На полевом стане. 1, 2, 3

Эльхан
НА ПОЛЕВОМ СТАНЕ. 1.
Мамы нет.  И так грустно. Не с кем поговорить по душам. Я всегда тянулась к ней. А она не замечала меня,  когда рядом была сестра. Сестра старше меня на два с половиной года, а вела себя  будто ей много лет. Они находили общие темы. И я между ними была, как бы лишней.  У меня одна сестра. Она единственная. Выйдя замуж ей пришлось уехать за мужем.  И вот на тот момент в том городе остались я, да моя мама.
 Ещё в то время нас навещал
 дядя Гоша.  Он жил далеко от нас
 И был в серьезном возрасте. Не знаю сколько было ему лет. Но после первого инсульта его лицо покрылось пигментными пятнами
В народе говорят, что это
- Старческие пятна. Но глаза... В них искрилась жизнь.
Он всю свою сознательную жизнь проработал на кобунди. В переводе означает на полевых работах. Его мозг
- это живая энциклопедия. Знаток по выращиванию сельхоз продуктов. Ещё когда был жив папа, дядя Гоша,  тогда ещё полный сил, и энергии, успешный бригадир, звал к себе на работу. Все уговаривал:
- Борис Сергеевич возьмите хотя бы 1 гектар. Вам ничего не нужно делать. Я сам буду контролировать ваш участок . Просто платите за то, что будут вам пропалывать и все...
Вам ведь лишний доход не помешает. И папа работая при своей должности,  имел сбоку, приличный заработок. 
Дядя Гоша при его огромных доходах жил в колхозе. У него две легковые машины и свои трактористы. Сельхоз техника всегда в порядке.  Переезжать в город не собирался. Сыновей женил, дочь отдал замуж, и сколько бы не уговаривали его переехать ближе к ним, он наотрез отказывался.
 Всем троим детям он купил квартиры и сказал:
- теперь зарабатывайте сами себе на жизнь. Ко мне чтобы не обращались за помощью.
И действительно никому из детей он больше не помогал.
Дом у него небольшой. Сад и огород занимали большую площадь. Жена его рано оставила его. Говорят, что он ее никогда не обижал, но никогда не позволял бегать без дела к детям. У него закон
 -  Женились.  Дочь Ушла из родительского дома, значит пусть живут у себя, и нечего вмешиваться в их жизнь.
Сами разберутся.
Но все со временем меняется.
Дядя Гоша оставил свою работу. Здоровье ему не позволяло дальше продолжать свою деятельность.

Меня и сестру он можно сказать,  очень любил. А мне так, кажется, что просто ему было у нас очень хорошо, и,   спокойно.  Да и притом мы его всегда встречали от души.  Относились к нему, как к родному человеку,  с теплотой. Этого ему видимо не хватало  в своем окружении. Мы в то время уже вышли замуж.  И обе имели по двое детишек. Все хорошее когда то кончается.
 В наши ворота постучалась БЕДА. Правильно говорят - Еже ли Беда пришла, так отворяй ворота...
Первое горе горькое - это внезапно скончался папа.  И тут же следом за спиной невероятные небылицы насчёт папиных доходов. Тогда мы поняли, что оказывается, мы были у всех, как кость в горле.

Мама осталась одна. Моя сестра в то время уже проживала в далёкой Сибири. Хотела приехать, но по финансовым  обстоятельствам не смогла. У сестры случилось ЧП. Им,  срочно нужны были деньги. Причем очень и очень крупная сумма. Недолго думая, мама продала две квартиры, машину и все свои накопления быстро отдала ее мужу. Он в то время не похож на себя. В срочном порядке забрал все и улетел.  А мама осталась жить в 2х комнатной,  почти пустой квартире.
Я маме сказала, что мама будет жить у нас. Мне нужно было только сказать мужу, чтобы он срочно приехал. Но на звонки он не отвечал. Сама пошла быстрым шагом. Пришла видимо не вовремя. Мой "благоверный" кувыркался в нашей постели с моей очень хорошо знакомой.
Увидев меня, оба смутились, и мой,  уже бывший, я так решила про себя, сказал мне, что я слишком много времени уделяю своей маме, а ему ничего не остаётся делать, как снять таким образом свой стресс.
Я, все поняла. Решающее слово:
- Или ты уходишь. Или я с детьми ухожу. Вместе нам не жить под одной крышей. Он буркнул:
-  Я останусь здесь...
Слово сказано им. Дождалась когда он уйдет опять на работу и уже спокойно к подруге, которая работала в паспортном столе. Выписала детей и себя с этого дома. И с одним чемоданом детских вещей, пошла к маме.

