деньги, эти грязные бумажки, я их буду всегда ненавидеть», - так не раз говорила Зина. Из-за их отсутствия и тяжёлого материального положения в семье /парализованный отец и крайняя бедность/ она не смогла поступить в театральный ВУЗ. И вот она учится в местном Плодоовощном институте г. Мичуринска на агронома.
С первых дней учёбы Зина записалась в драматический кружок, и весь первый курс увлекалась сценой. Она быстро стала ведущей актрисой. На всех вечерах в ВУЗе читала стихи и рассказы, выступала неоднократно в драматических театрах в Мичуринске и в Тамбове. И всегда успешно.
Зина очень любила танцевать. В то время в нашем институте каждую субботу и все праздники проводили тематические вечера с танцами. В начале были
выступления художественной самодеятельности. Читали стихи, рассказы, ставили короткие пьесы, были выступления танцевального ансамбля. В этих концертах принимали участие не только студенты, но и преподаватели. Они, как и мы, пели песни, арии из опер, рассказывали юмористические рассказы. Всем нам запомнились музыкальные вечера с участием профессора Татаринцева. Он виртуозно играл на пианино произведения Моцарта, Баха, Чайковского, Рахманинова. Перед такими концертами нам рассказывали о жизни этих выдающихся композиторов. Зина и на этих вечерах рассказывала стихи, особенно она любила читать стихи Есенина. А после таких концертов были танцы под радиолу.
До второго курса Зина не обращала внимания на ребят. За ней пытались ухаживать многие ребята со всех курсов, т. к. уже к этому времени она была кумиром института. Но Зина всех отвергала, она была влюблена в сценическое искусство. Один парень с нашего курса даже ушёл из института и переехал в другой город, когда понял, что она его не любит. Он писал ей хорошие стихи, объяснялся ей в любви в стихах. Но Зина его не любила, хотя стихи его сохранила, и он ей правился.
Я влюбился в Зину с первого курса и записался в драмкружок для того, чтобы быть рядом с ней. Но она меня до второго курса не замечала. С осени 1955 года она разрешила провожать её домой после репетиций иликонцертов. Жила Зина на другом конце города на самом его окраине.
Я был очень застенчивым, молчаливым парнем, особенно скованно чувствовал себя в присутствии девушек. На танцах танцевал в основном с ребятами. Чем я понравился Зине - до сих пор не знаю? Как она пишет в дневнике, что «я был такой же ребёнок, как и она». У Зины и у меня это была первая любовь в жизни, и как оказалось
— последняя. Мы прожили в любви и согласии 59 лет и только неожиданная смерть Зины разлучила нас.
Я часто вечерами и в выходные дни приезжал к ней домой, мы «болтали» обо всём, любили бродить по полю / у них через 300 м от дома начинались колхозные поля/, очень любили лес. В её присутствии я чувствовал себя раскованно, мне правилось быть у них.
Описание её дружбы с задушевной подругой поражает искренностью, умением оценивать поступки свои и подруги. Зина любила подругу, полностью ей доверяла все свои секреты. Они вместе сидели за партой в школе, вместе обедали, порой из одной тарелки, спали вместе в одной койке. И как Зине трудно было разочаровываться, когда она поняла, что Люба /её подруга/ никогда не была с ней искренна. Зина не любила людей «в себе», она всегда жила с открытой душой, порой нараспашку, всегда всем говорила открыто всё, что думает о них. Светлая душа у нее была.
После окончания института они больше не встречались, хотя иногда переписывались письмами. Как и предполагала их школьная учительница, Люба /подруга/ забыла о Зине. И только незадолго перед своей смертью прислала Зине письмо с извинениями и попрощалась с ней. Судьба её сложилась неудачно. Замуж вышла без любви. Хотела уйти в монастырь, но передумала и воспитала двух детей. Постоянно ходила в церковь и молилась, молилась без конца. Умерла рано ей было 58 лет.
