Надо ли бороться против Деда Мороза?

Валентина Ульянова
Сейчас в православной среде можно встретить диаметрально противоположные ответы на этот вопрос. Одни воинственно провозглашают, что Дед Мороз - это злобный бес, стремящийся всех заморозить; что те, кто в него рядятся, грешат; а детям не нужны обман и вера в беса.

Другие утверждают, что такого «бога» не было у славян, что Дед Мороз – это не более чем персонаж русского фольклора, который в настоящее время стал сказочным добрым старичком, приносящим подарки, - и призывают не лишать детей красочной сказки о добре.

Сторонники первых, радикальных взглядов, однако, забывают, что Церковь всегда относилась к проявлениям любой национальной культуры, к обычаям и традициям каждого народа рассудительно, бережно и здраво, не разрушая и отвергая, а используя всё, что только может помочь в воспитании и духовном возрастании личности.

Сказка, которая не относится к языческим культам, - это мощное воспитательное средство, она помогает сделать мир детей богаче, ярче, добрее; развивает творческие стороны личности, фантазию, воображение; она также взращивает и добродетели - доброту, сострадание и любовь.

У нас есть свидетельство об отношении к Деду Морозу святого отца высочайшей жизни, чистейшей веры, почти нашего современника.

Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, самоотверженно заботившийся о своей пастве, о верном следовании всем правилам Православной Церкви, о воспитании детей в верности вере, - отнюдь не лишал русских детей встречи со сказкой и ожидания рождественских подарков от Деда Мороза. Очевидно, что он не считал детскую сказку вопросом вероисповедания, а относился к ней как одному из обычаев, помогающих воспитать малышей в добре и любви.

Об этом так вспоминала его духовная дочь:

«В 1962-м г. с радостью мы встречаем Владыку Иоанна в Сан-Франциско. Я уже была замужем и у нас было трое детей.

Озабоченность Владыки о своих пасомых не переставала. Владыка боролся против смешанных браков, изменений русских фамилий на иностранные, участия в инославном праздновании Рождества Христова. Авторитет Владыки и его личная забота о воспитании детей в Америке убеждали нас, родителей, что он нас направит и будет исправлять. Его наставления были таковыми: "Живя в свободной стране, нужно особенно пользоваться свободой религии, и самим не отказываться и не менять свои обычаи". Его влияние выразилось, например, в том, что дети просили Деда Мороза приносить им елку 7 января, а не 25 декабря (по гражданскому календарю).

Наша работа с Владыкой в тяжелые для всех годы в Сан-Франциско особенно сблизила нашу семью с ним».
(Воспоминания о святителе Иоанне (Максимовиче), архиепископе Шанхайском и Сан-Францисском)
Протоиерей Андрей Николаиди даёт обобщённый и точный очерк отношения Церкви к таким вопросам:

«Дед Мороз… фигурирует в сказах и сказках, но особого культа, особого почитания его не существовало, по крайней мере, таких следов почитания, какие оставили Коляда, Ярило и Купала, найти невозможно. …

И не нужно православным бояться светской нецерковной культуры, частью которой является волшебная сказка. Она – наша помощница в борьбе с мраком бескультурья и внетрадиционности. Культуру надо христианизировать, а не игнорировать. Именно так поступили с эллинизмом великие святые отцы, а со славянской культурной традицией наши благочестивые предки, превратив миф в сказку.  Поэтому пусть в наши окна стучится добрый старый сказочный Дед Мороз».

Иерей Алексей Агапов, настоятель храма Святого Архистратига Божия Михаила (г. Жуковский) пишет:

«Дед Мороз — это сказка. А для ребенка сказка — очень важная часть его мира, для него совершенно очевидно, что сказка есть! И когда люди, сами с разрушенным укладом, вдруг решают ниспровергнуть все основы и сделать все заново и правильно, когда они лишают детей этапа мифологического сознания, они наносят им большой вред. Сказка — часть живой фольклорной традиции, которая есть во всех культурах. …лучше не ломать, а бережно отнестись к тому, что традиционно существует. Давайте к святым отцам обратимся: и Василий Великий, и Иоанн Златоуст были воспитаны на языческой литературе и философии, и впоследствии ни то ни другое не отвергали как что-то ненужное и вредное (у Василия Великого есть даже статья «О пользе для юношества языческих сочинений»). Никто из них не говорил: «А, это все язычество!..»».

Действительно, святители Василий Великий и Григорий Богослов учили, что вполне допустимо и нужно использовать явления культуры, созданные вне христианской традиции, при начальном воспитании христианской личности.

В труде святителя Василия Великого "К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями" он говорит о нравственной пользе этих книг. Святитель полагает, что в ранний период нашей жизни, когда мы только лишь начинаем наше "возрастание", только приближаемся к постижению глубоких смыслов книг Священного Писания, "мы и в других писаниях, не вовсе от них далеких, упражняем на время духовное око, как в некоторых тенях и зеркалах". Они как бы "отражают" в себе некий свет, отблеск подлинной богооткровенной истины, и без такой мягкой пищи неокрепшей душе трудно возрастать духовно, как и без бесед "со стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть лишь какая-либо польза к попечению о душе".

Конечно, святитель Василий Великий, говоря о полезности многих из произведений античных авторов, предостерегает от некритичного отношения к ним: "Посему, со всяким охранением надобно оберегать душу, чтоб, находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества. Поэтому не будем хвалить стихотворцев, когда злословят, насмехаются, представляют влюбленных и упивающихся, или когда ограничивают блаженство раздольным столом и разгульными песнями. Всего же менее будем внимать им, когда говорят что-нибудь о многих богах, и притом разномыслящих".

При этом св. Василий Великий убеждён, что трезвенному читателю и античные сочинения могут принести немалую пользу. Если оставлять в стороне все чуждое христианству, в них можно найти много высоких и великих мыслей, чистых нравственных идеалов: "В тщательно собирающих пользу с каждой вещи, как и в больших реках, отовсюду, обыкновенно, прибывает многое".

Святитель Григорий Богослов также учил, что в той "внешней учености", которой "многие из христиан, по худому разумению, гнушаются, как злохудожною, опасною и удаляющею от Бога», содержится немало полезного и важного. (Святитель Григорий Богослов. Надгробное слово Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийския)

Итак, взгляды тех православных, которые относятся к Деду Морозу, как к сказочному доброму персонажу, который не мешает, а помогает воспитывать детей в системе христианских ценностей, обоснованы. Учение святых отцов согласно с ними.