Продолжение.  ЭльХан.

НА ПОЛЕВОМ СТАНЕ 2.

Когда уходила, я сказала маме, что увезу ее к нам. А свою полупустую квартиру пусть она сдает в аренду. Лишние деньги ей не помешают. Хотя, как они могут быть лишними, если не было денег, купить даже телевизор. Но мы никогда не спрашивали сестру, что же все таки произошло у них. И почему им понадобилась такая невероятно крупная сумма.  Это осталось их секретом. Тем настоящим секретом, который, мы уже никогда не узнаем. Это произошло в те самые тревожные годы, когда жизнь человека не стоила и гроша.
Так я пешком, с чемоданом пришла до мамы. Спокойно рассказала все, как есть. И сама удивилась тому, как можно быть такой спокойной, когда на воздухе оказались все мы. Без денег, и без будущего...
Говорят, что Бог не даёт непосильной ноши.
Говорят, что  - Выхода нет лишь из гроба, а в остальном всегда найдется выход.
Я лично тогда поступила, как смелая авантюристка. Не имея и гроша за спиной уговорила маму взять 3 гектара земли под лук.
А в то время, уже на полях начались работы. А у меня только сейчас созрел план. И совсем кстати к нам заглянул на огонек дядя Гоша. Увидев где мы обитаем, он очень удивился. Честно без преувеличений рассказали все, что у нас случилось И я осторожно намекнула на то, что хотела бы погектарить один год. Возможно ли это.
Я так поняла, что он даже обрадовался.

Мне уже тогда было его очень жаль. Он уже тогда задыхался.  У него скорее всего болела печень, потому что все его лицо было в коричневых пятнах. Но он не увлекался спиртным, и потому удивительно, что печень его, явно нуждалась в лечении. Один недостаток. Курил очень много.
Тогда он сказал не спеша
-. Ты правильно думаешь. Только работая на земле, можно вытащить хорошие деньги. Если надумаете, я вам помогу всем, чем смогу. Ещё пока не так поздно. Можно посадить.
В срочном порядке нужно было достать деньги. Пошли к маминой соседке 
-  Герде Николаевне. Та удивилась тому, что нам понадобилась такая сумма.
- Танюша, когда сможешь отдашь. Лишь бы эти деньги пошли на пользу, дорогая. Ну а потом пошли суматошные дни. 3,5 гектара нам выделили у лесополосы рядом с дорогой. За три гектара должны сдать план. А пол гектара нам  на тень от деревьев, тд и тп. 
Через дорогу большой колхоз.
Дядя Гоша посмотрел на вспаханное поле и сказал
- Земля бедноватая, но это не страшно. Рабочей силы достаточно будет. С людьми надо подружиться. Тогда они не будут воровать как обычно делают. В общем надо купить инструменты для работы. Но за это не переживайте. У меня в сарае все есть. Я привезу.

Ну вот я имея за спиной высшее образование,  стала работать на поле.
Дети мои всегда рядом. Малыш не отставал от меня ни на шаг. Дочка, она на 3 года старше братика Сообразительная. Им очень нравится простор. Тем более, есть где выспаться. Домик нам выделили. Это бригадный - шипан.
Одна большая комната и широкий топчан внутри. Могут поместиться человек 20.  Я сразу маме ультиматум. Пусть уйдут деньги, но я найму людей на побелку и покраску. Мама моя уже не спорила со мной. Знала, что в грязь жить не пойду. Тем более с детьми.
Пахнет свежей краской. На топчане палас ручной работы из толстых нитей одеяла, матрасы, подушки.   Перешагнешь арык и вот вам сразу поле. Огород. Посажено кустов 30 помидор. Перец болгарский и дунганский сорт. Баклажаны.
Из зелени кин - за, да укроп. Красота, да и только.
Один из рабочих принес маленького щенка. Это большая радость детишкам.
Дядя Гоша на поле просто помолодел. Маме он ничего не говорил, но надо мной командовал очень здорово.
Обычно говорил:
- Ну как не тяжело?... Можешь работать или устала?... Не устала. Ну молодец.
 Молодец. Учись всему, пока я жив.  Вскоре кетменем махала я заправски. Как самый настоящий кобундя. Из соседних бригад прознав, что на поле работают две женщины стали приезжать глянуть кто это такие.

