Дед Мороз и ёлочные игрушки

Юлия Квант
Новый год мы всегда празднуем в деревне у дедушки и бабушки. Так было и в этот раз. Но если обычно я с нетерпением ждал дня отъезда и радостно ликовал, когда он, наконец, наступал, то в этом году настроение было совсем не то. Я по-прежнему хотел в деревню, но не потому, что мы всей семьей будем встречать там мой любимый праздник, а потому, что хотел поскорее увидеться с друзьями, отдохнуть от школы во время каникул, а еще походить по лесу в одиночестве. Да, пожалуй, последнего мне в тот момент хотелось больше всего, ведь накануне случилось то, чего не должно было случиться.

Я случайно за день до отъезда нашел в прихожей чек на покупку «Железной дороги», которую попросил у Деда Мороза в подарок на этот Новый год. На чеке был адрес магазина игрушек нашего города и номер кредитной карточки папы. Так я понял, что никакого Деда Мороза не существует, а подарки своим детям покупают сами родители. Это было настоящим шоком. Детство, такое прекрасное и полное чудес, вдруг как-то в одно мгновение закончилось. Осознание того, что новогоднего волшебства на самом деле не существует, заставило меня резко повзрослеть, буквально за пару минут. Вот и получилось, что в возрасте восьми лет я утратил одним махом веру в Деда Мороза и свое детство. И все сказки остались в нем, поэтому в деревню я ехал в дурном настроении.
Не было, как раньше, духа таинственности и предвкушения чего-то большого, светлого, настоящего что ли. Все стало таким обыденным, что даже слезы пытались пролиться через край моего разочарования. Но я им не разрешил.
Родителям я естественно ничего не сказал. Они сначала пытались выяснить, что произошло, почему у меня нет настроения, но я откровенно надулся и отвернулся в другую сторону. А что бы я им сказал? Моя мужская выдержка и так висела на волоске! Поэтому спасибо им, что все же оставили меня наедине с моими мыслями, а то разревелся бы от переизбытка чувств, только напугал бы маму и огорчил папу. А так они всю дорогу лишь переглядывались, а в пояснение дедушке и бабушке пожали плечами, стреляя глазами в мою сторону.

Я даже не остался наряжать ёлку вместе со всеми – все во мне было против этой внезапно открывшейся фальши. Отпросился погулять. Сам оделся и молча вышел во двор. На самом деле причина была не только во мне. Я боялся своим поведением нечаянно задеть свою маленькую сестренку. Приготовления, костюмы, ёлка – она была так увлечена всем этим, так ждала чуда, а я… Вдруг не сдержался бы при ней. Аринке всего четыре, и для нее детство должно продолжиться.
Через некоторое время во двор вышел дедушка.

- Не хочешь вместе со всеми украсить ёлку? – Спросил он, присаживаясь на скамейку рядом со мной.
- Нет, – буркнул я в ответ.
- Видимо, есть очень серьезная причина, – понимающе констатировал дед. – Это ведь твой любимый праздник, Егорка!
- Враньё – весь этот ваш праздник! Нет никакого Деда Мороза! Нет никакого волшебства! – Слезы все-таки навернулись на глаза сквозь мою злость. – Новый год ненастоящий!

Дедушка молчал. Он не пытался переубедить меня. И утешить тоже не кинулся.
- Понимаю, – только и сказал он в ответ. Он, как обычно, все понял. – Да, Новый год, как и любой другой праздник, люди создают своими руками. Бабушка и мама приготовят что-нибудь вкусненькое. Папа завернет подарки, купит петарды и сделает всем сюрприз. Мы с тобой и Аринкой повесим гирлянды и подготовим конкурсы… – Дед говорил тихо и с какой-то грустинкой в голосе.

