Мои рассуждения о вере

Лада Надеждина
Это было давно. Ещё в  период  моего  активного  участия в общественной жизни  города, в котором я работала. Не равнодушных людей  разных специальностей  в библиотеке при  ДК собрала прекрасный работник библиотеки в кружок « Собеседник». Собирались раз в месяц. Темы были разные. Я на то время  задумалась о смысле моего существования. Искала единомышленников для общения. Потому, когда готовились к очередному заседанию, я всегда подбирала темы, которые меня удивляли или,  мне хотелось услышать мнение других. Я столкнулась с тем, что не каждому интересны мои поиски. Некоторые  относились с иронией, но, что самое удивительное, всегда с удовольствием слушали. И так постепенно они привыкли к моему чудачеству, а я всё выбирала новые и новые темы. Дело дошло  до темы «Вера». А поразил меня труд Л Н Толстого «Моя исповедь и моя вера». Не знаю, откуда эта книга у меня появилась. Кажется, мне её предложил почитать Миша Мясоедов. С восемнадцати лет он после травмы провёл в инвалидной  коляске. Много читал, знал все законы, помогал  всем, общем  ходячая, как говорят в народе, энциклопедия. Прочитала, нет, проработала я   «исповедь и веру», и задумалась. Если умный, образованный граф тех времён  засомневался в тщете своего существования, то,  что говорить нам, простым смертным, выходцам из черни. Возник вопрос: «Почему Льва Николаевича отлучили от церкви?» Хотелось больше о нём узнать. Я читала его исповедь  и думала о том, а верил ли он в Бога. И  он пишет, что сомнения  у него появились тогда, когда   в 16 лет начал читать философские сочинения:  «Верил ли я в Бога или, скорее не отрицал его, но какого Бога, я не мог сказать. Я не отрицал учение Христа, но в чём это учение, я не мог сказать. Но одно я мог сказать  чётко, что  МОЯ ИСТЕННАЯ ВЕРА БЫЛА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ». Ибо Иисус сказал: «Будьте совершенны, как Отец наш небесный». Что же такое «совершенный?» Платон в своих трудах даёт определение, что  Совершенный- это Посвящённый  в Божественную Мудрость.   Толстой  не знал, в чём надо совершенствоваться, и начал совершенствоваться во всём. Появилось желание быть сильным, славным, богатым. Но за то, что он старался быть хорошим, получал от окружения насмешки, презрение.  А, когда пускался во все тяжкие  грехи, его хвалили, поощряли. Он пишет, что  10 лет  он убивал людей,  впадал в блуд, обманывал, а  его  считали нравственным человеком. Начал писать, хотя предавал этому мало значения. Он писал о том, чем жил. И снова его  восхваляли,  ему льстили. И он возомнил, что может поучать других.  Но проходит время и он начинает сомневаться в свой миссии, ибо заметил, что «жрецы» этой веры ( так он называет писателей) в основном сами безнравственны. И он сокрушался, что благодаря общению с ними, он внёс в свою жизнь гордыню и уверенность в том, что он может поучать других.
Уехав на некоторое время за границу, Лев Николаевич убедился, что надо идти в ногу с прогрессом. Но куда заведёт этот прогресс, понятия не имел. По возвращению, он открывает школы, но опять возникает сомнение, а чему он может научить! И, почувствовав, что не совсем умственно здоров, уезжает в башкирские степи попить кумыса, отвлечься от суеты. Вернувшись, он жениться, продолжает писать, чтобы поправить свои финансовые дела, да заглушить  вопросы о тщете своего существования. Но всё чаще посещают минуты недоумения, он теряется, впадает в уныние и  задаёт вопрос: « Зачем»? Вот я богат, а зачем?  Ну, буду я славнее Гоголя, а зачем?  Он чувствовал, что на чём стоял, стало рушиться. Жизнь, как будто, остановилась. Даже истину ему не хотелось искать, ибо он догадывался, в чём она. Он, как будто жил, жил, шёл и пришёл к пропасти. И остановиться нельзя, и  отступать некуда. Жизнь ему показалась БЕССМЫСЛИЦЕЙ. Он, здоровый счастливый человек, не хотел больше так жить.  Непреодолимая сила его тянула избавиться от неё. И, он, окружённый любовью, счастливый, богатый, уважаемый  человек чувствовал, что его жизнь- какая то глупая, злая шутка. Что кто- то там, на верху, потешается над ним. Что он, дошедший до вершины,  имеет всё, чего только хочет человек в этой жизни, чувствует себя дурак –дураком. Стоит на вершине и понимает, что в жизни ничего нет, не было и не будет.