Увидели  многих знакомых
Они в  удивлении. Где это видано, чтобы "белоручки" и вдруг в пыли, и с кетменем,  с лопатой и с тяпкой...
Уходили молча. Жизнь она вот такая штука. Сегодня вся в шоколаде, а назавтра в долгах.
Я молча терпела. Усталости не чувствовала. Ведь за моей спиной мама, и дети. Стала замечать, что дядя Гоша стал чаще задыхаться. А лук в то время только начал садится на головку.  И вдруг с утра к нам стали наезжать люди даже с дальних бригад. Они обходили наше небольшое поле, и уходили не говоря ничего. Удивительно. Позже узнали что по всей округе все поля подверглись мучнистой росе. А мы даже о таком и не слышали. Позже, я как то увидела что это такое.   Лук после мучнистой, становился темным, вялым и мокрым...
Зелёные перья падали на землю., И быстро желтели.
В этот день дядя Гоша не приехал. Это было удивительно.  Через неделю он появился на своей машине.  Похудевший. Оказывается у него был приступ. И соседи в срочном порядке вызвали его детей.
А те, незамедлительно привезли в палату работника нотариальной конторы
И,  там все в письменном порядке зафиксировали кому что....
 
Как говорится - Завещал кому, и  что....

Приехал к нам на поле, и уже до конца сезона не стал уезжать. Спал на улице на маленьком топчане. Ему мы повесили накомарник. А завтракал, обедал, ужинал с нами.  Вечерами, когда комары уходили отдыхать, выходили на свежий воздух и там сидели около дяди. Мои дети звали его просто - Абай. Смешное название.
За несколько месяцев они очень сильно подружились. Жаль одно, то, что он не успел увидеть плоды своего труда. Я имею в виду как мы вырастили урожай в виде 108 тонн с одного гектара. Видавшие виды бригадиры, говорили, что такого они никогда не видели. А как у нас говорят
- Новичкам, и дуракам, везёт в игре.
По окончании урожая мы навестили дядю Гошу. Он был совсем плох. Его уже сильно мучил кашель. Лицо кривилось от боли. Кушать уже ничего не мог. Очень было печально. Перед смертью, он вдруг пришел в сознание. Я тогда только вошла в его комнату. Глянула на его лицо. И вдруг такая жалость пронзила сердце,  что я уселась на край кровати. Сердцу больно очень. И тут услышала ясный голос - Мама у тебя очень хорошая. Береги её. На поле больше не работайте. Это просто вам повезло на первый год. Денег много соберете.  Больше не надо работать...

Тишина. Ждала, что  ещё что - то скажет. Но вроде уснул. Тихо вышла из комнаты. Следом вошла его дочь.  Несколько минут и уже оттуда
- Аркаша, по моему папа умер.
Аркадий, это дяди Гоши старший сын.
Похоронили его на третий день. Шел сильный дождь. Все мы промокли до ниточки. Все люди говорили, что дядя Аркаша хороший человек и потому  небо плачет по нему..
 
Продолжение.   ЭльХан.


НА ПОЛЕВОМ СТАНЕ 3.