А я вдруг ясно понял, что праздник начинается с ожидания, когда все еще только готовятся к нему. Я все это помнил даже лучше, чем сам Новый год, когда украшаешь ёлку и весь дом, таскаешь со стола колбаску, огурчики и прыгаешь от счастья, что этой ночью нас всех ждет какое-нибудь чудо. Я усмехнулся сам себе. Действительно, когда это я видел чудо? Из раздумий меня вернул голос дедушки:
- Это праздник для всех нас. И он настоящий, – я повертел головой, а дед добавил: А волшебство существует. Но пойми, Егорка, в него нужно верить не только глазами.
Я молчал, взглянув на дедушку и ожидая пояснений.
- Пойдем-ка, – произнес он бодро, вставая со скамейки и протягивая мне руку.
Дед взял фонарь, и мы пошли с ним в сторону леса.

- Мне повезло в детстве – рассказывал дед, пока мы шли. – Я встречался с настоящим Дедом Морозом дважды.
- Нет никакого Деда Мороза! – Громко запротестовал я, уже не скрывая свое негодование.
- Почему ты так решил?
- Потому что я знаю это, – упрямо заявил я в ответ.
Дед остановился и усмехнулся:
- Да откуда ж ты можешь знать? Дед Мороз – величайшая тайна этого мира! Подумай сам: если его нет, почему все дети на свете верят в него? Потому что им взрослые о нем рассказывают? Нет. Они верят потому, что чувствуют его присутствие.

- Я знаю, что это папа купил подарки, которые мы с Аринкой просили у Деда Мороза на Новый год, – наконец выложил я свой козырь.
- Все родители сами покупают подарки, – вдруг честно заявил дедушка. – Но ведь этот факт не доказывает того, что Деда Мороза не существует. Не так ли?
- Не так. Вы всегда говорили, что это Дед Мороз нам принес подарки и под ёлкой оставил, а на самом деле в магазине их покупали!

Дед опять улыбнулся и зашагал дальше.
- Так, Егорка, мамы и папы развивают в своих детях чувство прекрасного. Чувство чего-то настоящего, гораздо большего, чем обладание обычной игрушкой из обычного магазина. Это очень ценно – ощущать нематериальную сторону окружающего мира.

Я не был уверен, что понял тогда дедушкины слова, но какое-то внутреннее восприятие подсказывало, что он говорит мне правду. И я изо всех сил пытался нащупать ту ниточку, которая связывает его непонятные слова, с таким понятным и близким миром, который чувствую и знаю только я сам.
- Пришли, – произнес дедушка, оторвав меня от мыслей о невидимом мире. – Здесь я в первый раз встретился с настоящим Дедом Морозом, – гордо сказал мой дедушка.
- И что он тебе сказал? – С нетерпением спросил я его.
- Ничего. Он даже не заметил меня. Но зато я его очень хорошо разглядел. Он не покупает подарки в магазинах, он не приходит послушать стихи, что детишки выучили специально для него, он не водит хороводы вокруг ёлки. И вообще он довольно редко появляется на людях, поэтому родители по всей Земле сами организуют чудесный праздник для себя и своих детей. Так и получается Новый год планетарного масштаба, и никто не остается в стороне.

Дед походил туда – сюда, что-то высматривая под светом фонаря.
- Ну, а Дед Мороз что? – Не выдержал я. – Он хоть приходит на этот ваш праздник «планетарного масштаба»? Или без него все происходит?
- Дед Мороз создает настоящие чудеса. Вот, смотри, – он направил свет фонаря в сторону и достал из сугроба красивую сосульку. Она переливалась золотым светом, а внутри нее, как под стеклом, были замерзшие снежинки.
- Красиво! А что это?
- Ёлочные игрушки. Настоящие, от Деда Мороза. В магазине таких не купишь! Вот еще. – Дед положил в мою рукавичку другую сосульку, побольше. Она была похожа на вытянутую грушу, которая внутри оказалась полая, и горстка снега в этой полости пересыпалась из стороны в сторону при наклоне этой ледышки.

Дед нашел три штуки, такие разные, такие завораживающие, что я уже и забыл дуться на весь свет.
- Давай, поищи сам, – предложил он.