Зина хотела узнать характеры разных людей, с которыми она общалась. Я удивляюсь, как она в 18 лет могла распознавать характер людей, метко определять и описывать их особенности. Старалась понять, почему они дурно поступают, бывают подлыми и предают. Хотела узнать, что они чувствуют, когда лгут. Ей было всё интересно.
«Как хочется верить людям! - пишет она, - почему жизнь устроена так, что много подлецов, людей с чёрствым сердцем и грязной, запачканной совестью!? Почему люди не любят одухотворяющей, возвышающей и чистой любовью!? Моя жизнь, моё небольшое знание людей, говорит о том, что даже среди молодых людей с высшим образованием есть много развратников, обманщиков, карьеристов. Как же не хочется своё сердце облекать в непроницаемую оболочку, в футляр, чтобы не сделаться заманчивой и затейливой игрушкой, в руках подобных людей.
Нет! Я не хочу закрывать своё сердце для людей. Не хочу!! И не буду! Буду говорить им всё, что думаю о них. Мне надоело видеть скрытное лицемерие, надоело слышать о верной дружбе и честной любви, а видеть испошлевшиеся чувства, да извертевшихся людей…»
Так Зина и поступала всю свою жизнь. Поэтому у нее всегда было немало недоброжелателей, а порой и врагов. Но она всех прощала, сколько бы они не принесли ей горя и обид. Никогда никому не мстила.
А дальше - мы влюбились, но признались друг другу только через 10 месяцев. Ещё до нашего знакомства, рассуждая о любви / в то время ей кроме сцены никто не нравился/ она пишет: «Если я полюблю, то на всю жизнь, но если я разочаруюсь, то я не смогу не только полюбить, но даже влюбиться!». Этим пророческим словам она была верна все 59 лет нашей совместной жизни и ни разу не сомневалась в своей любви.
Вот как Зина описывает свои чувства после того, как мы первый раз обнялись: «Вспоминаются недавние дни, когда мы ходили в лес вместе: я, Любка /её подруга/, Алёшка…Нам было очень хорошо. Помню тот вечер, когда Алёшка сказал: «никому не отдам тебя» и крепко прижал к себе. Это было единственный раз. У меня не закружилась голова, нет...Мне было просто непередаваемо хорошо. Чувство какой-то отрешённости от всего земного горячим током прошло по телу. А потом было лёгкое прикосновение его рук...Совсем не похожее на то, что пишут в книгах.
Что я чувствовала… Мне казалось, что земля ушла из под ног и вижу то, что нельзя увидеть никому, и что эта минута никогда не повторится в моей жизни…Мне было и страшно и непередаваемо хорошо».
Хочу ещё повторить несколько высказываний из её дневников.
«В моём сердце жило очень хорошее чувство, первое чувство любви. Мне казалось, что в моём сердце родился кусочек солнца… Боже… Я люблю! Сколько раз я писала
это слово, но теперь я говорю твёрдо, безо всяких сомнений. Люблю!!! Каким бы он не был, я готова отдать за него жизнь.
Хочу любви горячей, жгучей, чтоб сердце испепелилось в самопожертвовании, чтоб земля исчезла, исчезла вместе с небом, когда мы были вдвоём. Я знаю, моё сердце может так любить всю жизнь, хотя ещё никогда не любила. Теперь я точно знаю: любовь — это большое счастье.
Любовь — это сверхъестественный дар, священный напиток, который надо беречь так, чтоб не потерять даже тысячной доли его капли.»
Сейчас мне невольно вспоминаются Зинины слова, сказанные как-то в последние месяцы её жизни. Она каждый вечер перед сном меня обнимала, целовала и однажды говорит: «А ведь мы не на любились с тобой за все 59 лет нашей жизни!»
Вы спросите, зачем я всё это пишу, кому это интересно? Но ведь сейчас разучились так любить. Нет той духовной любви, которая никогда не затухает. А другая любовь не может быть вечной, она постепенно затихает и превращается в привычку. Наша любовь протекала не спокойно. Мы оба ревновали к друг другу, сомневались во взаимности чувств. Особенно сильно переживала Зина. Она всё время считала, что я её люблю не так, как она меня. Не верила до конца в мои чувства к ней, боялась холодных отношений и разочарований. От этого часто злилась, нервничала и даже грубо высказывала мне свои мысли. Такие «взрывы» случались не однократно. Особенно она тосковала и сомневалась во мне, когда я уезжал из города.