Я хорошо помню последнее наставление дяди Гоши. Он сказал, чтобы мы больше не сажали лук. Он умный.   Я маме передала все его слова.
Но мы часто игнорируем все хорошие советы, когда касается денег.
Мама,  мне предложила  посадить 1,5 гектара осеннего лука. А это значит, мы должны уже в конце  июня,  держать неплохие деньги.
Мама предложила, и я сразу согласилась. Рабочие быстро нашлись
 Посадили и несколько раз полили.  Лук  подрос. Ну если не сильные морозы, то тогда сам перезимует. А с весны,  мы уже начнём пропалывать.
В гости приехала сестра. Беленькая и очень цветущая. Суровый климат ей к лицу. А, мой бывший муж, можно сказать, почти ночевал на скамейке, напротив маминого подъезда. Ему нужно было вернуть семью. Но я уже никогда бы не простила ему то, что он сделал. Его поступок в моих глазах самый самый позорный. Правда я всегда повторяла детям, что у них самое прекрасное Древо. И они всегда должны им гордиться ...
Но то, что он показал себя позорищем, это...
То, что он променял нас на дом, это ему аукнулось  в его неустроенности  жизни.  Я ни в коем случае не радовалась тому, что у него ничего не срослось. Я думала только о том, как же мне поднять моих детей и поставить на ноги.

 Я помню как дядя Гоша учил меня делать полив,  работать кетменем, тяпкой...
Он указывал на какое то место и говорил
- Давай работай.... 
И тут - же вопрос на засыпку.
- А почему здесь, а не там?...
Кетмень подскакивал.  Мозоль натиралась и лопалась.   Мокрое лицо от пота и  прикушенная губа
- Ничего... Немного трудно...  Всему свое время...
Прав был дядя Гоша, когда говорил, что нужно вовремя остановиться.
Я опять повторюсь. Уже последний полив закончен. Лук принял рост. Спокойно может перезимовать. А я по полю. Срывала ту траву, которая помешает росту.
Пока ходила по полю, все время такое ощущение, что кто - то следит.
 Опасность из лесополосы.  Там сбоку  где кусты. Поделилась с мамой. Она  заволновалась.  А уже наступил вечер. Переоделись. Закрыли вагончик и на трассу. Машин практически нет. С детишками осталась моя сестра. Она задержалась у мамы в гостях. Стало совсем темно. К нам подошли женщины из колхоза и предупредили, что по амнистии выпустили многих заключённых
- Вы не спите здесь. Они плохие люди.  Как нибудь уезжайте домой.
Тишина на трассе. Потянуло холодом. Постояли ещё немного, и пошли обратно к вагончику. Такое ощущение, что кто - то постоянно следит.  В этот раз не стала  пугать маму.
Подумала, вагончик железный. Крепкие запоры. Рядом жилье. Людей много. Если что - то, так нас не оставят в беде. Обязательно  придут на помощь. Нас очень уважали и жалели. (Всегда приносили горячие лепешки, сюзьму, молоко)...
Вечерами приходили поболтать. Очень хорошие и сердечные люди жили в этом колхозе.
Так мы в вагончике. Постелили матрасы и легли спать прямо в куртках. Одеяла теплые, но что то сыро. Мама засопела рядом. А мне не спится. Уже поздно. И в колхозе наступила тишина. Собаки перестали лаять. Глянула на часы. Уже 24.00.
Вдруг услышала, как с трассы на нашу дорогу свернула грузовая машина. Она ехала медленно . Почти ползла. Интуиция у меня самая, что ни есть мощная.  Я чувствую когда мне грозит опасность. Тихо позвала маму. Она вздрогнула и спросила:
 - А ты чего не спишь? ...
- Мама к нам едет грузовая машина. Думаю это тюремные. Наверное нас сейчас убьют...
- Ты что говоришь?...
Мама моя по гороскопу  - Тигр. Она ничего не боится. Открыла запор, а мне приказала не высовывать нос. 
Взяв в руки кетмень вышла.  Я услышала мамин голос . Что вам здесь ночью нужно?  - Витя, запиши номер машины  39 - 17 ...
Это хитрый ход. Никакого Вити.Так страшно! Не знаю зачем, но я автоматически взяла в руки лопату и начала бить по железной стенке вагончика. Грохот невообразимый. Собаки хором залаяли..
 Я услышала крики людей... Взбудоражен колхоз.
 Машина стала быстро уезжать. Мама пришла.
- Знаешь, там их человек 12 приехали. Как я сказала номер машины, шофер заскочил сразу в кабину, а когда люди с колхоза начали орать, так они все побежали за машиной. А тот включил  скорость. Испугались. Ну все. Больше не приедут.
Обратно легли опять в одежде. И вдруг такой страх обуял