Я стал внимательно всматриваться в сугробы, которые обманчиво переливались, подмигивали мне, отражая свет от фонаря.
- Да нет тут больше ничего! – Снова вскипел я после длительных безуспешных поисков.
- Закрой глаза и слушай свое сердце, – посоветовал дедушка. – А то ты опять только глазами чудеса ищешь.
- Не понял. Как это – сердцем?

Дедушка встал напротив меня, взял мои руки в свои и велел:
- Закрой глаза.

Я сделал, как он сказал, и весь обратился в слух, надеясь не только увидеть чудеса, но и услышать их сердцем. Может, сердце все слышит через уши?

- Слушай, Егорка, какая тишина вокруг. Обычно шорохи какие-то есть, птахи вдали щебечут, дятел стучит, снег скрипит под чьими-то лапами. А сейчас – тишина, словно лес погрузился в спячку. Слышишь? – Я покивал с закрытыми глазами. – Вот, слушай эту тишину, слейся с ней, стань ею. Это необычная тишина, – дед перешел на громкий шепот. – Это лес притаился, чтобы не пропустить шаги Деда Мороза.

Дедушка замолчал, а я вовлекся в эту игру и продолжал слушать лес с закрытыми глазами. Дед был прав, звуков кругом не было вообще никаких. Звери попрятались, птицы умолкли, ветер не носился среди верхушек деревьев и не шевелил ветки. Даже снег под сапогами и тот молчал, не скрипел, хотя пока шли сюда, вроде скрипел. Или нет? В общем, тишь стояла такая, что я понял смысл выражения «Тишина оглушает». В ушах аж зазвенело от этого, но глаза я не открыл и не испугался. Дед ведь рядом, вон, за руки меня держит. Или уже не держит? Не знаю, почему, но я не мог быть уверен в этом на сто процентов, потому что не чувствовал своих рук. И ног тоже. Я будто бы растворился в этой странной тишине. И вдруг я услышал это.

- Ты слышал? – Спросил я дедушку. Собственный голос показался мне чужим. Сердце забилось часто-часто, то ли от страха, то ли от восторга. Я открыл глаза.
- Что слышал? – Не понял дед.
- Не знаю. Звук какой-то. Оттуда.

Я показал в сторону, хотя не был уверен, что мне не послышалось. Еще секунду назад был уверен, а сейчас уже нет.
- Какой звук? На что похож?

Я уже хотел махнуть рукой, как вдруг опять услышал его, уже вполне реально. Я отпустил дедову руку и пошел туда, откуда шел этот звук. На что похож? На удар маленькой палочкой о маленький колокольчик – «Дзинь». Тонко так, коротко, но мелодично. Дедушка шел за мной, а я продолжал вслушиваться. Казалось, что я вот-вот потеряю связь с этим «Дзинь», потому что оно вдруг замолчало, и я не мог понять, куда идти дальше.

- Ну что? – Спросил дедушка, повертев вокруг меня фонарем.
- Да ничего! – Разозлился я. – Показалось!

Но тут прямо у меня перед ногами мигнул огонек в снегу. Я наклонился, раскидал руками верхний слой снега и увидел шар изо льда вроде тех, что мой дед нашел в сугробах. Но этот был не как сосулька, а как настоящий снежный шар, самый красивый, такой ровный, такой прозрачный. И снежинки внутри него летали… Я аккуратно поднял его двумя рукавичками, и оказалось, что этот шар крепится к какой-то палке, длиной чуть больше метра, наверное.

- Ну и ну, – протянул дедушка. – Вот так находка!
Я поставил эту палку вертикально на снег и услышал тот самый «Дзинь», что нарушал окружающую тишину уже в третий раз.
- Ты слышал? – Посмотрел я на деда.
- Слышал, – подтвердил тот. – Тебе не показалось. Смотри! – Он указал пальцем на шар, внутри которого опять мигнул огонек.
- Как думаешь, дед, что это?
- Однозначно чья-то пропажа, – проговорил он медленно.
- Возьмем ее с собой? – С надеждой спросил я его.
- Возьмем. Подадим объявление, а то хозяин этой вещи, поди, волнуется. Обыскался уже.
- Хозяин? – Переспросил я. – А кто он?
- Поглядим. – Только и ответил дедушка, улыбнувшись с хитрым прищуром.