 Решил спросить у других.  Спросил. Его утешило, что не он один искал и не нашёл. Не нашли и другие. Но те, другие, сделали вывод, что бессмыслица земного существования_ это единственное знание, доступное человеку. И он задумался, а есть ли в жизни такой смысл, который бы не уничтожался предстоящей  смертью.  Почитав древних мудрецов, Лев Николаевич  разочаровался. Сократ говорил, что жизнь тела_ это зло и ложь, а уничтожение тела_ это благо. И мы должны его желать. Шопенгауэр  сказал, что жизнь_ это то, чего не должно быть. Соломон утверждал, что жизнь есть суета сует и томление духа. Будда сокрушался, что жить с сознанием неизбежности  страданий, ослабления, старости и смерти_ нельзя. Надо освободить  себя от всякой возможности жить. Рассуждая таким образом, Лев Николаевич пришёл к выводу, что в мироздании всё устроено необыкновенно умно, но его не устраивало его положение в этом мире. Разочаровавшись в мировоззрении его окружения, он, наконец, вспомнил о простом люде и пошёл в народ выяснять, как же они живут, и во что веруют. И здесь он увидел совсем другое. В то время, как РАЗУМНОЕ ЗНАНИЕ в лице учёных, мудрецов отрицает смысл жизни, а огромная масса простых людей признаёт этот смысл  в НЕРЗУМНОМ ЗНАНИИ. И это НЕРАЗУМОЕ ЗНАНИИ_ЕСТЬ ВЕРА, ДАЮЩАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ  ЖИТЬ ! ВЕРА есть СМЫСЛ ЖИЗНИ! Без веры жить нельзя! Только надо различать ВЕРУ И РЕЛИГИЮ и, наверно, и ЦЕРЬКОВЬ! Не совсем радужно складывались у Льва Николаевича  отношение с церковью. Его желание разобраться  в смысле человеческой жизни и о роли церкви и её догматов в духовном воспитании  её паствы, не всегда поддерживались церковью. Дошло до того, что его отлучили от церкви. Он страдал от этого, находил силы подойти к воротам храма, но войти в него не хватило сил. Что творилось в душе этого незаурядного, ищущего смысл своего существования, графа? Что заставило бросить родовое гнездо и пуститься в бега, чтобы последние минуты своей жизни встретить  не в кругу родных, а на постоялом дворе среди чужих ему людей?  Какими были его последние мысли? К кому он взывал о помощи? У кого он просил прощения? И  чья ладонь легонько прикрыла его глаза?
 Как близки мне его переживания, как понятно то чувства, что  ты в семье и в тоже время одинок. Когда тебя не понимают и не разделяют твоё видение мира. Окружение тебя гнетёт, и ты  ищешь уголок, где страдания нет, где вечно царит блаженство, покой, где отдыхаешь не телом, душой, где исчезнет хаос, боль, суета, где царит вечность и её пустота. Но он, граф, мог себе позволить пуститься в поиски такого уголка. А нам, обычным, да в современном  мире! Но тешит мысль, что в книге всех книг Библии есть такие слова: «Вам будет дано по вашей ВЕРЕ». 