Уселась на матрац и говорю
- Мама, они едут опять сюда.
Не знаю, что на меня нашло, но меня стало трясти. Не долго думая мама быстро взяла сумку и мы помчались на кукурузное поле. Не успели присесть, как появилась  грузовая машина. Она ехала опять тихо и,  без включенных фар.
Мама пригибаясь стала продвигаться к кустарникам, к тем, откуда  я чуяла опасность еще вечером. А у мамы свой расчет. Оттуда можно быстро выскочить на трассу.  Там ведь люди рядом.
Она мне тихо
- Скорее...
И вот мы за кустами. Вовремя. Свет яркий от фонариков. Они искали нас в кукурузном поле. Я чувствую, как по лицу стекает холодный пот.  Такого страха я больше никогда не испытывала. Думала про себя
- Меня дядя Гоша предупреждал, чтобы мы не подходили больше к полям..
 Ну почему... Почему не приняла это во внимание..

Сожаление.  Страх. И молитва... Как она помогает в трудный час . Я имею ввиду Молитва. Как будто позвала Небесные силы и они все рядом.
Мы молчали и не двигались. Даже в тот момент, когда свет от фонариков скользнул прямо около нас..
 Мы услышали как они матерились. А потом стали хозяйничать в вагончике. Были ли у нас силы встать и пойти на трассу. Нет конечно. До самого рассвета мы просидели на бревнышке за кустами, а утром пошли к вагончику. Там пух летал от малейшего дуновения ветерка. Все подушки были  порезаны ножом. Одеяла валялись в арыке. Там после полива, грязь. Газ плита вся покареженая. Спокойно пошли на трассу.
Такси быстро доставила нас до дома. А там уже мама позвонила к знакомому бригадиру. Я проходила мимо  и слышала
- Ну посмотрите сами. Вы же знаете где мы подняли урожай. Если что померяйте шагомером. Там 1 гектар и 60 соток. Мне дайте то, что я израсходовала и за мои труды .
 Да. Хорошо..

Через три часа они уже  сидели у нас. Он сам и его жена.
Они посмотрели поле, всходы.  Им понравилось. Дали нам ту сумму, что потребовала мама, и ушли.
И,  как бы нам  хотелось чтобы они сделали деньги на этом поле. Но это не свершилось. Убойно воровали лук с их поля. Там уже и ловить нечего. Говорят,  что произошел конфликт между местными и  бригадиром. И в отместку за это,  они пригрозили поджечь вагончик.
Дороже жизни ничего нет. Ему пришлось уплатить план наличкой, и уехать. Вот такие дела! Наверное что то сделал не так, раз местные ополчились против него. Нужно быть добрее к людям. И не говорить всем, что БОГА НЕТ
Он ярый атеист.
А на сегодня, я все таки не согласна с теми людьми, кто говорит - БОГА НЕТ.

Их аргумент.
 1. - КОСМОНАВТЫ ИЗБОРОЗДИЛИ
ВСЕ НЕБО И НИКТО НЕ ВСТРЕТИЛСЯ С НИМ ...
2.  - ПОТУСТОРОННИЙ МИР НЕ СУЩЕСТВУЕТ. 
Их аргумент
 1. А,  КТО - НИБУДЬ ВИДЕЛ ТАМ ХОТЯ БЫ ОДНУ ЛЕТАЮЩУЮ ДУШУ?....
Я не согласна с ними.  Если не верят, то почему в тяжёлые моменты жизни сразу обращаются к БОГУ, и просят защиты!?! ВЕРА,  она должна быть у всех.
А сейчас мне просто хочется пожелать

P.S.
-  Забудьте  возраст. И смейтесь
от души. Смех точно продлевает
жизнь
А, Счастье, спутница Удачи,
Пусть будет рядом с вами
Навсегда
А,  музыка в душе, пусть вас
 к успеху приведет!


ЭльХан