Что-то он явно не договаривал, и мне не терпелось узнать, что именно. Но я только кивнул ему, прикидывая в уме, как не лягу сегодня спать. Буду следить за ним и за этой интересной палкой. Мы прихватили с собой и найденные сосульки, и палку и зашагали обратно к дому.

Дома весь вечер были разговоры о наших с дедом находках. Сосульки мы оставили на скамейке, во дворе, а палкой со снежным шаром так все увлеклись, что она оказалась внутри дома. Удивительно, но лед не таял! Может, он из стекла сделан?
Я упросил родителей оставить палку в нашей комнате. Завтра дедушка напишет объявление на дверях местной почты, и хозяин придет к нам забрать свою удивительную палку. Интересно, кто он? Может, Деда Мороза в деревне играет? И специально для Нового года ее смастерил? Но меня не оставлял вопрос, почему мы нашли ее в лесу. Как этот кто-то мог потерять ее там? Зачем он вообще в лес ее взял? Репетировал там свою роль что ли?

Ночью я выглядывал в прихожую через щелку приоткрытой двери. Свет не горел, но я видел, как мама и папа на цыпочках понесли в гостиную подарки, чтобы упаковать их и положить под ёлку. Аринка уже крепко спала, поэтому ее на завтра ждал сюрприз, когда она увидит все эти подарки под нашей ёлкой. И будет целый день прыгать от предвкушения, а вечером сиять от счастья, что Дед Мороз подарил ей «Кукольный домик», который она хотела аж с лета. Я тоже всегда раньше спал в ночь с тридцатого на тридцать первое и тоже, как Аринка, прыгал от радости, что Новый год уже близко, и Дед Мороз уже принес для нас подарки.
Я наблюдал за родителями (мне была видна только часть гостиной), они почти все упаковали, как вдруг за окном, которое я тоже видел в щелку, промелькнула чья-то тень. Мои волосы зашевелились сами собой. Я чуть было не вскрикнул от ужаса, но сдержался. А когда тень промелькнула, а потом неожиданно застыла возле окна нашей детской, я, уже не таясь, открыл дверь и через прихожую бросился в гостиную к маме и папе.

- Там, за окном кто-то есть, – прошептал я нервно.
- Ты чего не спишь-то? – Спросила мама, загораживая собой ёлку.
Но тут папа решил, видимо, поддержать настрой предновогодней таинственности и заговорщицки произнес:
- Это, наверное, Дед Мороз ходит около дома. Вон, смотри, он только что был у нас и оставил кучу подарков!
- Пап, я знаю, что это вы с мамой купили всем подарки. Там, правда, кто-то ходит. Я не шучу. Мне страшно. – Выдал я скороговоркой. – Он сначала в это окно заглянул, а потом к нам с Аринкой.
- Ладно, пойдем, посмотрим, кто там, – коротко ответил папа и принес из кухни кочергу.

Мы втроем накинули куртки и вышли на веранду – папа впереди, мы с мамой позади. Сначала никого не было видно. И тихо было так, что самым громким звуком казалось биение моего сердца. Папа по очереди выглянул в каждое окно веранды, потом осторожно приоткрыл входную дверь. Я аж подпрыгнул, потому что возле двери стоял старичок в белом тулупе и белых валенках.
Папа крепче сжал кочергу в руках, но старичок вдруг улыбнулся. Я не видел его рта, просто белые усы на раскрасневшемся лице приподнялись вверх. И сам он выглядел так добродушно, что испуг у меня быстро прошел.

- Кто вы? Что вы делаете на нашем дворе? – Громко спросил папа.
Старичок не ответил, но почему-то зыркнул на меня, словно я что-то у него отобрал.
- Что вам нужно? Вам помочь? – Снова задал вопрос папа, еще громче. Вдруг дедуля плохо слышит.

На веранду вбежали бабушка и дедушка, укутываясь в плед.
- Что происходит? – Спросила бабушка. – Кто это?