Кроме этого, «масло в огонь» подливали её родственники. Они говорили, что я не подхожу Зине /как муж/, что молодой человек в 18- 19 лет не будет жениться, что он тебе только испортит авторитет и т.п. Всё это растравляло ей душу, она не верила в мою любовь.

Я тоже ревновал, т.к. Зина танцевала всё время с другими ребятами, кокетничала с ними. Я обижался на её порой холодное отношение ко мне, а иногда и грубость. Моя гордость и самолюбие спровоцировали меня на то, что я иногда её не провожал домой, не приходил к ним и не видел её по 3 -4 дня.

Такие обоюдные «взрывы» чувств чередовались с безмерным счастьем, когда мы верили друг другу. Всё это продолжалось около года. К тому же я очень стеснялся своей любви, боялся потерять своё счастье быть с ней рядом, общаться с ней. Я не брал Зину под руку и тем более боялся каких-либо интимных близостей. Мы обнялись первый раз через год после того, как мы начали дружить. Первый раз я её поцеловал накануне свадьбы. До этого момента я боялся «спугнуть» своё счастье, т.к. она несколько раз говорила, что меня поцелует только муж. Возможно, это была игра для того, чтобы я был смелее. Это потом стало видно из дневников Зины, где она не однократно хотела, чтобы я её поцеловал.

Зина долгое время не хотела выходить замуж. Она всё время искала друга жизни, а не мужа. К тому же её заветная мечта стать актрисой, поступить в театральный институт не покидала её всё время. Зина понимала, что семейная жизнь большей частью не совместима с жизнью актрисы. Почти все артисты несчастны в семейной жизни. Но Зина в этом сомневалась, советовалась с подругами и нашими преподавателями в ВУЗе. В то время, несмотря на строгое отношение к учебному процессу, преподаватели непринуждённо общались со студентами. Приглашали на чай к себе домой, интересовались личной жизнью студентов. Я почти целый год ходил с ребятами с нашего курса домой к профессору Некрасову. Беседовали на разные темы, нередко обедали у него, он нам давал почитать книги из своей библиотеки. Зина тоже советовалась с одним доцентом о своих планах и заветной мечте быть актрисой. Он так же, как и Зинина мать, советовал создать счастливую семью / при такой горячей, страстной любви/, чем забыть о личном счастье и уйти в актрисы.

Мама Зины тоже поставила условие: «Или ты выходишь замуж, или Алёша больше к нам ходить не будет». Она говорила о том, что уже стыдно от людей, вы как муж и жена смотритесь со стороны. Но, главная причина, почему мы расписались в Мичуринском ЗАГСе, — нам надо было постоянно, каждую минуту быть вместе.

После женитьбы я переехал в дом к Зине, мы были безмерно счастливые примерно год. Вот почему в счастливые часы и дни Зина ничего не писала в дневнике.

Когда она забеременела, у нее опять возникли сомнения в моей любви к ней. К тому же у Зины открылась язва двенадцатиперстной кишки. Её постоянно преследовали боли. Ещё на первом курсе она работала на элеваторе /была практика/ и носила вместе с ребятами мешки с зерном. А дальше опущение желудка и, как следствие — язва. В первые месяцы болезни и беременности её постоянно рвало, и были сильные боли. И опять она стала жалеть о том, что не поступила учиться на артистку.

Начались ссоры у Зины с мамой, ко мне она несколько «охладела», постоянно обвиняла меня в том, что я к ней плохо отношусь, что я разлюбил её. Я пытался ей как-то помочь, но она меня не воспринимала. Надо было наладить режим питания, меньше волноваться и только тогда язва будет зарубцовываться. Это неспокойное для всех нас время продолжалось 3 - 4 месяца. Затем Зина успокоилась, подлечила язву, и наша жизнь наладилась.

После рождения дочери мы всё время ходили счастливые. Но учиться, ходить каждый день на занятия при грудном ребёнке было трудно. Грудью Танечку Зина не кормила, т. к. у нее не было молока. Большую часть забот о дочери взяла на себя больная мама Зины. Как она выдержала эти месяцы? - трудно представить.

И вот защита дипломного проекта у Зины. Я сдавал государственные экзамены. Затем работа по назначению в Воронежской области. Мы были единственной парой, направленной на работу в ЦЧЗ. Всех других ребят и девчат «разбросали» по всему СССР, в основном в Чечню, Кабарду, Азербайджан, Сибирь, Дальний Восток и даже в Магадан.

Мы проработали в совхозе 4 года. Потом аспирантура и работа преподавателем в родном ВУЗе больше 40 лет. Но это уже другая история, о которой я, может быть, напишу в другой книге.

Записал Алексей Ульянищев,
любимый и любящий муж и друг, 2016

 Дневники Зинаиды Страховой полностью опубликованы на проза ру