Последнее аналоговое поколение

Алекс95
Если родилось первое цифровое поколение – люди, с детства имеющие дело с электронными «гаджетами», то, значит, есть и последнее аналоговое.

И судьба его довольно печальна. Это неголословное заявление, хоть оно и основано на личном персональном опыте – я сам из последнего аналогового поколения.

Впервые сел за компьютер в 9 лет, но регулярно пользоваться стал только лет с 12 (с периодическим доступом к интернету); до пятого класса включительно мне приходилось писать доклады и рефераты от руки. Собственный компьютер появился летом после 8 класса – отец отдал мне свой старый «десктоп», а постоянное подключение к Сети получил лишь в предпоследнем классе. Первый мобильный телефон получил в начальной школе... и это была монохромная (чёрно-белая) Нокия модели 1100. А возможно 1101 или 1108, они внешне похожи. Потом было пару старых сотовых, отданных родителями. Затем Нокия модели 6300, служившая мне до недавнего времени; лишь этим летом побитый и потёртый за примерно 11 лет, но крепкий «старый друг» с чёрным корпусом «ушёл» – я просто перестал его ставить на зарядку.

Таким образом, на меня в большей степени повлияли чтение книг и телевидение, чем компьютер или мобильный телефон. А смартфоны для меня в целом остаются тёмным лесом; я просто не использую большинство встроенных в них функций и приложений. Я пропустил этот переход – от обычных мобильников к смартфонам и разным ай-устройствам. В «нокиях» я ни разу не использовал только РТТ (я всё же поинтересовался что это такое – технология 1980-х годов, позволяющая использовать мобильный как рацию); Bluetooth использовал лишь пару раз. Я не использовал большинство приложений своего смартфона только потому, что мне хватает «десктопа» и ноутбука (довольно «тормознутого», особенно с «операционкой» Windows 8, а нормальные стоят дорого). Конечно, в целом я больше понимаю в новых технологиях, чем родители, но, стыдно сказать, отец лучше меня разбирается в операционных системах и драйверах. Мама освоила Skype и WhatsApp, но при этом просит меня набирать в своих телефонах СМС-ки и записывать в их память чужие телефонные номера.

Современные школьники получают раньше и в большем объёме навыки пользования компьютерами, различными программами общего и специального назначения. И это касается не только Ворда и Экселя, которые мои ровесники постигали в классе шестом-седьмом-восьмом и, уже будучи в выпускном классе, наблюдали как те же (или похожие) задания по этим программам выполняют уже пятиклассники. В 16-м году я был на празднике (тридцатипятилетний юбилей) в своей школе, через три года после выпуска. Зайдя к учительнице информатики, я наблюдал как шестиклассник(!) писал программу в NetLogo (не хочется объяснять что это, лучше посмотрите сами; скажу лишь, что это среда разработки под одноимённый функциональный(!) язык программирования, являющийся диалектом языков Logo и Lisp). Да, это разработано для школьников и просто людей без опыта программирования, но я ознакомился с этой программой лишь незадолго до этого, на пару месяцев раньше. На четвёртом курсе университета! В рамках краткого введения в технологии искусственного интеллекта в виде курса под названием «Неклассические логики».

А в августе (августе 2019-го) я видел объявление – открытие частного обучающего центра для детей и подростков (с двух до пятнадцати лет). И в списке направлений кружков значилось программирование на Python (интерпретируемый язык программирования, подробности смотрите сами).

Учитывая, какие прогнозы на будущее звучат из уст различных глашатаев научно-технического прогресса, миллениалов и прежде всего их «аналоговую» прослойку ждёт серьёзная конкуренция (и на рынке труда, и в целом по жизни) со стороны более поздних поколений. Впрочем, и они (да и кое-кто из предшественников миллениалов) будут жаловаться, что «этим соплякам всё достаётся в более раннем возрасте, чем нам», что «то, что мы изучали в универе, они изучают в школе, а то и детском саду»...

Но главной трагедией следует, наверное, назвать смену культур, парадигм мышления. Наступает эпоха пресловутого клипового (пунктирного) мышления, которое вытесняет прежнее линейное (текстоцентрическое). Проще говоря, темп жизни с обилием информации, идущей через сети в графическом виде (схемы, диаграммы, графики, таблицы, картинки, видео), людей отучают от крупных форм выражения мысли, от восприятия больших объёмов текста и текста вообще. Люди лишаются возможности долго думать, сосредотачиваться на чём-то одном. На смену интеллектуальному стайерству пришёл интеллектуальный спринт. Человек пытается делать несколько дел сразу, постоянно переключаться между ними. Постепенно мы меняемся. «Интернет буквально перепаивает наши мозги», как сказал морской биолог и писатель-фантаст Питер Уоттс в одном из своих интервью. И это относится, как я понимаю, не только к молодым...

Да, возможно, нас ждёт дивный новый мир... но не для всех. Кто-то очень хорошо устроится в нём, а кто-то будет выброшен на обочину жизни.

Возможно, нас ждёт воплощение идей трансгуманизма, когда люди будут как боги... или уже не совсем люди...