Ответить ей никто не успел, потому что на веранду вошла Аринка, босиком, в своей пижаме и с таинственной палкой в руках.
- Дедушка Мороз ищет свой волшебный посох. – Тоненько поведала она сонным голоском.
- Дзинь, – также тоненько пропела палка, и мы все дружно посмотрели на нее.

Как по заказу, внутри снежного шара зажегся огонек. Усы старичка в белом тулупе снова поднялись вверх, а в уголках глаз от радости образовались морщинки. Он протянул одну руку вперед, так и не сказав ни единого слова, и поманил свою палку.
И вот тут я впервые в своей жизни собственными глазами увидел настоящие сказочные чудеса. Волшебная палка медленно поплыла по воздуху от нашей Аринки к загадочному старичку. И в тот момент, когда оказалась в его протянутой руке, она зажглась десятками огоньков. Старичок улыбнулся еще шире и посмотрел на всех нас таким долгим, пронзительным, отчасти нездешним взглядом, что сомнений у меня не осталось – этот старичок никто иной как настоящий Дед Мороз.

Папа опустил кочергу и ошалело воззрился на неожиданного гостя. Мама застыла на месте, инстинктивно прижимая меня и Аринку к себе. Дедушка и бабушка смеялись сквозь слезы, а мы с Аринкой как будто ждали чего-то. И это что-то произошло. Дед Мороз посмотрел на наши сосульки, что лежали, припорошенные снегом, на скамейке возле дома, и постучал своей палкой по крыльцу.

- Дзинь – дзинь – дзинь, – отозвалась палка тоненькими колокольчиками.
Внутри шара с огоньками закружился снег, а из основания волшебной палки надулась сосулька в форме длинной ёлочной «шишечки» с пупырышками. Внутри этой «шишечки» были красивые морозные узоры, какие бывают зимой на окнах, и крохотный золотой огонек, который придавал сосульке мягкое новогоднее свечение.

- Дедушка Мороз дарит нам подарок, – сообщила догадливая Аринка и захлопала в ладоши. – Это мы нашли его посох и позвали Дедушку в гости.
- А? – Только и протянул я в недоумении и взглянул на своего деда.
Тот все еще смеялся. И было в этом смехе что-то детское, что-то по-настоящему близкое и родное, но в тоже время почти забытое, ностальгическое, по-новогоднему чудесное.

Дед Мороз поклонился нам, все также храня молчание, повернулся в сторону леса и бодро зашагал. Что удивительно, под его ногами совсем не скрипел  снег, но, клянусь, мы все отчетливо слышали шаги этого старичка в белом. Звук напоминал тот самый «Дзинь», который издавала его заколдованная палка. А соединяя мысленно каждый «Дзинь» друг с другом, можно было услышать мелодию. Новогоднюю мелодию от Деда Мороза, которую в лесу уже со вчерашнего дня, притаившись в своих норках и на ветках деревьев, ждали все его обитатели.

Подарок мы оставили на скамейке, рядом с другими сосульками. Остаток ночи я, естественно, не мог заснуть, все вспоминал, прокручивал в голове произошедшее. Подумать только, Дед Мороз существует! А я чуть было не лишил сам себя веры в это! А из-за чего? Из-за чека! Мир волшебства оказался совсем не такой, каким я его представлял целых восемь лет. Его нужно ощущать. Вон, у Аринки, похоже, с этим проблем нет. Она чувствует и без слов понимает то, что я до самого этого дня пытался принимать лишь глазами…
Сон все-таки сморил меня. Но перед тем, как провалиться в него, я успел подумать еще о том, что это наш дедушка сообщил Деду Морозу о находке в лесу, ведь Дед Мороз пришел за своей палкой именно в наш дом. Что же получается? Дедушка умеет связываться с этим старичком? И знает он его давно, с детства, сам говорил. Надо бы обсудить с ним это. Любопытно все ж.

Интересная ночь выдалась. Завтра Новый год, друзья приедут, и встреча с ними однозначно будет не такой, как всегда.