Кто то скажет: «Куда ты со своим свиным рылом в калашный ряд? Кто ты такая, чтобы проводить аналогию между классиком и собой? И будет, наверное, прав. Но, так как я тоже увлеклась в своё время философскими сочинениями, возникло много вопросов, на которые я не нашла чёткого ответа в Библии. И, когда мне говорят, что эту настольную книгу надо ещё научиться читать между строк, ждать, когда Господь откроет тебе истинную её суть. И только тогда, ты  что  то начнёшь понимать. И приходит мысль, что её просто зашифровали, сокрыв истину учения Христа. Кто же он: « Учитель или Спаситель?» Учил, как избежать погибели человечества  от растления или, как закланный агнец, забрал все грехи человечества и унёс? А может он восстановил связь  с Богом духовной составляющей души человека, которая спит, убаюканная материальными благами?  Кто разбудит нашу душу? Но только не церковь, тоже погрязшая в материи, а тем более священнослужители. И тут - то приходит  на ум одна из заповедей Христа: « Не судите, да не судимы будите!» Истина! А  верующие в Бога дополняют, что, дескать, о себе подумай, а они своё получат. Так-  то оно так. Тогда с кого брать пример, если не с тех, кто проповедует эти заповеди? Но  они,  проповедуют  одно, а делает совсем  другое. И вот, где бы вы подумали, я нашла ответ на мучавший меня вопрос?  В Бхагавадгите! В своих наставлениях Кришна в стихах 29-31 на странице471-474 с главе9, посвященной самым сокровенным знаниям, объясняет, что никто не имеет права осуждать, высмеивать  того, кто преданно служит  Ему. И даже тогда, когда его  преданный  сделал  самые дурные поступки, поддавшись давлению  материальных привязанностей. Он это сделал, дескать,  по  своей материальной природе, но завтра он снова станет на праведный путь и будет снова преданно служить Ему.  А так как  Он находиться в сердце своего преданного, то Он и очистит его сердце. Проведя аналогию, можно сказать, что и наши священники, иногда впадая в чревоугодие, блуд , сквернословие, знают, как можно отмолить свои грехи и выпросить у Бога прощение. Одна оговорка у Кришны, что это Он делает, когда это  сделал преданный случайно  и,  осознав это,  больше не будет совершать дурные поступки. В противном случае ему надо будет заняться более тщательным очищением своего сердца от материальной скверны. Но это у них, у тех, кто не только верует, но и живёт по Ведам. А как у нас, у православных? Что обещают своим прихожанам? Жизнь Вечную и Царство Небесное? А, чтобы достичь этого, надо просто ВЕРИТЬ,КАЯТЬСЯ В СВОИХ ГРЕХАХ  И МОЛИТЬСЯ! А вот моё личное   мнение, что одной ВЕРЫ мало, надо ещё ЗНАТЬ! Хотя бы самое главное: « Кто? и Зачем ? Пусть мы и не будем знать, кто нас создал, но зачем , Что Он хотел от человека? Какие надежды возлагал на нас? Что и когда пошло не так? И что ждёт род падшего Адама? Какой  и в чём выход?
Вы скажете: « А зачем тебе это? Живи и не ломай себе голову? Тебе уже стукнуло 83 год, а ты всё ищешь ответ». Думаю, что,  не зная своего назначения, ты как ненужная щепка плаваешь среди таких же не нашедших себя, не приставших к своему берегу, а, значит,  проживаешь чужую жизнь. И если ты  строишь свою жизнь сам, то, не зная, зачем ты пришёл в этом воплощении, ты  случайно выбираешь себе профессию, то  случайного спутника жизни. А затем всё сваливаешь  на Судьбу.  Правда, удобно! Прожить всю жизнь и понять, что не то делал, не с тем жил, не тем увлекался. А просто потратил отпущенное тебе время  куда зря и стоишь на рубеже как дурак- дураком и думаешь: «А что ты оставил после себя?» И радуешься одному, что после тебя будут жить твои дети. Может  они найдут ответы на вечные вопросы. Спасибо вам, мои девочки, что вы выбрали меня и, может быть, хоть иногда будете вспоминать свою, вот такую, ищущую, мать!