Заря всю ночь

Анатолий Объедков
    Илья любил рисовать закаты и восходы поздно вечером и рано утром, когда он ясно осознавал рождение и угасание, подъем и спад, становление и уход. Например, вечерние лучи солнца вызывают целое зарево, которое медленно меркнет в наступающих сумерках. Кажется, что происходит нечто непоправимое, что будет ночь и только ночь… 
     Другое дело – утро, робкие лучи скользят где-то еще высоко, но темнота уходит, показываются дальний лес, река и в ближних селах и деревнях слышно как поют петухи. Не зря же в народе бытует выражение: проснуться с петухами, то есть – очень рано. Считается, что с первыми петухами исчезает всякая нечисть. А И.А. Бунин так замечательно написал: «Петухи опевают ночь…».
      Когда – то в давние времена петухи да кони красовались на крышах домов, как символы славянских селений. Любовь к ним очевидна, она отражена в русском фольклоре: в сказках, песнях, в образной народной речи. Илья не прошел мимо такого, изобразил на своей картине этого певуна со шпорами на фоне малиновых, вишневых и оранжевых красок восходящей зари с рубиновым гребнем и с распахнутыми рыжими крыльями. Кажется, еще немного и петух во все горло закричит на всю ивановскую…
    Илья любит поэзию и считает, что все связанное с природой начиная с А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета и вплоть до С.Есенина, Н.Рубцова в своих лучших образцах формировали своими необыкновенными образами пейзажную живопись. Потому непревзойденным лиризмом дышат лучшие картины А.Саврасова: «Грачи прилетели», «Зимняя ночь», «Вечер. Перелет птиц» и т.д. Да и Ф.Васильев в этом же ряду, его гениальные вещи: «Оттепель», «Мокрый луг», «Рассвет».
      Илья, часто бывая в Русском музее, подолгу останавливался перед картинами этих и других художников. Правда, картину «Грачи прилетели» он видел в Третьяковской галерее. «Оттепель» потрясала его воображение: глубокие следы от полозьев саней, низкая ветхая изба, старик с ребенком приостановились в раздумье перед разливающейся талой водой и унылое небо – все это кистью мастера написано с такой любовью, что не передать словами.
- Илья, ты не выбрасывай свои наброски, их можно довести и показывать на городских и областных выставках, - говорит ему отец, который понимает толк в рисунках и глубоко любит живопись.
    Сын молчит, изредка показывая ему тот или иной набросок.
- Жаль, что ты тогда не пошел учиться в Художественную академию. Предлагали же по работам…
      Учась в гимназии, Илья параллельно закончил Художественную школу. Никто его туда не направлял и не приглашал. Сам пошел. Потом заканчивая институт совсем другого профиля, его опять страстно позвала живопись.
   Он рвал и сжигал свои опыты, делая по сотни набросков в день, с утра до вечера, через интернет слушал лекции, заказывал необходимые книги.
- Илья, ты не хочешь сделать свою персональную выставку? – спросил как-то его товарищ.
- Нет, Олег, рановато еще, ничего серьезного нет у меня.
- Как нет? У тебя куча рисунков.
- Это все не то.
- Да ты перерос всех наших художников в городе.
- Я не могу равняться на них.
- Почему?
- Есть же классика.
- А Илья Глазунов?
- Да, он великий мастер, но и у него я вижу недоработки. Конечно, его картина «Поэт Александр Блок и Незнакомка» безупречна. Она гениальна. Но и многие другие рождают во мне ощущение полета. Но, к сожалению, Илья Глазунов живет не у нас.
    Но все-таки Илья решился и отослал свою не совсем законченную работу на Международный конкурс и занял 2-е место. Радость свою он скрывал и как бы между прочим открылся своим родителям. И Олегу. Он почувствовал свой стиль и причастность к миру живописи. И он понимал, что впереди его ждет неустанный труд.
               
      

 _