1941

Евгений Миронов
В сентябре 1941 года в нижнем Поволжье временами выпадал жаркий день, подобный испепеляющим летним дням.

В посёлке Прудбой Сталинградской области формировалась из эвакуированного состава 15-й и 20-й танковых дивизий 4-я танковая бригада полковника М. Е. Катукова.

Когда назначенный командиром танкового взвода старший лейтенант Дмитрий Фёдорович Лавриненко получал прямо с конвейера Сталинградского тракторного завода свой танк Т-34, он произнёс серьёзно: «Ну, теперь я с Гитлером рассчитаюсь!».

Он родился в станице Бесстрашной Отрадненского района Краснодарского края и являлся потомственным кубанским казаком.

23 сентября перед отъездом эшелона с техникой в сторону Москвы Дмитрий простился с молодой любимой супругой Ниной – также кубанской казачкой. Они поженились в Виннице уже после начала жестокой войны.

В деревне Акулово вблизи железнодорожной станции Кубинка Одинцовского района Московской области 3-го октября закончилось формирование бригады, которая вошла в оперативное подчинение 1-го особого гвардейского стрелкового корпуса генерал-майора Д. Д. Лелюшенко.

Позиции 4-й танковой бригады в районе села Первый Воин 6 октября атаковали превосходящие силы нацистов. Подавив наши противотанковые орудия, танки нацистов начали «утюжить» траншеи и окопы. На помощь пехотинцам комбриг отправил 4 танка Т-34 во главе с Д. Лавриненко. Танки старшего лейтенанта Лавриненко атаковали внезапно. Они повторили атаки с нескольких различных позиций, создав видимость численного превосходства, подбив в общей сложности 15 нацистских танков, 4-е из которых находились на счету командира группы. Комвзвода посадил на броню выживших мотострелков и без потерь вернулся на место засады к опушке леса.

Приказ о спасении роты миномётчиков, на которую надвигались нацистские танки, Д. Лавриненко получил 11-го октября. Механик-водитель танка Пономаренко вспоминал: «Лавриненко нам сказал так: «Живыми не вернуться, но миномётную роту выручить. Понятно? Вперёд!». Выскакиваем на бугорок, а там немецкие танки, как собаки, шныряют. Я остановился. Лавриненко - удар! По тяжёлому танку. Потом видим, между нашими двумя горящими лёгкими танками БТ немецкий средний танк - разбили и его. Видим ещё один танк - он убегает. Выстрел! Пламя… Есть три танка. Их экипажи расползаются. В 300 метрах вижу ещё один танк, показываю его Лавриненко, а он — настоящий снайпер. Со второго снаряда разбил и этот, четвёртый по счёту. И Капотов — молодец: на его долю тоже три немецких танка досталось. И Полянский одного угробил. Так вот миномётную роту и спасли. А сами — без единой потери!»

На Серпухов надвигалась прорвавшаяся нацистская колонна и Д. Лавриненко пошёл навстречу указанию коменданта города. Нацисты уничтожены и некоторые взяты в плен. По прибытии в бригаду с опозданием Лавриненко представил документ: «Полковнику тов. Катукову. - Командир машины Лавриненко Дмитрий Фёдорович был мною задержан. Ему была поставлена задача остановить прорвавшегося противника и помочь восстановить положение на фронте и в районе города Серпухова. Он эту задачу не только с честью выполнил, но и геройски проявил себя. За образцовое выполнение боевой задачи Военный совет армии всему личному составу экипажа объявил благодарность и представил к правительственной награде.   -   Комендант города Серпухова    -   комбриг Фирсов».

В конце октября 4-й танковой бригаде посчастливилось у разъезда Дубосеково на Волоколамском направлении биться с врагом совместно с частями 316 стрелковой дивизии И. В. Панфилова и кавалерийской казачьей группой Л. М. Доватора с общим командованием 16-й армии К.К. Рокоссовским. Общая задача ставилась отбить 12 ноября у нацистов участок земли, какой те намеревались использовать, как плацдарм для наступления на Москву. Задачу выполнили, но танк старшего лейтенанта Дмитрия Фёдоровича Лавриненко оказался подбитым.

Поскольку наступление решили продолжить 17 ноября, в результате танковой атаки под руководством Д. Лавриненко уничтожены 7 нацистских танков, остальные 11 танков уклонились от боя, спрятавшись в лесу. Это определило дальнейшее взятие вместе с мотострелками села Лысцево. После доклада о боевых действиях комвзвода получил информацию об нацистской колонне, которая движется для окружения 690-го стрелкового полка.

Дмитрий Лавриненко оценил обстановку и принял решение атаковать колонну нацистов в одиночку. Меткими выстрелами из засады его танк уничтожит 6 танков противника, после чего оврагами ушёл в своё подразделение. Планы врага по окружению оказались разрушены.

На следующий день – 18 ноября – 20 нацистских танков при поддержке автоматчиков принялись окружать деревню Гусенево. 8 машин с крестами подходили к деревне. В этот момент осколок мины убивает генерал-майора И. В. Панфилова. Дмитрия потрясла гибель генерала. На высоком накале эмоций экипаж Т-34 Дмитрия Лавриненко во встречном бою подбил 7 нацистских танков. Но и его танк был подбит, внезапно появившимися 10-ю нацистскими танками.

5 декабря гвардии старший лейтенант Д. Ф. Лавриненко представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе отмечалось: «…выполняя боевые задания командования с 4 октября и по настоящее время, беспрерывно находился в бою. За период боёв под Орлом и на Волоколамском направлении экипаж Лавриненко уничтожил 37 тяжёлых, средних и лёгких танков противника…».

Наступление наших войск в районе города Истра началось 7 декабря – вначале бои шли за важный пункт – село Крюково. К 18 декабря подразделения 1-й гвардейской танковой бригады приблизились к Волоколамску. Танковая рота старшего лейтенанта Д. Ф. Лавриненко шла в передовом отряде. Застигнув нацистов врасплох, группа атаковала деревню Гряды. Комроты решил, не дожидаясь основных сил, атаковать соседнее село Покровское, где рота уничтожила нацистский гарнизон. Затем комроты повёл танки на соседнюю деревню Горюны, куда отходили нацистские танки и БТР-ы. С другой стороны деревню атаковали основные силы бригады. Общими усилиями нацистов разбили, но некоторым удалось бежать. В этом бою Дмитрий Фёдорович Лавриненко подбил 52-ой нацистский танк.

По окончании боя нацисты принялись обстреливать деревню. Комроты Д. Лавриненко выскочил из танка для доклада руководству, но шальной осколок мины прервал его пламенную геройскую жизнь.

Светлая ему память.